Урок музыки в 6-м классе Что лебедь рассказал о человеке

  • doc
  • 29.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок музыки в 6-м классе Что лебедь рассказал о человеке.doc

Урок музыки в 6-м классе "Что лебедь рассказал о человеке"

 

Тема четверти: В чем сила музыки.

 

Тема урока: Красота природы и  правда отображения ее в музыке: Что лебедь рассказал о человеке.

 

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить детей с образами лебедей в музыке К. Сен-Санса, В. Салманова, Е. Мартынова.

обратить внимание учащихся на средства выразительности хоровой музыки.

ввести понятия “хоровой концерт”, “декламация”.

Воспитательные: научить детей с помощью искусства видеть прекрасное в природе, переживать ее как эстетическую ценность, воспитывать средствами искусства доброе сердце и тонкие чувства учащихся.

Развивающие: совершенствовать навыки общеэстетического и музыковедческого анализа.

 

Оформление: презентация

 

Материалы к уроку:

- Конверты с заданиями:

1. Карточки-настроения – смайлики.

2. Средства музыкальной выразительности.

3. Картины:   А.Куинджи “Облако”, М.Врубеля “Царевна-Лебедь”, Н.Нестерова “Два лада”, И.Левитана “Над вечным покоем”

5. Карточки-настроения: “Лебедь мечтательный”, “Лебедь взволнованный”, “Лебедь трагический”.

- “Копилка чувств” - словарь-справочник В.Г. Ражникова. Содержание его составляют слова, выражающие эмоциональную окраску музыки.

- фломастеры

 

ХОД УРОКА

I. Начало урока: приветствие

 

Ритмодекламация «Здравствуй» (модель Т. Боровик)

Учитель:

 Слово «здравствуй» много значит для людей.

 Поздоровайтесь с друзьями все вы поскорей.

 Здравствуй – встречу начинает, здравствуй – в дружбе помогает. Каждый слово это ждёт, когда друг к тебе идёт…

Музыкальное приветствие «Здравствуй, друг!»

Учитель.: (поёт с использованием    ручных знаков по ОС  Г. Струве):

 Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!

                        (V-V-VI  V-III V-V-VI  V)

 Добрый день! (V-III-I)

Дети: (поют)   Добрый день!      (V-III-I)

Учитель.: Песенкой этой начнём новый день.

                        (V-V-VI  V-III-III V-V-VI  V)

Дети: Новый день. (V-III I)

Все: Мы улыбнёмся друг другу с тобой,

                          (I-I-I II-II-II III-III-III IV)

Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!

                            (V-V-V VI-VI VII-VII-VII I)

Солнцу привет! (I-VII-VI-V

Небу привет! (I-VII-VI-V

Здравствуйте, слышим  (V-V-VI  V-III)

Мы в ответ!      (V-III-I)

 

Учитель – Как приятно видеть счастливые улыбающиеся лица, озорные и искрящиеся глаза. А что Вас заставило сейчас улыбнуться?

Дети – Необычное приветствие, оно было музыкальное, музыка….

Учитель – На уроках в 6 классе мы с вами рассматриваем одну из самых непростых тем. Вот, мы говорим: “Притягательная сила музыкального искусства”. И у нас в голове возникает множество “Почему”. Почему музыка способна взволновать сердца миллионов людей? В чем ее сила?

 

Дети – Она затрагивает струны души человека своей красотой и правдивостью.

 

Учитель: Я пишу на доске два значительных слова “Правда” и “Красота”. Правдивость и красота, – неизменные условия для любого значительного явления в искусстве. Только правдивые интонации, искренние могут нам рассказать правду жизни, передать ее во всей своей красоте

 

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивая струны

Любви, печали, памяти, мечты.

                                               И. Волобуева

– И мы, слушая музыку, исполняя музыкальные произведения, сами на каждом уроке убеждались в этом. Музыкальное произведение – это звуковое письмо из прошлых эпох и дальних стран. А может быть, это обращение композитора-современника к нам. Музыка – это чувства композитора, его впечатления, облеченные в звуки. Какими впечатлениями с нами будут делится композиторы, произведения которых мы услышим сегодня? Они попробуют рассказать нам о красоте природы и правде ее отображения в музыке: …. Эта тема нашего урока, но я ее не дописала до конца, вы сами это сделаете это позднее, может в конце урока, поняв кто же поможет композиторам рассказать эту правду. И для этого мы отправимся в страну чудесных мелодий и постараемся услышать внутреннюю музыку своей души, которая нам расскажет о нас с вами, о людях. Какие мы? Это удивительно.

 

У.: Слышите, музыка приглашает нас в гости.

Франция начала XX века, небольшая уютная гостиная, в которой собрались друзья Камиля Сен-Санса послушать его новое сочинение. В камине потрескивает огонь…

 

“Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись, я воскликнул: “Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно”, - вспоминал один из друзей композитора.

 

2.Прослушивание музыки К.Сен-Санса “Лебедь”.

 

Прошло более 100 лет. Сейчас начало XXI века. А музыка Сен-Санса по-прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она не оставила равнодушными. Почему?

 

3.Запуск творческого проекта.

а) Беседа по впечатлению от прослушанного, практическая работа с наглядностью в форме игры-головоломки.

Поделитесь своими ощущениями. Что вы чувствовали, когда звучала музыка?

 

Выберите из копилки чувств (словарь характерных признаков звучания музыки) те слова, которые расскажут нам о настроении этого произведения.

Дети – Музыка звучала гордо, величественно, мягко, мечтательно, спокойно, трогательно.

Проблемно-творческий вопрос. Можно ли увидеть свои переживания?

 

За семью печатями скрыт наш внутренний мир и на пути к его познанию мы встретимся с препятствиями. Вы готовы их преодолеть?

А вот и первое препятствие (ребята вскрывают конверт с заданием №1).

 

  – Ребята, в первом конверте приготовлены для вас  карточки-настроения: “Мечтательный”, “Взволнованный”, “Трагический”, «Радостный», «Грустный», «Злой». Какая отражает ваши чувства, вызванные музыкой?

 

Каждый ученик выбирает карточку, которое соответствует его настроению и наклеивает его на первую часть пазла.

 

Известно, что музыка обладает великой силой. Как удаётся композитору передать свои мысли и чувства, повлиять на наше восприятие? Ответить на этот вопрос нам поможет задание № 2.

 

Напишите, какие выразительные средства помогли композитору создать такую чудесную музыку.

 

Работа с картой-помощником “Выразительные средства музыки”.

 

 Каждая группа выбирает те выразительные средства, которые помогли композитору создать произведение, оформляя вторую часть пазла. Можно распределить в группе средства выразительности каждому ребенку по одному, он определяет, наклеивает, а вместе получится групповое определение средств выразительности.

 

Ребята, многие великие русские художники очень любили музыку. Возможно, поэтому их работы такие проникновенные, мелодичные, живые. Например, И.Репина вдохновляла “Лунная соната” Бетховена. Под музыку он писал свои картины.

 

Как вы думаете, какая картина могла быть написана под музыку Сен-Санса? (работа с ассоциативным рядом). В задании №3 я предлагаю поразмышлять над этим вопросом.

 

Каждая группа выбирает ту репродукцию картины, которая наиболее созвучна музыке, оформляя третью часть пазла.

 

Какой образ вы представили? Как бы вы назвали эту музыку? (Ответы учащихся).

Дети: “Лебедь”. При звуках музыки мне показалось, что плыл большой, красивый, величавый, гордый лебедь. Я смог даже представить, как выглядела птица.

 

Учитель – Французский композитор Камиль Сен-Санс восхищался величием и красотой этой птицы.

А каким инструментам поручает композитор пропеть этот гимн красоте?

 

Дети – Виолончель и фортепиано.

 

Учитель – Как вы думаете, лебедь плывет по воде или летит высоко в небе?

 

Дети – По воде.

 

Учитель – Почему вы это поняли? В партии какого инструмента вы это услышали? Какой инструмент подражал легкому плеску воды?

 

Дети – Фортепиано.

Задание №4 (открывают конверт) Почему в конверте 2 лебедя? (один белого цвета, другой – тёмного) Чем они отличаются? Как вы думаете, какой из этих лебедей должен появиться на четвертой части пазла? (Ответы и предположения учащихся).

 

Лебеди-лебеди - белые лебеди...  А что вы знаете об этих птицах? Какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите это слово?

 

Д.: Красивая, гордая, величественная. Девушку сравнивают с лебедушкой, про ее походку и осанку  говорят, как лебедушка плывет.

 

Учитель – Замечательная музыка Сен-Санса вдохновила замечательного русского хореографа и танцовщика Михаила Фокина поставить танец для великой русской балерины А.Павловой. По легенде  звезде Мариинского театра Анне Павловой понадобился концертный номер, и она пришла к знаменитому хореографу Михаилу Фокину с просьбой помочь в выборе музыки.  Фокин в то время увлекался творчеством Сен-Санса и номер создал буквально за несколько минут. В видении Фокина лебедь… А вот какого  лебедя изобразил хореограф, вы увидите сами.  Сегодня мы посмотрим этот танец в исполнении Г.Улановой.

 

Одна и та же музыка. В чем же тогда различие? Попытайтесь его почувствовать.

 

 Просмотр видеофрагмента “Умирающий лебедь”.

 

Д.: Лебедь Сен-Санса прекрасный, чистый, символизирует жизнь, благородство, величие.

Лебедь Фокина не менее прекрасен, однако он умирает, но в его смерти то же величие, та же поэзия. Ведь только единственный раз в жизни лебедь поёт и песня та лучше соловьиной.

А в ней слышится красота всего мира и гармония жизни.

 

У.: Лебедь умирал трогательно, прекрасно, взмахивая руками-крыльями и рождая бурный восторг в зрительном зале.  Уланова исполняла Лебедя в своей манере... "Чудесная Уланова сумела показать глубину и драматизм. Ее "Умирающий лебедь" отличается по концепции от лебедя Павловой. Это героический лебедь, торжествующий даже в смерти". (Арнольд Хаскелл). Чудо движения и чудо балетного подвига: запись 1956 года... Улановой уже почти пятьдесят, но какая легкость, грациозность и воздушность. Гениальный танец талантливой Артистки!

 

Учитель –Мы убеждаемся в том, что поэтическое прочтение образов природы рождает необыкновенно чувственные и сильные произведения.

 

Учитель – Красоту лебедя воспевали в своем творчестве и русские композиторы. Какие?

Учитель – “Повелительной палочки тайные взмахи / И мелькают снежинки, как нотные знаки. / И трепещут, сверкая серебряной пылью / Лебединого озера легкие крылья”. (Ахмат Созаев)

 

Дети – “Лебединое озеро” П.И. Чайковского.

 

Учитель – “После грозного потрясения, / Злых обид и черных угроз, / Вдруг почувствуешь: легче дышится. / И внезапно в душе твоей/Ни с того, ни с сего послышится / Танец маленьких лебедей”. (Маргарита Алигер)

 

Дети – “Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский.

 

Учитель – “Все ближе задушевный лепет. / Перед тобой царевна-лебедь. / И вскинула ночная мгла / Ее метельные крыла”. (Илья Сельвинский)

 

Дети – “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римский-Корсаков.

 

Учитель –  Композиторы переносят в природу свои радости и горести, свои чувства. Поэтому, глядя на лебедей, мы можем понять человеческие чувства и переживания, узнать ситуации человеческой жизни.

 

Учитель – Я хочу обратить ваше внимание на человека, который смотрит на нас с этого портрета. Вадим Салманов – наш соотечественник, композитор ХХ века. Он самобытно развивает тему природы в музыкальном искусстве. “Лебедушка”, - так назвал он свой хоровой концерт. Впервые мы с вами встречаемся с жанром хорового концерта. Это большое многочастное произведение, в исполнении которого принимает участие хор. Написана “Лебедушка” на народные слова. Сам композитор так говорил об этом произведении. “Мне захотелось написать произведение в народных традициях. Я всегда с большим вниманием относился к национальному фольклору”. Мы послушаем одну из частей этого хорового концерта – четвертую, кульминационную. Она называется “Увели нашу подруженьку”.

Учитель – Готовясь к этому уроку, я прочитала два разных толкования сюжета этого произведения. Одно толкование принадлежит автору, а второе – другому композитору. Я специально не скажу вам, кому какая трактовка принадлежит. Я хочу, чтобы вы, прослушав музыку, по характеру ее определили правильное объяснение.

 

а) “По сюжету молодую девушку-лебедушку выдают замуж за немилого, нелюбимого, но богатого человека. На свадебном празднике разыгрывается подлинная трагедия души”.

 

б) “Это поэтичнейший песенный сказ о белой лебедушке, отставшей от своей стаи ради белого лебедя, а вернее сказать, ради большой чистой человеческой любви. О прекрасном, хоть и грустном немножко, цветении двух нежных сердец”.

 

Слушание музыки: В. Салманов “Увели нашу подружку” из хорового концерта “Лебедушка”

 

Учитель – Как вы думаете, этот хор рассказывает нам о веселой свадьбе и счастливой любви или он рисует нам картину неравного брака, который стал несчастьем для девушки-лебедушки?

 

Дети – …(Возникает дискуссия. Разные ученики соглашаются, кто с первым, кто со вторым высказыванием. У ребят нет единства мнений по этому вопросу).

 

Учитель – В музыке мы слышим то же мягкое спокойствие и доброе умиротворение,  или мы услышали в ней другие чувства?

Дети – Другие.

Учитель – Обратитесь к копилке чувств и найдите слова, которые правильно характеризуют настроение этой музыки.

Дети – Растревоженная, печальная, взволнованная, жалобная, грустная, трепещущая.

Учитель – Хор какого состава исполнил этот номер?

Дети – Смешанный хор без сопровождения.

Учитель – Вспомните специальный музыкальный термин, обозначающий пение без сопровождения.

Дети – А капелла.

Учитель – Были ли солисты?

Дети – Были.

Учитель – А что еще вас поразило, что было необычно в этом хоровом исполнении?

Дети – Некоторые партии хора не поют, а говорят.

Учитель – А как вы думаете, зачем В. Салманов разрешил некоторым партиям не петь, а говорить? Что хотел таким способом изобразить композитор?

Дети – Можно передать волнение людей, шелест крыльев, вода в озере волнуется, кусты шумят.

Учитель – Да верно. Автор сам об этом говорит. Чтобы ярче передать драматизм ситуации, он противопоставил пению хоровую декламацию, т.е. ритмизированную речь.

 

Учитель – Хор поет о лебедушке, а в нашем воображении возникает живой образ нежной девушки. Словно трепещет, шелестит еле слышно белыми крыльями лебединая стая. А это уже и не стая, это люди, провожающие в дальние края девушку замуж за нелюбимого. “Береги, не давай печалиться, не давай кручиниться!”

Вот и еще одну историю рассказали лебеди о человеке.

 

Учитель – Ребята, почему и литература, и музыка так часто обращаются к образам лебедей, наделяют их человеческими качествами? Что еще вы знаете об этих птицах?

 

Дети – Лебеди живут стаями, семьями. Создают пары до конца жизни. Воспитывают лебедяток. Преданы друг другу, «лебединая верность». Один раз перед смертью поют. Это называется лебединой песней.

 

Учитель – Я с вами совершенно согласна. У этих прекрасных птиц есть очень много человеческих качеств. Людям можно поучиться у них верности, самопожертвованию, материнской любви.

– А еще одну историю о лебединой верности рассказали нам поэт Андрей Дементьев и композитор Евгений Мартынов в своей песне. Давайте, послушаем ее.

 

Исполнение песни Е.Мартынова “Лебединая верность”

Задание №5.

 Учитель – Ребята, у в 5 конверте приготовлены для вас карточки-настроения: “Лебедь мечтательный”, “Лебедь взволнованный”, “Лебедь трагический”. Подумайте, какому из музыкальных номеров, прозвучавших сегодня на уроке, какая карточка соответствует.

 

Дети – (определяют соответствие). Подпишите названия произведений на карточках и приклейте на пазлы.

 

Учитель – Слушая и исполняя произведения, героями которых были лебеди, мы как будто бы проживали важные и значительные события их жизни. Эти переживания сделали нас мудрее и духовно богаче. Какими качествами удивительных птиц, воспетых поэтами и композиторами, вы бы хотели сами обладать?

 

Дети – Верность, красота, любовь к детям, преданность семье.

 

Учитель – напишите эти качества на последней центральной части ваших конструкторов и соберите фигуру целиком.

Какую фигуру вы собрали из пазлов? (цветок, звезда, снежинка). Можно ли “Лебедя” сравнить с цветком, звездой, снежинкой? Почему?

 

4.Итог творческой работы.

Разместите ваши творческие проекты на доске.

 

Посмотрите на свои проекты. Это мир ваших душ. Он интересен, удивителен, прекрасен.

 

Учитель – Вывод по уроку: Не так давно люди считали, что природа – это не храм, а мастерская, и задача человека – подчинить себе природу, победить ее. А произведения искусства напоминают нам, что в природе очень много человеческого. Природа живая, чувствующая, беззащитная. Человек может увидеть в ней собственную душу, а может своим бездушием и природу превратить во что-то мертвое и безжизненное. Искусство является тем волшебным зеркалом, при помощи которого человек видит в природе себя. Оно бередит наше сердце, тревожит нашу душу, не дает нам очерстветь и ожесточиться. Именно поэтому писатель Ф.М.Достоевский сказал, что красота спасет мир. А писатель Б. Васильев своей повестью «Не стреляйте в белых лебедей» говорит нам не губите природу, берегите ее красоту


Скачано с www.znanio.ru