Урок музыки "Великие русские композиторы - мелодисты. С.В. Рахманинов."
Оценка 4.8

Урок музыки "Великие русские композиторы - мелодисты. С.В. Рахманинов."

Оценка 4.8
docx
26.12.2022
Урок музыки "Великие русские композиторы - мелодисты.  С.В. Рахманинов."
46_K-t_Muzyka_Nastya_23_11.docx

Конструкт урока музыки

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»

студентки группы 46 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Говорухиной Анастасии Владимировны

Дата: 23.11.2022

Класс: 2А                                                                                         

Тема урока: Великие русские композиторы - мелодисты.  С.В. Рахманинов.

Цель урока: расширение представлений о творчестве русского  композитора – мелодиста С.В. Рахманинове в процессе заполнения «ромашки».

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к уроку музыки, интерес и познавательную активность в процессе выполнения заданий, проявляют высокую заинтересованность в теме урока

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение ставить цель, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение самостоятельно формулировать познавательную цель, обрабатывать информацию, умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её).

Предметный: знают понятие мелодия, её свойства, умеют  определять  мелодию при прослушивании произведения, умеют выделять  особенности  мелодии при прослушивании, знают биографию С.В. Рахманинова.

Задачи:

Воспитательная: формировать положительное отношение к уроку музыки, воспитывать интерес и познавательную активность в процессе выполнения заданий, способствовать проявлению высокой заинтересованности в теме урока

Развивающая: развивать регулятивные УУД (умение ставить цель, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение самостоятельно формулировать познавательную цель, обрабатывать информацию, умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её).

Образовательная: актуализировать знания о понятии мелодия, её свойствах, научить  определять мелодию при прослушивании произведения, выделять  особенности  мелодии при прослушивании, познакомить с биографией С.В. Рахманинова.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

•      Создание положительного эмоционального подъёма;

•      Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

•      Принцип наглядности;

•      Принцип систематичности и последовательности;

•      Принцип доступности;

•      Принцип деятельности;

•      Принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания:

1.       Методы формирования социального опыта:

        Педагогическое требование;

        Игра;

        Упражнение;

        Ситуация свободного выбора.

2.       Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

        Поощрение;

        Создание ситуации успеха;

        Соревнование.

Методы обучения

1.       По источнику получения знаний:

        Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой;

        Наглядные: демонстрация;

        Практические: упражнение.

2.       Методы закрепления и повторения изучаемого материала:

        Повторение.

  Специальные методы музыкального обучения и воспитания:

        метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

        метод интонационно-стилевого постижения музыки;

        метод музыкального обобщения

        метод активизации деятельности школьников

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Демонстрационные: презентация «Великие русские композиторы - мелодисты.  С.В. Рахманинов» , иллюстрация «Ромашка»

Индивидуальные:  пенал, тетрадь

       Тип урока:

1.     Организационно-мотивационный (2 мин.)

2.     Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин.)

3.     Усвоение новых знаний и способов действий (15 мин.)

4.     Первичное закрепление (5 мин.)

5.     Организация самостоятельной работы (12 мин.)

6.     Информация о домашнем задании (1 мин.)

7.       Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)

 

 Использованная литература:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

2.       Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.

3.       Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.ъ

4. Рабочая программа по предмету «Музыка» (начальное общее образование) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21», г. Каменск – Уральский, 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

 

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

 

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

словесные, наглядные создание ситуации успеха, поощрение предъявление педагогических требований

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна. Сегодня урок музыки проведу у вас я.

- Проверим готовность к уроку. У вас на парте приготовлены  тетрадь, пенал.

- Для того, чтобы на уроке быть внимательными и активными я предлагаю выполнить упражнения.

- Первое упражнение называется «Кастрюлька-крышечка»

- Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

- Молодцы! Следующее упражнение «Дом – ёжик – замок». Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

- Молодцы! Сейчас тихонько присаживайтесь на свои места. Не забываем про посадку, спина прямая, ноги стоят ровно на полу.

- Я вижу, что вы очень внимательные. Сегодня нас ждёт интересный урок, поэтому предлагаю начать.

проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

выполняют упражнения

Ф

Презентация  “Рахманинов”

СК

ОК

Личностный: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к уроку музыки

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (, контролировать и оценивать свои действия; волевую саморегуляцию;)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Актуализировать знания  о композиторе, понятии «мелодия» и ее особенностях

Сформулировать тему и цель урока.

словесные, наглядные создание ситуации успеха, поощрение стимулирование занимательным содержанием объяснение педагогическое требование 

-Для начала вспомним, что вы узнали на прошлом уроке?

-Посмотрите на слайд, кто на нем изображен?

-Верно, это Пётр Ильич Чайковский – величайший композитор России и мира.

- Кто помнит, с каким произведением Чайковского вы познакомились?

- «Концерт номер один для фортепиано с оркестром».

- Что вы заполняли после прослушивания?

- Вы заполняли ромашку-мелодию.

- Что такое мелодия?

*если затрудняются на слайде определение с пропущенными словами*

- Молодцы! Мелодия – это последовательность звуков, которые образуют музыкальное единство. То есть все звуки вместе звучащие образуют мелодию.

- Какие свойства мелодии вы знаете? (было 5 лепестков ромашки – 5 свойств, т.е.  средств музыкальной выразительности - настроение, темп, динамика, направление мелодии, характер)

- Молодцы!

- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним великим композитором, но для того чтобы узнать с кем именно, посмотрите на слайд. Вам нужно прочитать тему урока справа налево.

- Кто готов – рука на локоток.

- Ира, как звучит тема?

-Ребята, кто согласен – хлопните два раза. Молодцы!

- Тема нашего урока «Великий русский композитор – мелодист Сергей Васильевич Рахманинов»

- Для того чтобы наш урок был познавательным, предлагаю поставить задачи.

-Посмотрите на слайд, задачи урока стоят  в неправильном порядке, нам нужно их восстановить.

- Какая первая задача? Какая вторая задача? Какая третья задача?

- Молодцы! Я предлагаю начать работу.

Концерт номер один для фортепиано с оркестром

 

ромашку-мелодию

 

Мелодия – это последовательность звуков, которые образуют музыкальное единство

 

Ответы детей

 

 

 

 

«Великий русский композитор – мелодист Сергей Васильевич Рахманинов»

 

1.Познакомиться с творчеством композитора

2.Прослушать произведение и проанализировать его

3. Разучить и исполнить песню

 

Ф

И

Презентация “Рахманинов”

Самоконтроль, оперативный контроль

Личностный: регулятивные УУД (умение ставить цель, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию),

познавательные УУД (умение самостоятельно формулировать познавательную цель, обрабатывать информацию, умение делать выводы),

коммуникативные УУД (умение самостоятельно умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  свою точку зрения и обосновывают её).

Предметный: знают понятие мелодия, её свойства

3. Решение проблемы

Познакомить обучающ хся с творчестовом русского компзитора  С.В. Рахманинова

 

 

методы формирования умений и навыков, применения знаний наглядные, практические

инструктаж    метод активизации деятельности школьников

- В конце нашего урока мы должны ответить на главный вопрос по теме урока – «Можно ли назвать С.В. Рахманинова великим композитором –мелодистом и почему?»

-Какую первую задачу будем решать?

- Сергей Васильевич Рахманинов - выдающийся композитор, пианист и дирижер. С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз. Когда Сергею было 13 лет он познакомился с Петром Ильичом Чайковским, который высоко оценил творческие способности Рахманинова. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными, один из которых «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром»

- Ребята, что вам больше запомнилось из биографии композитора?

- Спасибо за ваши ответы. Какую задачу мы с вами решали?

- Смогли мы ее выполнить?

- Какая следующая задача?

- Спасибо.

1.Познакомится с композитором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

первую

 

 

Ф

Презентация “Мелодия”

Самоконтроль, оперативный контроль

Личностный: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к уроку музыки,

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД ( умение контролировать и оценивать свои действия, волевую саморегуляцию),

познавательные УУД (умение обрабатывать информацию, умение делать выводы), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её).

Предметный: знают биографию С.В. Рахманинова.

 

Физминутка

Снять физическое напряжение

стимулирование занимательным содержанием предъявление педагогических требований

-Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте из-за своих парт и так чтобы не мешать друг другу.

-Я вам сейчас буду читать стих и показывать движения, а вы за мной повторять.

Под веселые напевы Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу. Правую дай руку другу.

 

-Молодцы, тихо присаживаемся на свои места, помним про посадку, спина прямая, ноги стоят на полу ровно, руки лежат  на парте домиком.

выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

И

-

СК

ОК

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД ( контролировать и оценивать свои действия; волевую саморегуляцию;)

5. Первичное закрепление + самостоятельная работа

Организовать усвоение нового способа

действия при решении типовых задач и организовать самостоятельную работу.

Определить особенности мелодии в произведении С.В. Рахманинова

 

методы формирования умений и навыков, применения знаний исследовательские словесные, наглядные, самостоятельная работа: объяснение, инструктаж  педагогическое требование, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- Сегодня мы с вами продолжим работать с нашей «Ромашкой-мелодией». Я раздам вам по одной карточке с ромашкой  на парту и мы с вами вместе будем заполнять ее. Вы будете работать в паре и по очереди заполнять свойства мелодии в ромашке.

- Напомню, что её лепестки необычные, каждый из них обозначает свойство мелодии, для того чтобы её заполнить мы с вами прослушаем произведение Рахманинова «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром».

 - Кто может напомнить, что обозначает слово «КОНЦЕРТ»?

 - Прежде, чем начать слушать, хотела бы вам рассказать идею и содержание Концерта №2. Оказывается, что первая часть Концерта№2 основана на величавой главной теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами колокола. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке. Другая тема -  контрастна главной. Это уже образ любви и счастья.

- Ребята, предлагаю вам прослушать мелодию, которая звучит в начале этого концерта и определить ее свойства, глядя на критерии мелодии по «Ромашке» и помочь мне заполнить лепестки ромашки правильными словами о музыке.

*прослушивание*

-Какие чувства у вас вызвала эта мелодия?

-Какое «настроение» у данной мелодии?

-Кто согласен  - поднимите руку

- Следующий критерий - динамика мелодии, то есть с какой громкостью она звучит?

-Верно, мы можем услышать, как мелодия звучит сначала тихо, затем начинает звучать громче.

-Мелодия звучала быстро, медленно или в среднем темпе?

-Представьте, что мелодия звучит по определенному пути. Этот путь двигался вверх и были высокие нотки или вниз и были низкие нотки?

-И еще  один лепесток – это характер мелодии. Он может быть маршевый, напевный или танцевальный. Какой же характер?

- Молодцы!

-Ребята, посмотрите на нашу ромашку. Она полностью заполнена!

- Давайте послушаем этот фрагмент ЕЩЕ РАЗ, чтобы запомнить эту знаменитую мелодию! Можете прилечь на парту и внимательно вслушаться в мелодии, которая  посвящена теме нашей Родины!

- Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там важное место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

- Нашли мы ответ на главный вопрос по теме нашего  урока – «Можно ли назвать С.В. Рахманинова великим композитором –мелодистом и почему?»

-Посмотрите на слайд, мы выполнили вторую задачу? Поднимите руку, кто считает, что эту задачу мы с вами выполнили.

-Катя, прочитай, какая у нас будет последняя задача урока?

-Да, сейчас мы с вами устроим настоящий концерт!

- Скажите, какой праздник приближается?

-Верно! Новый год. Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма и узнать какую песню мы с вами сегодня будем учить.

*просмотр мультфильма «Простоквашино»*

- Узнали мультфильм? Как он называется?

- Верно! Сейчас мы с вами выучим песню «Кабы не было зимы»

- Сядьте  как исполнители - спина прямая, руки на коленях, ноги прямо на полу.

- Начнем с небольшого распевания, чтобы настроиться на пение

https://youtu.be/NsOhnp0Hm2c

- Предлагаю нам познакомиться со словами  сначала 1 куплета. Посмотрите, они появились на слайде. Сейчас мы хором с вами их проговорим.

- Сначала будем подпевать в среднем темпе, не быстро, чтобы все слова правильно пропеть и запомнить мелодию.

- Замечательно! А теперь  -  я включу плюс этой песни уже в подвижном темпе, слова будут на слайде, предлагаю вам в пол голоса потренироваться напевать слова с мелодией.

- Как здорово у вас уже получается!

А теперь  мы с вами споём 2 куплет этой  песни, прочитайте слова на слайде. Если понятны, то будем петь сразу в подвижном темпе.

- Отлично, ребят! Какое замечательное выступление! Вы отличные певцы!

- Соединим 1 и 2 куплеты, которые мы выучили!

 ответы детей

 

 

 

 

 

 

Слушают произведение

 

 

 

 

 

 

величественная

 

сначала тихо потом громко

 

 

средний

 

волнообразная, звучала низко

 

 

напевный, протяжный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да

 

 

 

 

 

 

Новый год

 

 

ответы детей

 

просмотр мультфильма

Простоквашино

 

 

 

 

 

 

 

Распевка

 

 

 

 

Исполнение песни

Ф И

Презентация «Рахманинов»

Видео

СК

ОК

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД ( контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию),

познавательные УУД (умение  обрабатывать информацию, умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группах, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её).

Предметный: знают понятие мелодия, её свойства, умеют различать  мелодию при прослушивании произведения, умеют выделять критерии мелодии при прослушивании, знают биографию С.В. Рахманинова

6. Подведение итогов + Рефлексия деятельности

Подвести итог урока  и организовать рефлексию обучающихся

беседа, повторение предъявление педагогических требований поощрение

 

- Наш с вами урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги.

- Какую тему мы с вами проходили сегодня?

- Что мы с вами сегодня делали?

- Верно,  какие задачи мы поставили перед собой?

- Хлопните в ладоши 1 раз, если нам удалось выполнить все задачи.

- Отлично, молодцы!

-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-Покажите 5 пальцев, если вам было интересно на уроке, вы узнали и запомнили что-то новое.

- 4 пальца, если вам было интересно, но были трудности, с которыми вы справились.

- 3 пальца, если вам было  неинтересно на уроке.

-Спасибо за ваши ответы, можете отпустить руки.

- Я  вас благодарю за этот урок, вы были большие молодцы!

-Отдельно хочу похвалить …, за правильные ответы, …, за активную работу на уроке.

-Урок окончен, до свидания. 

«Великий русский композитор – мелодист Сергей Васильевич Рахманинов»

Называют задачи

 

 

 

 

Показывают пальцы

Ф

Презентация “Рахманинов”

СК

ОК

Личностный: проявляют высокую заинтересованность в теме урока

Метапредметные:

познавательные УУД ( умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт урока музыки ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования» студентки группы 46…

Конструкт урока музыки ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования» студентки группы 46…

Методы воспитания: 1.

Методы воспитания: 1.

Примерная основная образовательная программа

Примерная основная образовательная программа

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализация опорных знаний и способов действий

Решение проблемы Познакомить обучающ хся с творчестовом русского компзитора

Решение проблемы Познакомить обучающ хся с творчестовом русского компзитора

Физминутка Снять физическое напряжениестимулирование занимательным содержанием предъявление педагогических требований-Предлагаю немного отдохнуть

Физминутка Снять физическое напряжениестимулирование занимательным содержанием предъявление педагогических требований-Предлагаю немного отдохнуть

С.В. Рахманинова методы формирования умений и навыков, применения знаний исследовательские словесные, наглядные, самостоятельная работа : объяснение, инструктаж педагогическое требование, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки метод…

С.В. Рахманинова методы формирования умений и навыков, применения знаний исследовательские словесные, наглядные, самостоятельная работа : объяснение, инструктаж педагогическое требование, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки метод…

Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению

Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению

Первичное закрепление + самостоятельная работа

Первичное закрепление + самостоятельная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022