Конструкт урока музыки
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»
студентки группы 46 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Говорухиной Анастасии Владимировны
Дата: 23.11.2022
Класс: 2А
Тема урока: Великие русские композиторы - мелодисты. С.В. Рахманинов.
Цель урока: расширение представлений о творчестве русского композитора – мелодиста С.В. Рахманинове в процессе заполнения «ромашки».
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к уроку музыки, интерес и познавательную активность в процессе выполнения заданий, проявляют высокую заинтересованность в теме урока
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение ставить цель, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение самостоятельно формулировать познавательную цель, обрабатывать информацию, умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Предметный: знают понятие мелодия, её свойства, умеют определять мелодию при прослушивании произведения, умеют выделять особенности мелодии при прослушивании, знают биографию С.В. Рахманинова.
Задачи:
Воспитательная: формировать положительное отношение к уроку музыки, воспитывать интерес и познавательную активность в процессе выполнения заданий, способствовать проявлению высокой заинтересованности в теме урока
Развивающая: развивать регулятивные УУД (умение ставить цель, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение самостоятельно формулировать познавательную цель, обрабатывать информацию, умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Образовательная: актуализировать знания о понятии мелодия, её свойствах, научить определять мелодию при прослушивании произведения, выделять особенности мелодии при прослушивании, познакомить с биографией С.В. Рахманинова.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания:
• Создание положительного эмоционального подъёма;
• Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
• Принцип наглядности;
• Принцип систематичности и последовательности;
• Принцип доступности;
• Принцип деятельности;
• Принцип психологической комфортности.
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
1. Методы формирования социального опыта:
● Педагогическое требование;
● Игра;
● Упражнение;
● Ситуация свободного выбора.
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
● Поощрение;
● Создание ситуации успеха;
● Соревнование.
Методы обучения
1. По источнику получения знаний:
● Словесные: беседа, объяснение, работа с книгой;
● Наглядные: демонстрация;
● Практические: упражнение.
2. Методы закрепления и повторения изучаемого материала:
● Повторение.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания:
● метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки
● метод интонационно-стилевого постижения музыки;
● метод музыкального обобщения
● метод активизации деятельности школьников
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
Демонстрационные: презентация «Великие русские композиторы - мелодисты. С.В. Рахманинов» , иллюстрация «Ромашка»
Индивидуальные: пенал, тетрадь
Тип урока:
1. Организационно-мотивационный (2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин.)
3. Усвоение новых знаний и способов действий (15 мин.)
4. Первичное закрепление (5 мин.)
5. Организация самостоятельной работы (12 мин.)
6. Информация о домашнем задании (1 мин.)
7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2013. – 26с.
3. Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.ъ
4. Рабочая программа по предмету «Музыка» (начальное общее образование) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21», г. Каменск – Уральский, 2021 г.
Этапы урока
|
Образовательные задачи |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.
|
словесные, наглядные создание ситуации успеха, поощрение предъявление педагогических требований |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна. Сегодня урок музыки проведу у вас я. - Проверим готовность к уроку. У вас на парте приготовлены тетрадь, пенал. - Для того, чтобы на уроке быть внимательными и активными я предлагаю выполнить упражнения. - Первое упражнение называется «Кастрюлька-крышечка» - Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». - Молодцы! Следующее упражнение «Дом – ёжик – замок». Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. - Молодцы! Сейчас тихонько присаживайтесь на свои места. Не забываем про посадку, спина прямая, ноги стоят ровно на полу. - Я вижу, что вы очень внимательные. Сегодня нас ждёт интересный урок, поэтому предлагаю начать. |
проверяют готовность к уроку
выполняют упражнения |
Ф |
Презентация “Рахманинов” |
СК ОК |
Личностный: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к уроку музыки Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (, контролировать и оценивать свои действия; волевую саморегуляцию;) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Актуализировать знания о композиторе, понятии «мелодия» и ее особенностях Сформулировать тему и цель урока. |
словесные, наглядные создание ситуации успеха, поощрение стимулирование занимательным содержанием объяснение педагогическое требование |
-Для начала вспомним, что вы узнали на прошлом уроке? -Посмотрите на слайд, кто на нем изображен? -Верно, это Пётр Ильич Чайковский – величайший композитор России и мира. - Кто помнит, с каким произведением Чайковского вы познакомились? - «Концерт номер один для фортепиано с оркестром». - Что вы заполняли после прослушивания? - Вы заполняли ромашку-мелодию. - Что такое мелодия? *если затрудняются на слайде определение с пропущенными словами* - Молодцы! Мелодия – это последовательность звуков, которые образуют музыкальное единство. То есть все звуки вместе звучащие образуют мелодию. - Какие свойства мелодии вы знаете? (было 5 лепестков ромашки – 5 свойств, т.е. средств музыкальной выразительности - настроение, темп, динамика, направление мелодии, характер) - Молодцы! - Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним великим композитором, но для того чтобы узнать с кем именно, посмотрите на слайд. Вам нужно прочитать тему урока справа налево. - Кто готов – рука на локоток. - Ира, как звучит тема? -Ребята, кто согласен – хлопните два раза. Молодцы! - Тема нашего урока «Великий русский композитор – мелодист Сергей Васильевич Рахманинов» - Для того чтобы наш урок был познавательным, предлагаю поставить задачи. -Посмотрите на слайд, задачи урока стоят в неправильном порядке, нам нужно их восстановить. - Какая первая задача? Какая вторая задача? Какая третья задача? - Молодцы! Я предлагаю начать работу. |
Концерт номер один для фортепиано с оркестром
ромашку-мелодию
Мелодия – это последовательность звуков, которые образуют музыкальное единство
Ответы детей
«Великий русский композитор – мелодист Сергей Васильевич Рахманинов»
1.Познакомиться с творчеством композитора 2.Прослушать произведение и проанализировать его 3. Разучить и исполнить песню
|
Ф И |
Презентация “Рахманинов” |
Самоконтроль, оперативный контроль |
Личностный: регулятивные УУД (умение ставить цель, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение самостоятельно формулировать познавательную цель, обрабатывать информацию, умение делать выводы), коммуникативные УУД (умение самостоятельно умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, свою точку зрения и обосновывают её). Предметный: знают понятие мелодия, её свойства |
3. Решение проблемы |
Познакомить обучающ хся с творчестовом русского компзитора С.В. Рахманинова
|
методы формирования умений и навыков, применения знаний наглядные, практические инструктаж метод активизации деятельности школьников |
- В конце нашего урока мы должны ответить на главный вопрос по теме урока – «Можно ли назвать С.В. Рахманинова великим композитором –мелодистом и почему?» -Какую первую задачу будем решать? - Сергей Васильевич Рахманинов - выдающийся композитор, пианист и дирижер. С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз. Когда Сергею было 13 лет он познакомился с Петром Ильичом Чайковским, который высоко оценил творческие способности Рахманинова. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными, один из которых «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром» - Ребята, что вам больше запомнилось из биографии композитора? - Спасибо за ваши ответы. Какую задачу мы с вами решали? - Смогли мы ее выполнить? - Какая следующая задача? - Спасибо. |
1.Познакомится с композитором
Ответы обучающихся
первую
|
Ф |
Презентация “Мелодия” |
Самоконтроль, оперативный контроль |
Личностный: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к уроку музыки, Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД ( умение контролировать и оценивать свои действия, волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение обрабатывать информацию, умение делать выводы), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её). Предметный: знают биографию С.В. Рахманинова.
|
Физминутка |
Снять физическое напряжение |
стимулирование занимательным содержанием предъявление педагогических требований |
-Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте из-за своих парт и так чтобы не мешать друг другу. -Я вам сейчас буду читать стих и показывать движения, а вы за мной повторять. Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай руку другу.
-Молодцы, тихо присаживаемся на свои места, помним про посадку, спина прямая, ноги стоят на полу ровно, руки лежат на парте домиком. |
выполняют физминутку.
|
Ф И |
- |
СК ОК |
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД ( контролировать и оценивать свои действия; волевую саморегуляцию;) |
5. Первичное закрепление + самостоятельная работа |
Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач и организовать самостоятельную работу. Определить особенности мелодии в произведении С.В. Рахманинова
|
методы формирования умений и навыков, применения знаний исследовательские словесные, наглядные, самостоятельная работа: объяснение, инструктаж педагогическое требование, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки метод интонационно-стилевого постижения музыки; |
- Сегодня мы с вами продолжим работать с нашей «Ромашкой-мелодией». Я раздам вам по одной карточке с ромашкой на парту и мы с вами вместе будем заполнять ее. Вы будете работать в паре и по очереди заполнять свойства мелодии в ромашке. - Напомню, что её лепестки необычные, каждый из них обозначает свойство мелодии, для того чтобы её заполнить мы с вами прослушаем произведение Рахманинова «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром». - Кто может напомнить, что обозначает слово «КОНЦЕРТ»? - Прежде, чем начать слушать, хотела бы вам рассказать идею и содержание Концерта №2. Оказывается, что первая часть Концерта№2 основана на величавой главной теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами колокола. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке. Другая тема - контрастна главной. Это уже образ любви и счастья. - Ребята, предлагаю вам прослушать мелодию, которая звучит в начале этого концерта и определить ее свойства, глядя на критерии мелодии по «Ромашке» и помочь мне заполнить лепестки ромашки правильными словами о музыке. *прослушивание* -Какие чувства у вас вызвала эта мелодия? -Какое «настроение» у данной мелодии? -Кто согласен - поднимите руку - Следующий критерий - динамика мелодии, то есть с какой громкостью она звучит? -Верно, мы можем услышать, как мелодия звучит сначала тихо, затем начинает звучать громче. -Мелодия звучала быстро, медленно или в среднем темпе? -Представьте, что мелодия звучит по определенному пути. Этот путь двигался вверх и были высокие нотки или вниз и были низкие нотки? -И еще один лепесток – это характер мелодии. Он может быть маршевый, напевный или танцевальный. Какой же характер? - Молодцы! -Ребята, посмотрите на нашу ромашку. Она полностью заполнена! - Давайте послушаем этот фрагмент ЕЩЕ РАЗ, чтобы запомнить эту знаменитую мелодию! Можете прилечь на парту и внимательно вслушаться в мелодии, которая посвящена теме нашей Родины! - Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там важное место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова, благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. - Нашли мы ответ на главный вопрос по теме нашего урока – «Можно ли назвать С.В. Рахманинова великим композитором –мелодистом и почему?» -Посмотрите на слайд, мы выполнили вторую задачу? Поднимите руку, кто считает, что эту задачу мы с вами выполнили. -Катя, прочитай, какая у нас будет последняя задача урока? -Да, сейчас мы с вами устроим настоящий концерт! - Скажите, какой праздник приближается? -Верно! Новый год. Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма и узнать какую песню мы с вами сегодня будем учить. *просмотр мультфильма «Простоквашино»* - Узнали мультфильм? Как он называется? - Верно! Сейчас мы с вами выучим песню «Кабы не было зимы» - Сядьте как исполнители - спина прямая, руки на коленях, ноги прямо на полу. - Начнем с небольшого распевания, чтобы настроиться на пение https://youtu.be/NsOhnp0Hm2c - Предлагаю нам познакомиться со словами сначала 1 куплета. Посмотрите, они появились на слайде. Сейчас мы хором с вами их проговорим. - Сначала будем подпевать в среднем темпе, не быстро, чтобы все слова правильно пропеть и запомнить мелодию. - Замечательно! А теперь - я включу плюс этой песни уже в подвижном темпе, слова будут на слайде, предлагаю вам в пол голоса потренироваться напевать слова с мелодией. - Как здорово у вас уже получается! А теперь мы с вами споём 2 куплет этой песни, прочитайте слова на слайде. Если понятны, то будем петь сразу в подвижном темпе. - Отлично, ребят! Какое замечательное выступление! Вы отличные певцы! - Соединим 1 и 2 куплеты, которые мы выучили! |
ответы детей
Слушают произведение
величественная
сначала тихо потом громко
средний
волнообразная, звучала низко
напевный, протяжный
да
Новый год
ответы детей
просмотр мультфильма Простоквашино
Распевка
Исполнение песни |
Ф И |
Презентация «Рахманинов» Видео |
СК ОК |
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД ( контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение обрабатывать информацию, умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группах, умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем; высказывают свою точку зрения и обосновывают её). Предметный: знают понятие мелодия, её свойства, умеют различать мелодию при прослушивании произведения, умеют выделять критерии мелодии при прослушивании, знают биографию С.В. Рахманинова |
6. Подведение итогов + Рефлексия деятельности |
Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся |
беседа, повторение предъявление педагогических требований поощрение
|
- Наш с вами урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги. - Какую тему мы с вами проходили сегодня? - Что мы с вами сегодня делали? - Верно, какие задачи мы поставили перед собой? - Хлопните в ладоши 1 раз, если нам удалось выполнить все задачи. - Отлично, молодцы! -Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -Покажите 5 пальцев, если вам было интересно на уроке, вы узнали и запомнили что-то новое. - 4 пальца, если вам было интересно, но были трудности, с которыми вы справились. - 3 пальца, если вам было неинтересно на уроке. -Спасибо за ваши ответы, можете отпустить руки. - Я вас благодарю за этот урок, вы были большие молодцы! -Отдельно хочу похвалить …, за правильные ответы, …, за активную работу на уроке. -Урок окончен, до свидания. |
«Великий русский композитор – мелодист Сергей Васильевич Рахманинов» Называют задачи
Показывают пальцы |
Ф |
Презентация “Рахманинов” |
СК ОК |
Личностный: проявляют высокую заинтересованность в теме урока Метапредметные: познавательные УУД ( умение делать выводы, анализировать и обобщать), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.