Урок на тему басни И.А. Крылова
Оценка 4.7

Урок на тему басни И.А. Крылова

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
чтение
3 кл
20.02.2024
Урок на тему басни И.А. Крылова
Урок на тему иа крылов.docx

Урок на тему: Басни И.А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра

Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить с Лафонтеном, басни которого известны нам в литературных переводах И.А. Крылова; обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.

Ход урока

I.                  Создание эмоционального настроя.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе: «Я хочу учиться и узнавать новое».

II.              Актуальность знаний.

- А теперь давайте вспомним, что мы узнали об И.А. Крылове на прошлом уроке.

1. Что вы знаете о детстве и первых шагах в учении И.А. Крылова?

2. Кто оказал в детстве большое влияние на будущего баснописца?

3. Что вы можете сказать о его работе над баснями?

4. Как благодарная Россия выразила свой почет и уважение великому баснописцу?

Учитель. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Как вы думаете, случайно ли вводит И.А. Крылов в действие басен «комические эпизоды»?

Дети. Нет, не случайно. Он хотел высмеять пороки человека и искоренить их.

Учитель. Как вы думаете, басни были написаны автором для детей?

Дети. Нет. Сюжеты басен, действия, которые в них происходят, имеют большее отношение ко взрослым, чем к детям.

Учитель. Понятны ли вам эти басни?

Дети.

1.                 Да.

2.                 Не всегда понятна мораль басни.

Учитель. Когда Крылова спросили, почему он пишет именно басни, он ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слушают и взрослые, и дети». Что же делает басни понятными детям?

Дети. Басни очень короткие и пишутся в стихах. У них простой сюжет о животных. У басни есть мораль.

Учитель записывает особенности басенного жанра.

На доске: «Басня – короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их».

III.           Экскурс в историю жанра.

(Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И.А. Крылова).

Учитель. Ребята, встречались ли мы с баснями?

Дети. Да.

Учитель. Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

Дети. Да. Мы уже читали басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Учитель. Эзопа вы назвали верно. Кто же такой Эзоп?

(Сообщения детей. Дети рассказывают об Эзопе.)

1-й ученик. Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. От Геродота мы узнаем, что жил Эзоп около VI века до нашей эры на Самосе и был рабом.

2-й ученик. А по легенде, Эзоп из Фракии, области в Малой Азии. Легенда повествует также о неслыханном безобразии внешнего облика Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны.

3-й ученик. Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.

Учитель. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?

Дети. Животные, иногда вещи.

Учитель. Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?

Дети. Нет.

Учитель. Послушайте о нем.

Это французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Но под личиной Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка – льстивые и хитрые, алчные придворные.

А.С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и животный способ выражаться: Лафонтен и Крылов – представители духа обоих народов».

(Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску).

Посмотрите какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп            Жан де Лафонтен            И.А. Крылов

Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. В XIX веке писал басни в прозе и Л.Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время басни пишет С.В. Михалков.

IV.            Сравнение басен Эзопа и И.А. Крылова.

1.                 Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и Лисица». (Пауза)

2.                 Чтение учениками басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?

(Дети высказывают свое мнение).

- Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Эзоп

И.А. Крылов

1.     Сухое краткое изложение сюжета.

1.     Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2.     Прозаическое произведение.

2.     Стихотворное произведение.

3.     Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

3.     Очень выразительна и жива разговорная интонация.

 

4.     Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

(Чтение басни детьми).

3. Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? (О Лисе и Вороне.)

2) Как Крылов передает характер Лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И.А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V.               Подведение итогов урока.

-       Чем мы занимались?

-       Что запомнилось?

-       Что нового узнали?

Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог. Спасибо вам за интересный диалог.


 

Урок на тему: Басни И.А. Крылова

Урок на тему: Басни И.А. Крылова

Дети. Да. Мы уже читали басни

Дети. Да. Мы уже читали басни

Эзоп И.А. Крылов 1

Эзоп И.А. Крылов 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2024