Урок на тему: "Мировой океан и его части"

  • pdf
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок.pdf

Тема: «Мировой океан и его части»

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: урок-беседа, урок-практикум

Метод обучения: диалогический

Программно-технические средства на уроке: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).

Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений — работа с учебником, анализ данных диаграммы; специальных умений — анализ карт атласа (физическая карта полушарий); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты.

Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Познавательные УУД - формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного з ания,

Коммуникативные УУД - овладеть умениям воспрщнимать речь устнуей гусьменную. Регулятивные УУД - формирование умен я:стронтьжизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей дея ельностью, примимать и сохранять учебную

задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать; корректировать знания.

Предметные результаты:

Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основньж навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада,

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же ручки и мелок, И вместе проведем урок.

У каждого из вас на столах лежат рабочие карты урока - маршрутные листы

Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По мере выполнения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

П. Проверка домашнего задания. (маршрутный лист)

Учитель: Ребята, в рабочей карте урока выполните задание № 1. Географический диктант. (Учащиеся выполняют). Слайд № 2

Работа в парах.

Учитель: Обменяйтесь рабочими картами, возьмите ручку другого цвета и проверьте, выполнено ли правильно задание или нет. (Слайд № З)

Учитель: Ребята, в рабочей карте урока выполните задание № 2. Подпишите схему

«Мировой круговорот воды» (Слайд № 4,6)

Учитель: Обменяйтесь рабочими картами, возьмите ручку другого цвета и проверьте выполнено ли правильно задание или нет. (Слайд № 5)

III Изучение нового материала

Капелька воды жила на свете,

Любознательна была, представьте дети!

Зря капелек похожими считают.

Так наносят целый островок.

Есть настырные — и днем, и ночью.

Молвят про таких: «Вода и камень точит».

Продолжим наш урок. Предлагаю вашему вниманию стихотворение. (Слайд № 7)

Увы, не многие об этом знают!                           Преступницы коварные встречаются,

Одни все наряжаются на всякий случай,           Почву

То в легкий пар, то в снег колючий.

Есть ленивые, им бы все плескаться.

А трудолюбивые. Песок таскать стремятся. Ребята, как вы думаете, о чем это

Долгий ли, короткий ли, проходит срок              стихотворение? (учащиеся предполагают)

Ребята, давайте подумаем, какая тема нашего урока? (учащиеся предполагают)

Ребята, давайте подумаем, какая цель нашего урока? (ребята предполагают)

Учитель: Молодцы. Вы справились с этой задачей,

Ребята, сегодня на уроке мы превратимся с вами в любознательных капелек, а для того, чтобы вам было легче перевоплотиться, будем использовать вот такие капельки.

(Показываю капельку)

Давайте отправимся в путешествие. Цель которого: узнать, как можно больше о великом Мировом океане и его частях, а поможет нам в этом географическая карта. Поднявшись в небо, наша путешественница удивилась: «Все вокруг такое голубое».

Как вы думаете, почему я урок начала именно с этих слов?

Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием « Мировой океан»?

Попробуйте сформулировать определение понятия « Мировой океан» используя Лингвистический конструктор. Перед вами на столе лежит конверт, достаньте из него конверт на котором написаны слова «Мировой океан».

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение географического понятия «мировой океан».

Мировой океан — . . . (планеты, нашей, большой, водоем, самый, это).

Учитель: Продолжим наш урок.

Площадь Мирового океана равна 361 млн.кв, км. Суша делит мировой океан на океаны.

Что бы вы хотели узнать о Мировом океане?(учащиеся предполагают)

— Ребята как вы думаете, почему, нашей капле Земля сверху показалась голубой?

— А каково соотношение воды и суши на Земле?

— Почему же пресная вода не иссякает?

— Чем отличается малый круговорот воды в природе от большого круговорота?

— Что является причиной круговорота воды? (учащиеся отвечают на вопросы)

— Молодцы, ребята! Куда поместим капельку? Капелька, довольная вашими ответами полетела дальше.

-Шесть океанов есть на планете, согласны ли вы с этим дети? (отвечают)

Сколько океанов? Назовите и покажите на карте.

— А теперь обратимся к рабочей карте урока и выполним Задание

Подпишите названия океанов. на которую цифрами нанесены подписать. (Слайд № 9)

Проверим (Слайд № 10)

1  — Тихий океан     3 — Индийский океан

2  — Атлантический океан 4 — Северный Ледовитый океан

Учитель: Молодцы! Ребята, не забываем оценивать себя в технологической карте урока.

Что мы интересного знаем об океанах? (Слайд № 11)

Учитель: Продолжим наш урок. Капелька полетела дальше.

— ЗДесь - куда не кинем взорВодный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волнои,

А порой тут тишь да глаДь

Все смогли его узнать. (море) (СлаЙД №12)

Что такое море?

Попробуйте сформулировать определение понятия «Море» используя Лингвистический конструктор. Перед вами на столе лежит конверт, достаньте из него конверт, на котором написано слово «Море».

Лингвистический конструктор.

Море - (океана, отделенная, отличающаяся, это, от него, полуостровами, островами, части, океана, от, остальной, воды, свойствами).

 Какие виды морей выделяют? Для этого обратимся к тексту учебника и найдем что такое внутреннее море и окраинное море.(Слайд№ 1 З)

— А теперь обратимся к рабочей карте урока и выполним Задание №4.Моря. Подпишите моря на карте (слайд №13-14) Используем географический атлас.

5 — Балтийское море

10 — Аравийское море

6 — Черное море

1 1 — Карибское море

7 — Средиземное море

12 — Саргассово море

8 — Красное море

13 — Карское море

9 — Берингово море

Слайды № 15-22

Учитель: Молодцы! Ребята, не забываем оценивать себя в технологической карте урока. — Вдруг наша капля приплыла к морю без берегов. Вы верите в это? А вам интересно это узнать?

Сообщение о Саргассовом море. (Слайд №23-24)

Учитель: Продолжим наш урок. Капелька полетела дальше.

Он ведет из моря в море,

Не широк — всего верста.

И в нем, как в школьном коридоре,

И шум, и звон, и теснота. (Пролив) (Слайд № 25)

 Попробуйте сформулировать определение понятия «Пролив» используя Лингвистический конструктор. Перед вами на столе лежит конверт, достаньте из него конверт на котором написано слово «Пролив».

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию пролив

Пролив это . . . (пространство, достаточно, узкое, ограниченное, двух, сушей, сторон, с, водное).

— А теперь обратимся к рабочей карте урока и выполним Задние .N2 5 Проливы. Заливы.

Подпишите проливы и заливы на карте (Слайд N2 27)

На карту нанесены цифры с 14—17 — проливы. Используем географический атлас.

14 — пролив Дрейка            16 — Гибралтарский пролив

15 — Магелланов пролив   17 — Берингов пролив

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работу в технологической карте урока.

Учитель: Продолжим дальше наш урок. Наша капелька полетела дальше.

Он у моря — как язык,                                         И ТЯЖ в часы разлива

Он берега лизать привык, Он вылизал на диво. (Залив) (Слайд № 26) - Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.

-Попробуйте сформулировать определение понятия «Залив» используя Лингвистический конструктор. Перед вами на столе лежит конверт, достаньте из него конверт, на котором написано слово «Залив».

Лингвистический конструктор.

Используя все предложенные слова и словосочетания, составить определение понятию

Залив — это       (в, пространство, глубоко, часть, вдающаяся, водного, сушу).

— А теперь обратимся к рабочей карте урока и продолжим выполнять Задние N2 5

Проливы. Заливы. Подпишите проливы и заливы на карте (Слайд N2 27) Используем географический атлас.

— Кто уже готов показать на карте эти объекты? 18—22 — заливы.

18 — Бенгальский залив     21 — Гудзонов залив

19 — Гвинейский залив      22 — Бискайский залив

20 — Мексиканский залив (Слайды №29-37)

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работувлехнологцческо џ карте урока. Наша капелька полетела дальше.

Учитель: И вот наша капля попала на сушу. Как называются самые большие участки суши? (Материки)

— А теперь обратимся к рабочей карте урока и выполним Задание Мб. Материки.

Подпишите названия материков. Используем географический атлас. Давайте их обозначим римскими цифрами I-VI- материки по убыванию: — Евразия    IV — Южная Америка

П — Африка                                                             — Антарктида

III — Северная Америка                                     VI — Австралия (Слайд № 39)

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работу в технологической карте урока. Наша капелька полетела дальше.

А кто скажет, как называются сравнительно небольшие участки суши? (Острова),

Рядом, рядом острова,

Жить в соседстве им охотней.

Не один, да не два,

Все родные, как ни как

А десятки, сотни сотен.

Значит здесь... (Архипелаг)

— А теперь обратимся к рабочей карте урока и выполним Здание № 7 Подпишите острова и полуострова. Используем географический атлас.

— А вы можете их показать? 23—28 — острова.

23 — Гренландия

26 — Тасмания

24 — Великобритания

27 — Новая Гвинея

25 — Мадагаскар

28 — Гавайские острова

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работу в технологической карте урока. Наша капелька полетела дальше.

А теперь снова обратимся к рабочей карте урока и продолжим выполнять Здание N2 7.

Подпишите острова и полуострова. Используем географический атлас.

-Что такое полуострова? Обратимся к тексту нашего параграфа и найдем определение.

(это части материков и островов, вдающихся в океан). Нанесем их на карту (29—33).

29 — полуостров Лабрадор

32 — полуостров Индокитай

30 — Аравийский полуостров

33 — полуостров Камчатка

З 1 — полуостров Индостан

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работу в технологической карте урока. Наша капелька полетела дальше.

Физкультминутка

Что-то шумно стало дети,

Откуда же здесь взялся ветер?

(Покачивания влево-вправо)

А это — буря, шторм, беда!                                  И не будет больше скуки! (учащиеся

Плывем. И нас спасет вода! (Все «плывут») поднимают руки вверх)

Вот капли успокоились, И на урок настроились!

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Ребята, как вы думаете какова роль Мирового океана в жизни Земли?

Давайте найдем ответ на этот вопрос в тексте параграфа.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Итак, ребята, какие части Мирового океан вы, маленькие капельки, сегодня узнали? Для того, чтобы ответить на этот вопрос выполним Задание N2 8 Части Мирового океана. Подпишите.

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работу в технологической

карте урока.

Задание N2 9 Тест (ответ впишите в таблицу )

Учитель: Проверим. Молодцы. Не забывайте оценивать свою работу в технологической

карте урока.

УРефлексия

Учитель: Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. А о ваших чувствах я узнаю следующим образом: на ваших столах в конверте, лежат рисунки-наклейки смайлики: улыбающийся, радостный, грустный. Наклейте любой смайлик в технологическую карту, который наиболее точно соответствует вашему настроению на

УРоке.

Задание 10 Отметь нужное знаком + (технологическая карта урока)

Подсчет в технологической карте урока баллов, которые заработал ученик за урок.

-Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали. (Выставление и комментарии оценок)

А теперь осталось записать домашнее задание.

Ш.Домашнее задание (Слайд № 61)

1 Параграф пересказ

2.Дополнительное задание: в дополнительной литературе найти информацию о географических названиях частей Мирового океана.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Герасимова Т.П..Неклюкова Н.П. География. Начальный кур . 6 класс. Учебник. — М.,

Дрофа, 2013 г. ФГОС

2.Махотин СА. Мир океана. - Москва: Издательство Белый город, 201.4

З.Фомирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ (А.Г.Асмолов, Г В.Бурменская, ИАВолодарская и др.) под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-159с. (Стандарты второго поколения)

4.Браверман ЭЛЛ. Уроки на основе деятельностного подхода, Основная школа. М.:

Просвещение, 2012.-80c.

5.Браверман ЭМ. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.:

Просвещение, 2012.-80с.-12.

Учитель географии                                  Русинова Г.В.