Урок на тему «Морфологический анализ имен прилагательных»

  • docx
  • 05.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока на тему _ Морфологический разбор прилагательного _.docx

Предмет: русский язык

Класс: 6 – А

Дата проведения: 29.01.2024 г.

Общий раздел: Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное.

Место урока в учебном плане. Урок русского языка. 6 класс. 3 четверть. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию.

Тема: «Морфологический анализ имен прилагательных»

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Базовый учебник: Русский язык. 6 кл. в 2ч.: /учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова; науч. ред. Н.М. Шанский. Просвещение, 2016г.

Цель:

- познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

Задачи:

1) обучающие:

- повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

2) развивающие:

- научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

3) воспитательные:

- воспитание внимательности;

- развитие самостоятельности, доказательности.

Планируемые образовательные результаты:

 

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивныепроектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе работы .

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал (карточки).

Ход урока

1. Организационный момент (1 – 2 минуты).

Приветствие учащихся .

Учитель:

– Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие: Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное),  правильно!

Какой разбор нам нужно произвести, чтобы определить все морфологические признаки прилагательного? (Морфологический).

– Значит тема нашего урока Морфологический анализ имен прилагательных

Учитель: Попробуем с вами определить цели, ведь это важно для нас.

У – учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно производить морфологический разбор прилагательного.

Р – развивать ….Что будем развивать? – будем развивать внимание в распознавании признаков прилагательного

О – объяснить …..Что будем объяснять? –  признаки прилагательных

К – контролировать…..Что будем контролировать? – ответы товарищей

2. Актуализация ЗУН учащихся о прилагательном. Проверка домашнего задания. (5 – 7 минут).

Учитель: На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было повторить разряды прилагательных. (Вызвать учащегося к доске для проверки).

Составить из пары слов словосочетания прил + сущ.:

Птица, гнездо. Соловей, пение. Воробей, перышко. Ящерица, хвост. Царица, трон. Отец, пиджак. Татьяна, день. Валентин, день. Бабушка, кольцо. Оса, гнездо. Конь, грива. Медведь, лапа.

 А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков.

Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

- Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные?

(ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).например: отцов, сестрицын, отчий)

А что обозначает относительное прилагательное?

 (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные?

(качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком). Например, очередь  длинная, длиннее, очень длинная.

Проверяем тех, кто работал у доски.

3. Изучение нового материала (12 минут).

Учитель: Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных (самостоятельно в тетрадях).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к)

Задание:  (5 минут). Чтобы перейти к теме урока, давайте выполним задание на карточке , в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж:

Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль.

(Взаимопроверка). Все верно- 5, 1 2 неверных 4, 3 4 неверных 3, 5 6 неверных – 2

Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 23):

Учитель: Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим алгоритм разбора. (читаем § 61 стр. 22 23)

Порядок морфологического анализа имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

 

Образец письменного разбора:

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

II. Н. ф.: небесный.

Пост.: относительное.

Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.

III. Лазурь (какая?) небесная.

Выполним разбор словосочетания - по узкой тропинке. Один человек работает у доски.

Учитель: Выписываем словосочетание. Во-первых, записываем часть речи, задаем вопрос и пишем начальную форму.    

Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж).

В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное как член предложения.

По узкой (тропинке) - прил.  

1). По тропинке (какой?) узкой     

Н.ф. – узкий.

 2)  Пост: качеств.; непост: полная форма,  ед.ч, ж.р, Д.п.  

3) По тропинке (какой?) узкой.

4. Закрепление материала (5 минут).

Учитель: Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательных  из упр. 351 по вариантам самостоятельно.

1 вариант - вечерние, синих;

2 вариант - морозное, зимним.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (1 минута)

5. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради, 15 минут).

Дополнительный дидактический материал (карточки)

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; 

(3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

6. Итог урока. Рефлексия (2 минуты).  

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема?

 (Морфологический разбор имени прилагательного).

Что нового вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

7.  Домашнее задание (2 минуты).

§ 61; упражнение № 353 (по заданию).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

 

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

 

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый;

 (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.