Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №3»
Онлайн – урок
По теме «Ориентирование на местности»
5 класс
Урок подготовила и провела
учитель географии Сергеева Е.Ю.
г.о. Прохладный, 2020
Цель: способствовать формированию представления о сторонах горизонта и ориентировании; понять, что такое ориентирование на местности. Умение самостоятельно находить нужную информацю.
Задачи:
- определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»;
- определять углы с помощью транспортира;
- определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте).
На уроке мы узнаем:
- для чего человеку необходим план местности;
- что называют азимутом;
мы научимся:
- ориентироваться на местности;
- определять направление по компасу;
- определять азимуты по компасу на местности;
- определять углы с помощью транспортира;
мы сможем:
- выявлять особенности плана местности.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте. Тема нашего урока «Ориентирование на местности. И цель этого урока заключается в том, чтобы понять, что такое «ориентирование», сформировать представление о сторонах горизонта, об азимуте. Вы научитесь находить азимут, ориентироваться на местности.
Для того, чтобы успешно путешествовать, а порой и для того, чтобы выжить необходимо ориентироваться на местности, как минимум по сторонам горизонта. В нашей повседневной жизни очень часто необходимо определить свое местоположение и правильное направление движения. Как найти улицу в незнакомом городе? Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу? Иногда на помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориентиры (вывеска, дорожный знак, мост, озеро, необычное растение). В других случаях нам, как и древним мореходам и путешественникам, поможет знание сторон горизонта, положение Солнца и звезд на небе.
Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов:
1. Кора большинства деревьев грубая и темная на северной стороне.
2. С северной стороны деревья, камни покрываются лишайниками и мхами с северной стороны.
3. Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой.
4. Ветви деревьев с северной стороны более редкие.
Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Позднее главными ориентирами стали направления север-юг, запад-восток. Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию.
Стороны горизонта. Учитель на доске создает рисунок «Стороны горизонта».
Север, юг, запад, восток – основные стороны горизонта. Между ними находятся промежуточные стороны горизонта: СЕВЕРО-ВОСТОК, ЮГО-ВОСТОК, ЮГО-ЗАПАД, СЕВЕРО-ЗАПАД.
Ориентирование и способы ориентирования на местности
Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта, выделяющихся объектов называется ориентированием.
Ориентироваться на местности можно разными способами: по Солнцу, по звездам, с помощью компаса, по некоторым особенностям окружающих предметов, то есть по местным признакам. При использовании всех этих способов определяют направление на север. В северном полушарии необходимо помнить, что самым главным ориентиром является Полярная звезда, которая всегда находится над северной стороной горизонта, она единственная не меняет своего местоположения на небе.
Рассмотреть рисунок на плакате. Если встать лицом по направлению к Полярной звезде то это будет север, сзади –юг, справа-восток, слева- запад.
Ориентирование по Солнцу. Этот метод основан на понимании того, что Солнце в 6 часов утра находится примерно на востоке, в 6 часов вечера — на западе, а в 12 часов дня и 12 часов ночи (актуально для полярного дня в высоких широтах) пересекает истинный меридиан, то есть направление север-юг.
Широко распространено мнение, что тень от Солнца в полдень указывает на север. Главный недостаток этого метода — невозможность определить стороны света в любой момент дня, отличный от 6, 12, 18 и 24 часов.
Азимут. Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение. Точное направление сторон горизонта определяют по компасу.
На рисунке «Стороны горизонта» показать цифровое значение: с-0 (360), в-90, ю- 180, з-270. Для того чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу.
Азимут – угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
При определении азимута сначала устанавливают компас на ровной горизонтальной поверхности так, чтобы темный конец стрелки показывал на север. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от темного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
Например. Определить азимут на объекты, изображенные на плане местности. Работа с учебником: стр. 34 рис.20 Определение азимута на различные объекты. Чему равен азимут (используется транспортир): а) на дерево 40 с-в, б) на нефтяную вышку – 150 на ю-в.
Определение направлений по плану.
Когда мы рассказываем друзьям, где побывали (например, в туристическом походе, в другом городе, в горах), что интересного видели, в какой части леса останавливались, то говорим, показывая рукой: «Как выйдете, так повернете налево, затем пройдете через дорогу, потом повернете направо и увидите одиноко стоящее дерево, а оттуда совсем близко, шагов через двести, попадете в лесной массив; пройдя через него свернуть направо, а там – то самое место…»
Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.
При изображении направлений на плане условно считают верхний край бумаги северным, нижний край – южным, правый восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север), снизу – Ю (юг). Если на плане поставить точку и от нее провести линию вверх, то получится изображение направления на север; линия, проведенная вниз – на юг; вправо – на восток; влево – на запад. Между этими линиями могут быть показаны промежуточные направления. Зная, как определяются направления, можно определить направления на предметы, показанные на плане плаката.
Например. Определить азимут и стороны горизонта вышки, моста, отдельно стоящего дерева. Азимут определяется с помощью транспортира.
Умения ориентироваться на местности и на плане, умение работать с компасом и определять азимут помогут вам в трудной ситуации.
Домашнее задание.
1. Прочитать параграф 9.
2. На стр. 36 в рубрике «Запомните» даны определения. Внимательно прочитайте их, запишите в тетрадь. Обратите внимание на правильность написания географических терминов.
3. В рубрике «Это я знаю» выполните письменно №3,4. Это тестовые задания, в которых необходимо выбрать правильный ответ из предложенных и обозначить № вопроса и правильную букву ответа.
4. В рубрике «Это я могу» прочитайте фрагмент текста «Для чего человеку необходим план местности?» и на его основе составьте развернутый план этого фрагмента.
На этом урок окончен. До свидания.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://lectmania.ru/2x2b76.html
2. http://go.mail.ru/search?fr=main&fm=1&q=определение%20сторон%20горизонта
3. http://go.mail.ru/search_images?q=ориентирование%
4.https://interneturok.ru/search?q=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F. Денисенко А.В. «Ориентирование на местности»
4. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
5. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География. Начальный курс», М.:
Дрофа, 2007
Зам. директора по УВР Севастьянова И.В.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №3»
Онлайн – урок
По теме «Ориентирование на местности»
5 класс
Урок подготовила и провела
учитель географии Сергеева Е.Ю.
г.о. Прохладный, 2020
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.