Министерство образования Российской Федерации.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 13».
Нетрадиционный урок биологии на тему:
«Первая помощь при кровотечениях».
Выполнила: учитель биологии
Аклеева Ирина Александровна.
Новокузнецкий городской округ, 2020 г.
Урок на тему: «Первая помощь при кровотечениях».
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний, научиться применять их на практике.
Задачи: - обобщить знания по теме, найти причинно – следственные связи при
рассмотрении отдельных вопросов;
-обучить детей навыкам оказания доврачебной помощи при кровотечениях.
- развивать умения работы с дополнительной литературой, сподручными
средствами.
Методы обучения: лабораторно-практический;
Уровень усвоения: творческий;
Оборудование: таблица «Кровеносная система»; жгут, бинты, марля, тонометр, другие подручные средства.
Ход урока:
I. Организационный момент: 1 -2 минуты. На предыдущем уроке на дом было дано задание составить инструктивную карточку на тему: «Первая помощь при кровотечениях». Таким образом, ученики получили теоретическую подготовку, теперь нужно отработать практические навыки.
Инструктивные карточки собираются на проверку.
II. Основная часть урока: урок проходит в виде ролевой игры: «Ускоренная помощь». Каждой паре учащихся предлагается вытащить карточку с номером задания. Провести жеребьевку, кто будет «врачом», а кто «потерпевшим».
Наиболее подготовленному ученику класса за неделю дается задание проработать все теоретические вопросы, он будет « врачом- консультантом». В случае если «врач» не может оказать помощь «потерпевшему» - ему помогает «врач-консультант».
Один из учеников заранее готовит сообщение на тему: «Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды».
Вопросы карточек-заданий:
1. У пострадавшего капиллярное кровотечение ладони. Оказать первую помощь, объяснить правильность своих действий.
2. У пострадавшего венозное кровотечение запястья. Оказать помощь. Объяснить, нужно ли обращаться к врачу.
3. Сосчитать пульс. Существует ли какое отклонение от нормы? Какой пульс считается нормальным в вашем возрасте?
4. Измерить давление. Какое давление считается нормой для вашего возраста? Как можно «снять» небольшое поднятие или снижение давления без медикаментов? Что такое гипертония и гипотония?
5. У пострадавшего капиллярное кровотечение локтя. Окажите помощь, наложите повязку. Нужно ли в данном случае обращаться в больницу?
6. Из подручных средств сделать «закрутку» и остановить артериальное кровотечение предплечья. Объясните ваши дальнейшие действия.
7. У пострадавшего артериальное кровотечение из артерии на локтевом суставе. Объяснить, как без подручных средств можно остановить кровотечение.
8. Показать на пострадавшем места пережатия сосудов для остановки артериального кровотечения. Назвать основные способы остановки артериального кровотечения.
9. Наложить пострадавшему жгут на плечо. Объяснить, как правильно это делается.
10. У пострадавшего порезана пятка. Оказать помощь при венозном кровотечении. Объяснить, нужно ли обращаться к врачу.
11. Каким способом можно остановить кровотечение при большой раневой поверхности. Нужно ли обрабатывать йодом всю раневую поверхность?
Поскольку данную тему можно изучать в теме «Движение крови по сосудам» то можно выяснить, какое влияние на кровеносные сосуды оказывает табачный дым и алкогольные напитки. Ученик представляет свое сообщение.
III. Подведение итогов и завершение урока.
1. Заложить опыт к теме «Пищеварение»: в три пробирки опустить а). Хлеб; б). Мясо; в). Овощ и залить спиртосодержащей жидкостью, закрыть пробками.
2. Поставить оценки. Поблагодарить всех, кто работал.
IV. Домашнее задание. 1. Стр. 134-137.
2. Работа в тетради с печатной основой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.