Урок на тему: «Союз как служебная часть речи»
Оценка 4.6

Урок на тему: «Союз как служебная часть речи»

Оценка 4.6
doc
19.03.2021
Урок на тему: «Союз как служебная часть речи»
конспект союз как часть речи.doc

Конспект

Тема: Союз как служебная часть речи. 

Цель урока: 

• познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте; 
• формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.
 
Работа по развитию речи:
 
• наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.
 

Повторить: 

• правописание предлогов; 
• однородные члены предложения и знаки препинания при них.

 

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.(слайд 1)

2.Проверка полученных ранее знаний (предлогов) (слайды 2-7)  

3. Индивидуальная работа.

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.

4.Актуализация знаний (слайд 8)

-На какие две группы вы разделили слова? (предлоги и союзы)

-Вспомните основные признаки предлога.

-Что у него общего с союзами?

5.Изучение нового:

-Что мы знаем о союзах? (слайд 9)

-Главная функция союза «связывать» ( семейный союз, брачный, мужчины и женщины, дружеский союз).

-Итак, что такое союз? Сформулируйте определение. (дети дают формулировку)(слайд 10)

Наблюдение за ролью союзов в тексте (слайды 11-13)

6.Первичное закрепление.

Выполнение упр.378 (стр.175)

Знакомство с разрядами союзов по строению (слады 14-15)

Простые и составные союзы (наблюдение) (слайд 16)

 Интерактивная таблица "Простые и составные союзы"

 Тест "Простые и составные союзы"

 

 

Знакомство с разрядами союзов по значению (слайд 17-19)

-Познакомьтесь с теорией на стр.176 и дайте ответ: в чём роль сочинительных союзов и подчинительных союзов. (Чтение теории на стр.176)

-Выполните задание (слайд 20)

 

 

7.Закрепление изученного  (предложения записаны на доске)

Он смеётся ..(и) плачет.(сочинительный союз соединяет однородные сказуемые)

Редеет мгла (не)настной ночи, и бледный день уж настаёт.(А.Пушкин)

Волхвы (не)боятся могучих владык, а княжеский дар им (не)нужен.(А.Пушкин)

Молодые листья лепетали, да зяблики (кое)-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве.(И.Тургенев)

Друг извинился, потому что чувствовал вину.

Я хочу, чтоб наступила весна.

8. Работа в парах над упражнением № 380.

 

9. Подведение итогов урока.

 

10. Домашнее задание. 
• Выполнить упражнение № 379.
 


• Индивидуальное задание: подготовить исторический комментарий «История сочинительных и подчинительных союзов».
 

Приложение 
Исторический комментарий. « Из истории союзов».
 
Исторически сочинительная связь древнее подчинительной. Первоначально сочинительные были многозначными и выполняли функции средства не только сочинительной. Но и подчинительной связи. Так союз А выполнял функции союзов ЕСЛИ, КОГДА, и наоборот, были случаи синонимического употребления нескольких союзов, например, АЩЕ, АЖЬ, ДАЖЕ – в значении условных союзов; ЗАНЕ, ЗАНЕЖЕ, ПОНЕЖЕ, ПОЕЛИКУ – в значении причинных союзов. Яркий пример этому сцена из повести А. П. Чехова «Мужики». Забитая нуждой, суеверная крестьянка Ольга «каждый день читала евангелие, читала вслух, по – дьячковски, и многого не понимала, но святые слова трогали её до слёз, и такие слова, как «аще», «дондеже» она произносила со сладким замиранием текста».
 
Трагикомизм этих слов в том, что малограмотная Ольга не знала, что такие слова не что иное, как древние союзы (в значении «если», «хотя», «разве»).
 
Большое значение представляет образование союзов от знаменательных слов, потерявших своё основное значение и получивших служебную роль. Например, союз ЕСЛИ образовался от глагола ЕСТЬ и частицы ЛИ (первоначально: естьли). Хотя – по происхождению краткое действительное причастие настоящего времени от глагола хотьти – «хотеть». Уже в памятниках 13 века оно употребляется как союз. Союз ХОТЬ – преобразованная форма 2 – го лица ед. ч. Повелительного наклонения того же глагола - хоти. От глагольных форм образованы и союзы пускай (пусть), несмотря на то что, благодаря тому что. Многие союзы представляют собой омонимы местоимений, наречий и частиц (например, ТО, ЧТО, ТОЧНО, КОГДА, ЕДВА, ЧУТЬ и другие). 

 

Учебник Рамзаевой М.М. 7 класс. 2010.

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект Тема : Союз как служебная часть речи

Конспект Тема : Союз как служебная часть речи

Итак, что такое союз? Сформулируйте определение

Итак, что такое союз? Сформулируйте определение

Но и подчинительной связи. Так союз

Но и подчинительной связи. Так союз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2021