Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»
С горы сбегая без
труда,
Она гремит, как гром,
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей её и к небесам
Взлетит она тогда.
Теперь вы мне ответите –
Зовут её – …….(вода)
Правильно - это вода!
Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем маленькой, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой-тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька очень любознательной. Наша Капелька была ещё юная, ничего сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной.
И вот однажды Мама-тучка сказала ей: «Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферу. Состоит вся эта страна ни много ни мало, из четырёх островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай». С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие.
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю каждой команде выйти на сцену и представить свою команду.
Молодцы! Теперь думаю: пора отправиться в путешествие по стране Гидросфера. Думаю, ваш запас знаний по Гидросфере достаточный, чтобы поделиться им с Капелькой.
1. Первый остров «Игровой».
На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.
Давайте и мы поиграем. Из предложенного перечня выберите лишнее понятие и поясните, почему оно таковым оказалось
1. Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив. (Бенгальский залив омывают берега Евразии, а Гудзонов залив и Мексиканский залив – берега Северной Америки)
2. Карибское море, Средиземное море, Красное море. (Средиземное и Красное моря омывают берега Евразии, а Карибское море – берега Северной Америки)
3. Каспийское море, Белое море, Азовское море. (Каспийское море – это озеро, Белое и Азовское моря – это моря).
4. течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение. (Гольфстрим – тёплое течение, Лабрадорское и Перуанское – холодные течения)
5. река Лена, река Амур, река Обь. (реки Лена и Обь текут по территории России, а река Амур протекает по территории нескольких стран)
6. Ладожское озеро, озеро Чад, озеро Байкал. (Ладожское озеро и озеро Байкал находятся на территории России, а озеро Чад – в Африке)
7. Магелланов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив. (Магелланов пролив и пролив Дрейка омывают Новый Свет – Америку, а Гибралтарский пролив омывает только Старый Свет – Европу и Африку).
2. Второй остров «Терминов».
А. Водная оболочка нашей планеты. |
1. Гидросфера |
Б. Часть океана, более или менее отдалённая от него сушей. |
2. Остров |
В. Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши. |
3. Исток |
Г. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно. |
4. Море |
Д. Часть суши, вдающаяся в море или озеро, с трёх сторон окружённая водой. |
5. Залив |
Е. Река со своими притоками и притоками притоков. |
6. Пролив |
Ж. Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой. |
7. Полуостров |
З. Вдающаяся в сушу часть океана или моря. |
8. Устье |
И. Место, где начинается река. |
9. Русло |
К. Место впадения реки в море, озеро или другую реку. |
10. Речная система |
Ключ для проверки: А1, Б4, В6, Г9, Д7, Е10, Ж2, З5, И3, К8
Определите соответствие. К названию части Мирового океана (дано в центре) поставь цифру его определения (даны слева) и букву - его пример (даны справа) (за каждый правильный ответ 2 балла)
1. Группа островов, лежащих недалеко друг от друга |
полуостров __ / __ |
а. Дрейка |
2. Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой |
залив __ / __ |
б. Новая Гвинея |
3. Часть океана или моря, вдающаяся в сушу и имеющая с ним свободный водообмен. |
материк __ / __ |
в. Саргассово |
4. Большой участок суши, со всех сторон окруженный морями и океанами |
пролив __ / __ |
г. Бенгальский |
5. Часть океана, обособленная от него сушей, островами или поднятиями дна и отличающаяся особенностями природы (свойствами воды, течениями, живущими организмами.) |
архипелаг __ / __ |
д. Японские острова |
6. Участок суши, далеко выступающий в океан, море или озеро и окруженный ими. |
море __ / __ |
е. Индостан |
7. Относительно неширокое водное пространство, ограниченное побережьями. |
остров __ / __ |
ж. Австралия |
3. Третий остров «Знатоков»
Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: «Знаем,- говорят,- видели!».
А теперь вы, ребята, попробуйте догадаться, о чем идет речь в предложенных отрывках.
1) «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет этот поток». (Тёплое течение Голфстрим)
2) «…Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20 минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 20-метровой высоты». (Цунами)
3) «Лед, сползая с острова в океан, образует плавающие в воде ледяные глыбы. Словно флотилии ослепительно белых лайнеров, светящихся изнутри таинственной голубизной, они дрейфуют день и ночь у берегов острова… Но были случаи, когда подтаявшие исполины неожиданно переворачивались и, словно коробок спичек, подбрасывали в воздух неосторожно приблизившееся к ним судно». (Айсберги)
4)
Я реке и друг, и
брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу (Канал)
4. Четвертый остров «Рекордсмены».
Учащиеся сообщают о рекордах данных объектов гидросферы.
1. Самое высокогорное озеро______________________
2. Самое глубокое озеро__________________________
3. Самое большое по площади озеро_________________________________
4. Самое солёное озеро _____________________
5. Самое соленое море в мировом океане ___________________________________
6. Самый большой остров ______________________________________________
7. Самый большой полуостров ___________________________________________
8. Самый большой океан _________________________________________________
9. Самый маленький океан _____________________________________________
10. Самое глубокое место в Мировом океане ______________________________
11. Самый высокий водопад мира_________________________________________
12. Самый широкий пролив________________________________________________
13. Самая полноводная река мира___________________________________________
14. Самое пресноводное море _______________________________
1. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро
2. Озеро Байкал – самое глубокое озеро
3. Каспийское море – самое большое по площади озеро
4. Мертвое море – самое солёное озеро
5. Красное море – самое солёное море
6. Гренландия – самый большой остров
7. Аравийский – самый большой полуостров
8. Тихий океан
9. Северный Ледовитый океан
10. Марианский желоб
11. Анхель
12. Дрейка
13. Амазонка
14. Балтийское море – самое пресноводное море
Отдыхаем.
1 |
|
|||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
4 |
|
|
|
|
|
|||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
1. Самое глубокое пресноводное озеро на земном шаре.
2. Самая длинная река в Европе.
3. Плавающие ледяные горы материкового происхождения.
4. Место, где река берёт своё начало.
5. Самая многоводная река на Земле.
б |
|||||||||||
в |
о |
л |
г |
а |
|||||||
а |
й |
с |
б |
е |
р |
г |
|||||
и |
с |
т |
о |
к |
|||||||
а |
м |
а |
з |
о |
н |
к |
а |
||||
л |
5. Пятый остров «Загадки».
1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
2. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)
3. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)
4. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (Болото)
5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (Река)
6. С горы пришла, в море ушла. (Река)
7. Он студёною водой прожурчал в траве густой.
Приняла его река – беглеца из родника. (Ручей)
8. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
9. Рядом, рядом острова, не один да и не два,
А десятки, сотни сотен. Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак. Значит, здесь… . (Архипелаг)
10. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
11. Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро)
12. С высоты большой срываясь, грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
Рассказ №1.
“История о черепашках”.
Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания
морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.
Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.
Рассказ № 2
“История о черепашках”.
Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших гор, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.
Ошибки в тексте № 1:
1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;
2) Куросио – не название черепах, а течение;
3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;
4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;
5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана
Ошибки в тексте № 2:
1) Иссык Куль не море, а озеро;
2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;
3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;
4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;
5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.
6. Шестой остров «Шарады»
Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени-
Стану спутником Земли. (Лена - Луна)
Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны? (Подошва)
На пруду есть развлечение,
На спине плыть по течению. ( На пруду нет течения)
Я – часть тебя.
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною
Крутые берега, играя, мыть. (Рука – река)
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас - гора. ( Не гора, а озеро)
Знает каждый капитан:
Волга – это океан. (Не океан, а гора)
7. Седьмой остров «Великий картограф»
Н.Н. Баранский говорил "От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается".
На контурной карте необходимо цифрами отметить следующие географические объекты
1. Аравийский п/в
2. о. Гренландия
3. пролив Дрейка
4. Красное море
5. п/в Индостан
6. о. Мадагаскар
7. Чёрное море
8. р. Нил
9. Красное море
10. р. Амазонка
Определи объект
На слайдах учащимся демонстрируются космические снимки водных объектов. Команда, первой назвавшая объект, получает 1 балл
Озеро Байкал Каспийское море Черное море (и Азовское)
Красное море Остров Гренландия Река Нил
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.