Урок обобщающего повторения по теме Гидросфера. 6 класс (конспект)
Оценка 4.7

Урок обобщающего повторения по теме Гидросфера. 6 класс (конспект)

Оценка 4.7
docx
27.11.2022
Урок обобщающего повторения по теме Гидросфера. 6 класс (конспект)
С горы сбегая без труда.docx

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром,
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей её и к небесам
Взлетит она тогда.
Теперь вы мне ответите –
Зовут её – …….(вода)

Правильно - это вода!

Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем маленькой, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой-тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька очень любознательной. Наша Капелька была ещё юная, ничего сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной.

И вот однажды Мама-тучка сказала ей: «Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферу. Состоит вся эта страна ни много ни мало, из четырёх островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай». С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю каждой команде выйти на сцену и представить свою команду.

Молодцы! Теперь думаю: пора отправиться в путешествие по стране Гидросфера. Думаю, ваш запас знаний по Гидросфере достаточный, чтобы поделиться им с Капелькой.

 

1. Первый остров «Игровой».

На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.

Давайте и мы поиграем. Из предложенного перечня выберите лишнее понятие и поясните, почему оно таковым оказалось

1.     Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив. (Бенгальский залив омывают берега Евразии, а Гудзонов залив и Мексиканский залив – берега Северной Америки)

2.     Карибское море, Средиземное море, Красное море. (Средиземное и Красное моря омывают берега Евразии, а Карибское море – берега Северной Америки)

3.     Каспийское море, Белое море, Азовское море. (Каспийское море – это озеро, Белое и Азовское моря – это моря).

4.     течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение. (Гольфстрим – тёплое течение, Лабрадорское и Перуанское – холодные течения)

5.     река Лена, река Амур, река Обь. (реки Лена и Обь текут по территории России, а река Амур протекает по территории нескольких стран)

6.     Ладожское озеро, озеро Чад, озеро Байкал. (Ладожское озеро и озеро Байкал находятся на территории России, а озеро Чад – в Африке)

7.     Магелланов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив. (Магелланов пролив и пролив Дрейка омывают Новый Свет – Америку, а Гибралтарский пролив омывает только Старый Свет – Европу и Африку).

2. Второй остров «Терминов».

А. Водная оболочка нашей планеты.

1. Гидросфера

Б. Часть океана, более или менее отдалённая от него сушей.

2. Остров

В. Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши.

3. Исток

Г. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.

4. Море

Д. Часть суши, вдающаяся в море или озеро, с трёх сторон окружённая водой.

5. Залив

Е. Река со своими притоками и притоками притоков.

6. Пролив

Ж. Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой.

7. Полуостров

З. Вдающаяся в сушу часть океана или моря.

8. Устье

И. Место, где начинается река.

9. Русло

К. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

10. Речная система

 

Ключ для проверки: А1, Б4, В6, Г9, Д7, Е10, Ж2, З5, И3, К8

Определите соответствие. К названию части Мирового океана (дано в центре) поставь цифру  его определения (даны слева) и  букву  -  его пример (даны справа) (за каждый правильный ответ 2 балла)

1.     Группа островов, лежащих недалеко друг от друга

полуостров                           __ / __

а.     Дрейка

2.     Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой

залив                                     __ / __

б.     Новая Гвинея

3.     Часть океана или моря, вдающаяся в сушу и имеющая с ним свободный водообмен.

материк                          __ / __

в.     Саргассово

4.     Большой участок суши, со всех сторон окруженный морями и океанами

пролив                                   __ / __

г.      Бенгальский

5.     Часть океана, обособленная от него сушей, островами или поднятиями дна и отличающаяся особенностями природы (свойствами воды, течениями, живущими организмами.)

архипелаг                             __ / __

д.     Японские острова

6.     Участок суши, далеко выступающий в океан, море или озеро и окруженный ими.

море                                     __ / __

е.      Индостан

7.     Относительно неширокое водное пространство, ограниченное побережьями.

остров                                   __ / __

ж.   Австралия

 

3. Третий остров «Знатоков»

Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: «Знаем,- говорят,- видели!».

А теперь вы, ребята, попробуйте догадаться, о чем идет речь в предложенных отрывках.

1) «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет этот поток». (Тёплое течение Голфстрим)

2) «…Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20 минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 20-метровой высоты». (Цунами)

3) «Лед, сползая с острова в океан, образует плавающие в воде ледяные глыбы. Словно флотилии ослепительно белых лайнеров, светящихся изнутри таинственной голубизной, они дрейфуют день и ночь у берегов острова… Но были случаи, когда подтаявшие исполины неожиданно переворачивались и, словно коробок спичек, подбрасывали в воздух неосторожно приблизившееся к ним судно». (Айсберги)

4) 

Я реке и друг, и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу (Канал) 

 

4. Четвертый остров «Рекордсмены».

Учащиеся сообщают о рекордах данных объектов гидросферы.

1. Самое высокогорное озеро______________________

2. Самое глубокое озеро__________________________

3. Самое большое по площади озеро_________________________________

4. Самое солёное озеро  _____________________

5. Самое соленое море в мировом океане ___________________________________

6. Самый большой остров ______________________________________________

7. Самый большой полуостров ___________________________________________

8. Самый большой океан _________________________________________________

9. Самый маленький океан _____________________________________________

10. Самое глубокое место в Мировом океане ______________________________

11. Самый высокий водопад мира_________________________________________

12. Самый широкий пролив________________________________________________

13. Самая полноводная река мира___________________________________________

14. Самое пресноводное море _______________________________

1.     Озеро Титикака – самое высокогорное озеро

2.     Озеро Байкал – самое глубокое озеро

3.     Каспийское море – самое большое по площади озеро

4.     Мертвое море – самое солёное озеро

5.     Красное море – самое солёное море

6.     Гренландия – самый большой остров

7.     Аравийский – самый большой полуостров

8.     Тихий океан

9.     Северный Ледовитый океан

10.  Марианский желоб

11.  Анхель

12.  Дрейка

13.  Амазонка

14.  Балтийское море – самое пресноводное море

Отдыхаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Самое глубокое пресноводное озеро на земном шаре.

2. Самая длинная река в Европе.

3. Плавающие ледяные горы материкового происхождения.

4. Место, где река берёт своё начало.

5. Самая многоводная река на Земле.

б

в

о

л

г

а

а

й

с

б

е

р

г

и

с

т

о

к

а

м

а

з

о

н

к

а

л

 

 

5. Пятый остров «Загадки».

1.  Кругом  вода,  а  с  питьём  беда.    (Море)

2. По  морю  идёт,  идёт,  а  до  берега  дойдёт – тут  и  пропадёт.  (Волна)

3. Посреди  поля  лежит  зеркало,  стекло  голубое,  а  рама  зелёная.  (Пруд)

4. Все  обходят  это  место: здесь  земля,  как  будто  тесто,

    Здесь осока,  кочки,  мхи…  Нет опоры для ноги.   (Болото)

5. Чуть  дрожит  на  ветерке  лента  на  просторе,

    Узкий  кончик  в  роднике,  а  широкий – в  море.  (Река)

6. С  горы  пришла,  в  море  ушла.  (Река)

7.  Он  студёною  водой  прожурчал  в  траве  густой.

     Приняла  его  река – беглеца  из  родника.  (Ручей)

8. Он  без  рук,  он  без  ног  из  земли  пробиться  смог,

      Нас  он  летом,  в  самый  зной,  ледяной  поит  водой.  (Родник)

9. Рядом,  рядом  острова,  не  один  да  и  не  два,

     А десятки, сотни  сотен. Жить  в  соседстве  им  охотней.

     Все  родные,  как – никак.  Значит,  здесь… .       (Архипелаг)

10. Я  и  туча,  и  туман,  и  ручей,  и  океан,

      И  летаю,  и  бегу,  и  стеклянной  быть  могу.   (Вода)

11. Должен  ответить,  дружок,  без  труда:

      Что  меньше  моря,  но  больше  пруда?    (Озеро)

12. С  высоты  большой  срываясь,  грозно  он  ревёт.

     И, о  камни  разбиваясь,  пеною  встаёт.     (Водопад)

 

Рассказ  №1.

“История о черепашках”.

Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания

морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.

Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.

Рассказ  № 2

“История о черепашках”.

Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших  гор,  где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.

Ошибки в тексте № 1:

1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;

2) Куросио – не название черепах, а течение;

3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;

4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;

5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана

Ошибки в тексте № 2:

1) Иссык Куль не море, а озеро;

2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;

3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;

4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;

5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.

 

6. Шестой остров «Шарады»

 

Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени-

Стану спутником Земли.  (Лена - Луна)

 

Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?  (Подошва)

 

На пруду есть развлечение,

На спине плыть по течению.  ( На пруду нет течения)

 

Я – часть тебя.

Ты ложку держишь мною,

Но стоит только букву заменить,

И стану я бурливою волною

Крутые берега, играя, мыть. (Рука – река)

 

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.  ( Не гора, а озеро)

 

Знает каждый капитан:

Волга – это океан.    (Не океан, а гора)

 

7. Седьмой остров «Великий картограф»

Н.Н. Баранский говорил "От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается".

На контурной карте необходимо цифрами отметить следующие географические объекты


1. Аравийский п/в

2. о. Гренландия

3. пролив Дрейка

4. Красное море

5. п/в Индостан

6. о. Мадагаскар

7. Чёрное море

8. р. Нил

9. Красное море

10. р. Амазонка


http://m.neocom-karelia.ru/assets/Uploads/Contur-World-Map.gif

Определи объект

На слайдах учащимся демонстрируются космические снимки водных объектов. Команда, первой назвавшая объект, получает 1 балл

https://g.io.ua/img_aa/large/0446/26/04462675.jpg  https://content.choiz.me/uploads/2017-08/d63a5e641e4e0e17965f8f8acc3adfc4.jpghttps://specialradio.ru/wp-content/uploads/2018/03/13.jpg

Озеро Байкал                                        Каспийское море                      Черное море (и Азовское)

https://user32265.clients-cdnnow.ru/localStorage/post/d9/0c/d3/e9/d90cd3e9_resizedScaled_740to416.jpghttps://cilab.gsfc.nasa.gov/vis/a000000/a004000/a004022/GreenlandFlows_142_still.04090.jpghttp://www.eosnap.com/public/media/2008/11/nileriver/20081106-nileriver-detail-full.jpg

Красное море                                             Остров Гренландия                           Река Нил


 

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»

Первый остров «Игровой». На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры

Первый остров «Игровой». На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры

Ключ для проверки : А1, Б4, В6,

Ключ для проверки : А1, Б4, В6,

Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью

Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью

Аравийский – самый большой полуостров 2

Аравийский – самый большой полуостров 2

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная

Куросио – не название черепах, а течение; 3)

Куросио – не название черепах, а течение; 3)

Аравийский п/в 2. о. Гренландия 3

Аравийский п/в 2. о. Гренландия 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022