Урок - обобщение « Спирты и фенолы»
(для группы с углубленным изучением химии)
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по классу спиртов и фенолов.
Цели урока:
1. Систематизировать знания студентов о составе, строении и свойствах органических соединений, содержащих гидроксильную (спиртовую) функциональную группу, продолжить развитие представления о генетической связи органических соединений и о химических реакций.
2. Совершенствовать технику безопасности при работе с химическими реактивами, умение соблюдать ее.
3. Способствовать позитивной работы в командах и индивидуально, продолжить развивать коммуникативную способность студента в группе
4. Индивидуальная работа каждого студента на мыслительную , логическиую, рассудительную, анализируемую деятельности собственной и командной на уроке, умение подытоживать свой результат и работы команды.
Методы: поисковый, наглядный, практический, словесный, контрольный.
Реактивы: водные растворы этилового спирта, раствор глицерина, водный раствор фенола, хлорида железа трехвалентного, гидроксида меди двухвалентного, медная проволока
Оборудование: спиртовка, держатель, штатив с пробирками, халат, перчатки.
Дидактический материал: оценочный лист каждого ребенка для взаимоконтроля, карточки-кружки желтого, красного, зеленого цвета, дидактитические карточки, цветные карандаши.
Методическое обеспечение: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учеников, отметка отсутствующих.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня мы с вами проведем урок – обобщение на тему «Спирты и фенолы» (учащиеся записывают тему урока), познакомимся с неизвестными, интересными фактами о спиртах и фенолах, вспомним важные моменты в этих темах, проведем опыты и будем работать в командах и индивидуально. Предлагаю назвать свои команды, которые будут соревноваться в интеллектуальных знаниях (вписывают свою фамилию и команду на оценочном листе). За каждый правильный ответ команды ставим + напротив задания, за нераскрытый ответ +-, за неправильный ответ -. Персональный ответ засчитываем в пользу команды.
3.Актуализация знаний.
3.1. Ассоциации по названию команды (командное задание).
3.2. Практическое задание (командное задание).
3.2.1. Органолептические показатели
Учитель: Перед вами имеются 3 пронумерованных раствора, используя знания о физических свойствах спиртов и фенола, попробуйте по органолептическим показателям определить какие перед вами вещества.
Номер пробирки/ вещество |
Органолептические показатели (примерные ответы студентов) |
1 пробирка/ (этиловый спирт) |
Жидкость, без цвета, с характерным алкогольным запахом |
2 пробирка/ (глицерин) |
Вязкий, густой, тягучий, с желтоватым оттенком, без запаха |
3 пробирка/ (фенол) |
Водный раствор с запахом гуаши |
3.2.2.Качественные реагенты
Учитель: Мы с вами определили по физическим показателям, что за вещества перед вами. Теперь вспомним, какими реагентами вы можете это подтвердить. (Примерные ответы учеников).
Этиловый спирт – оксидом меди двухвалентным (черный налет на медной проволоке очищается до красной цвета меди, появляение легкого запаха яблока, характерный для уксусного альдегида)
Глицерин – гидроксидом меди двухвалентным (ярко фиолетовый цвет глицерата меди двухвалентоного)
Фенол - хлоридом меди трехвалентным (темно фиолетовый цвет)
3.3. Химический диктант «Проверь команду»
1. Формула метилового спирта?
2. К какому классу спиртов относится этиленгликоль по числу функциональной группы?
3. Общая формула предельных одноатомных спиртов?
4. Как называется класс кислородсодержащих углеводородов, где гидроксильная группа непосредственно связана с ароматическим радикалом?
5. Валентность углерода в органических соединениях?
6. Формулы реактивов для обнаружения фенола?
7. Алкоголяты – это …
8. Его называют древесным спиртом?
9. Как называется ароматический радикал в феноле?
10. Что такое изомеры? Какая изомерия характерна для одноатомных спиртов?
3.4. Суждения
Учитель: Проанализировать в командах данное суждение и представить ответ, вторая команда слушает ответ, если считают правильным поднимают красный кружок, сомневаются-желтый, если считают неправильный – зеленый, комментируют ответ при необходимости.
1. Все спирты горят. Метан горит, следовательно, метан - это спирт.
2. Вещества обладающие одинаковым качественным и количественным составом, но разным строением называются изомерами. Пропанол – 2 и метилэтиловый эфир обдадают общей формулой: С3Н8О, но разным строением, следовательно, пропанол и диметиловый эфир – изомеры.
3. Одноатомные спирты хорошо растворимы в воде, глицерин – спирт, следовательно, глицерин растворяют в воде в неограниченных количествах.
4. Гидроксильная группа связана в органических соединениях водородной связью, следовательно, в феноле присутствует водородная связь.
3.5. Физкультминутка
Очень химию мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Благородные есть газы.
Мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх, тем воздух реже.
Друг другу улыбнулись нежно!
3.6. интересные факты о спиртах и фенолах. Студенты заранее имеют подготовленный доклад. Все слушают внимательно. В конце говорят о практическом применении.
1 доклад.
В природе спирты встречаются в свободным виде. Вещества также являются компонентами сложных эфиров. Естественный процесс брожения содержащих углеводы продуктов создает этанол, а также бутанол-1, изопропанол. Спирты в хлебопекарной промышленности, пивоварении, виноделии связано с использованием процесса брожения в этих отраслях. Большая часть феромонов насекомых представлена спиртами.
Спиртовые производные углеводов в природе:
· сорбит — содержится в ягодах рябины, вишни, имеет сладкий вкус.
Многие растительные душистые вещества — это терпеновые спирты:
· фенхол — компонент плодов фенхеля, смол хвойных деревьев
· борнеол — составной элемент древесины борнеокамфорного дерева
· ментол — компонент состава герани и мяты
Желчь человека, животных содержит желчные многоатомные спирты:
· миксинол
· химерол
· буфол
· холестанпентол
2 доклад:
Глицерин — пищевая добавка Е422 — обеспечивает соединение несмешиваемых жидкостей. Его используют при изготовлении кондитерских, макаронных, хлебобулочных изделий. Глицерин входит в состав ликеров, придает напиткам вязкость, сладкий вкус.
Применение глицерина благоприятно влияет на продукцию:
· клейкость макарон уменьшается
· консистенция конфет, кремов улучшается
· предотвращается быстрое зачерствение хлеба, проседание шоколада
· выпекание изделий происходит без налипания крахмала
Распространено использование спиртов как сахарозаменителей. Для этого по свойствам подходят маннит, ксилит, сорбит.
3 доклад.
Открытие фенола Фридлиб Фердинанд Рунге (1794 – 1867 гг) обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом гуаши. Ему не удалось определить состав вещества. Огюст Лоран (1807 – 1853 гг) определил состав вещества. Новое вещество обладало выраженными кислотными свойствами и было производным открытого незадолго до этого бензола. Лоран называл бензол "феном", поэтому новая кислота получила название фениловой. Шарль Фредерик Жерар (1816 – 1856 гг) считал полученное вещество спиртом и предложил называть его фенолом. Было установлено, что целая группа веществ обладает подобным строением и свойствами, поэтому их назвали "фенолами".
3.6. Лишнее понятие
Учитель: Из перечисленных слов определите лишнее понятие. Вторая команда слушает ответ, если считают правильным - поднимают красный кружок, сомневаются - желтый, если считают неправильный – зеленый, комментируют ответ, комментируют ответ при необходимости.
1. Этанол, водородная связь, пропен, бутанол – 1, фенол;
2. Дегидратация, дегидрирование, окисление, этиленгликоль, этерификация;
3. Систематическая, заместительная, межклассовая, тривиальная;
4. Бензол, фенол, метанол, бутанол.
3.7. Синтез - цепочка
Учитель: на выданных дидактических карточках представлены цепочки превращений, используя известные вам уравнения, осуществите синтезы в нескольких стадиях. На команду одну цепочку.
1. Метаналя из карбида алюминия
2. Ацетальдегида из оксида углерода (II).
Учитель: После выполнения задания, студенты сверяются и комментируют ответы.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия
Учитель: лист с отметками для взаимоконтроля отдаем соседу. Теперь подсчитаем ваши плюсы и минусы, если плюсов больше чем минусов ставим 5 баллов за работу на уроке, если одинаково – 4 балла.
Учитель: вам предлагается оценить урок химии на цветных кружочках, зарисуйте свое настроение.
5. Всем спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.