Цель : Систематизировать и углубить знания учащихся о спп, развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся по составлению схем спп и синтаксического разбора данных предложений; определять вид придаточного, привить учащимся способность в решающую минуту собраться, уметь дать правильный ответ; воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: Урок-обобщение
Оборудование: интерактивная доска, слайды, печатные тексты, карточки.
Методы: беседа, анализирование, разбор, поиск.
Технология: стратегии критического мышления
1. Орг.момент
2. Приветствие
Немало на свете невиданных стран,
Чудесных, богатых, красивых,
Но дорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь и силы!
Ведь здесь проживает особый народ
С открытой и щедрой душою.
И в дни изобилия, и в годы невзгод
Мы вместе, мы рядом с тобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Ты стал независим, мой Казахстан,
Как в небе орёл парящий!
Так пусть твой богатый и гордый народ
Не знает ни войн, ни напастей!
Пусть в мире, согласии и дружбе живёт
И каждый пусть будет счастлив!
Вот с такими хорошими пожеланиями мы начнем урок.
У каждого на столе лежит листочек, на котором выделены этапы нашего урока, на протяжении всей нашей работы я попрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где у вас будут ошибки или же где у вас возникнут вопросы.
Задачи нашего урока заключается в том, что мы закрепим весь пройденный материал,связанный со спп и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.
3.Блиц – опрос ( интервью) по пройденному материалу
4. Задание для группы « а»
Составить диаграмму Венна ( сходство и различие между ссп и спп)
Задание для группы « в»
Составить кластер ( выделить признаки спп)
5. Объяснительный диктант
( работа по карточкам – зачитывают предложения, определяют тип придаточного)
6. Графический диктант ( слайд 1)
( Ученики будут составлять схемы предложений. Самопроверка. Схемы проецируются на экране)
1.Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
2.Хороша земля, если рук не жалеть.
3.Воздух так чист, что видна каждая ветка.
4.Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
5.Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдет.
7. Распределительный диктант ( слайд 2) ( самопроверка)
1 столбик – придаточные определительные (1,2,5,12)
2 столбик – придаточные изъяснительные (3,7,8,11)
3 столбик – придаточные обстоятельственные (4,6,9,10)
8.Конструирование предложений
( соединить стрелками придаточные с главными)
1.Чтобы поверить в добро,
что она не к себе,а к людям,ко всему
2.Дети чувствуют,
окружающему.
3.Добрые сердца – это те сердца,
которые умеют любить и которые могут
4.Если делаешь добро,
чувствовать жалость и сострадание к
5.Мудрость доброты заключается в том, ближнему.
то делай молча.
надо начать делать его.
когда их любят.
Заполнение 1 части таблицы « ЗУХ»
9.Синтаксический разбор ( выполняют у доски )
Заполнение 2 части таблицы «ЗУХ»
10. Работа с текстом ( слайд 4)
( Прочтите выразительно текст, расставляя недостающие знаки препинания. Ответьте, о чем этот текст. Разделяете ли вы точку зрения автора?)
Задания : найти спп, определить вид придаточного, обратить внимание на 2-е предложение
Заполнение 3 части таблицы «ЗУХ»
11. Рефлексия. А) Составить синквейн
1 группа на тему « Предложение» 2 группа на тему « Доброта»
В) Поощрение учащихся
« Словарный диктант с секретом» ( слайд 5)
1. Алматы расположен там, где когда-то было древнее поселение казахов. (места)
2. Если с ним соглашались, ему становилось хорошо. ( условия)
3. На столе лежала книга, которая была открыта на последней странице. (опред.)
4. Музыка так захватила его, что он забыл обо всем на свете. (образа действия)
5. Сделалась такая метель, что он ничего не видел. ( определительное)
6. Я посадил дерево, чтобы оставить добрую память о себе. ( цели)
7. Я зажег лампу, потому что дома было темно. ( причины)
1буква |
4буква |
7буква |
1буква |
5буква |
1буква |
7буква |
М |
О |
Л |
О |
Д |
Ц |
Ы |
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету и оценочный лист.
Прием « Анкетирование» и « Самооценка»
12. Задание на дом : написать эссе на тему «Спешите делать добрые дела»
Сегодня мы повторили, закрепили пройденный материал, вспомнили правила. В жизни тоже есть свои правила, свои законы. Один из них закон « Бумеранга» : « Сделанное тобой добро и зло стократно вернется тебе или твоим близким». Наш урок хочу закончить словами Льва Кассиля: « Помни, ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, в твоей защите и помощи». Желаю всем здоровья и добра! Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.