Тема: Гласная буква Ю, ю Звук /У/
Цели урока:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного.
2. Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного.
Развивающие:
3. Формировать навык чтения слов с изученными буквами; читать и понимать тексты, быстро ориентироваться по тексту.
4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.
5. Расширить кругозор учащихся.
Воспитывающая:
6. Воспитывать интерес к чтению, , к культуре и традициям разных народов, к профессиям людей.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).
Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
II. Актуализация знаний.
1. Установить общие признаки и найти лишнее слово
Светлана, Людмила, Илья, Ирина
гвоздика, роза, береза
стол, утюг, диван, кресло.
- Какие буквы мы выучили?
- Какие звуки обозначают эти буквы?
Игра « Продолжи ряд».
- Я называю слова, а вы подумайте, чем они объединены и продолжить слова на эту букву
азбука, акула, Айболит ( а )….
мышь, мухомор ( м )…
мёд, мел, мяч ( м* )…
2. Работа по «ленте букв».
Игра «Найди свой домик».
-Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
· Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)
· На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)
· Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)
· Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)
· Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)
· Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)
· На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)
III. Новый материал.
1. Знакомство с новой буквой.
Отгадайте загадку: «Ребятам весело со мной:
На ножке я кружусь одной.
Пока верчусь, я не тужу
Кружу – жужжу,жужжу-кружу».
- Что это? (Юла).
- Иногда эту игрушку называют по-другому – «волчок». (Выставляю рисунок юлы.)
2. Слого-звуковой анализ слова «юла».
3. На что похожа буква «Ю».
- Найдите и покажите букву «Ю».
- Сколько у нее звуков, если она находится в начале слова? (2)
- Какие это звуки? ([йʼ] [у])
- На что похожа буква «Ю»? (Кусочек буквы Н +буква О)
4. Показ заглавной и строчной буквы Ю, ю.
- Буква Ю бывает большая, заглавная и строчная. Чтобы было легче её запомнить, напечатаем их в своих тетрадях.
5. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой
6. Чтение слогов с буквой Ю.
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. Вспомним их имена. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог.
Читаем слоги: РЮ ЛЮ
ДЮ СЮ
ТЮ НЮ
- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук)
- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
7. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в большой город. В городе стоит необычный дом. В нем живут слова. Они спрятались за ставнями. Откроем их и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою - поют
играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной).
Вывод: Буква Ю обозначает 2 звука, если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной буквы.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Рассматривание иллюстрации на стр.46-47
- Откройте учебники на стр.47 рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.47
- Прочитаем текст внизу.
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Рассматривание иллюстрации на стр.46.
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.46
- Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)
(Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки?
4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.
V. Итог урока.
- О какой букве узнали на уроке?
- Чем она вам запомнилась?
VI. Домашнее задание:
Читать слова, тексты на стр.46-47, колыбельную песенку выучить наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.