Урок обучения грамоте в 1 классе "Понятия "согласный звук", "мягкий согласный", "твердый согласный"

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок обучения грамоте в 1 классе.docx

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему:
« Понятие «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости – твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране чудес. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Послушайте музыку и представьте, что вы оторвались от земли и парите в воздухе. У вас хорошее настроение, никаких забот и волнений. Высокое ясное голубое небо. Солнышко улыбается вам.

– А что это за девочка там внизу? «Поймайте» первые звуки слов и определите её имя: небо, игры, нос, азбука.

– Какое имя у вас получилось? (Нина.)

– Она просит нас взять её с собой в Страну чудес. Ей нужно сказать что-то важное мудрой королеве Грамоте.

II. Повторение изученного материала.

– Посмотрите, ворота замка закрыты, и попасть туда мы сможем только тогда, когда ответим на вопросы стражников. Готовы?

1. Как мама укачивает малыша? (А-а-а.)

2. Как воет волк? (У-у-у.)

3. Как удивляются? (О-о-о.)

4. Какие звуки вы произносили? (Гласные.)

5. Сколько гласных звуков? (6.)

III. Сообщение темы урока.

– Ворота открыты. Вперёд! Ой, кто это?

              Он бывает тихим, громким,

              А ещё глухим и звонким.

              Может быстро проскочить,

              А захочет – будет жить,

              До тех пор пока звонок

              Не отмерит ему срок.

                        (Звук.)

– Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

– Как рычит собака? (Р-р-р.)

– Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык.

– Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, приглашают в гости, чтобы вы могли с ними поближе познакомиться.

– Нина стоит и улыбается: «Какое у меня удивительное имя!»

– Что заметила Нина в своём имени?

IV. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «Нина».

– Посчитайте, сколько клеток в схеме.

– Какой фишкой надо обозначать гласные звуки?

– «Прочитайте» слово. Ведите указкой по схеме звукового состава.

– Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.

– Звук [н’] гласный? (Нет.) Докажите.

– Обозначьте его фишкой жёлтого цвета.

– Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз.

– Докажите, что он гласный.

– Какой фишкой его обозначим? (Красной.)

Аналогичная работа проводится с остальными звуками.

– Сравните первый и третий звуки.

– Объясните, чем они похожи.

Запомните: звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.

– Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.)

Запомните: мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета.

– Замените жёлтые фишки. Расскажите, что вы сделали.

Дети говорят, учитель проводит замены жёлтых фишек в схеме слова на доске.

– Сколько гласных? Сколько согласных?

– Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?

2. Игра «Живые звуки».

Учитель вызывает 4 человека и сам распределяет роли для «живых звуков».

– Возьмите со схемы фишку, которая соответствует вашему звуку.

– Идёт на своё место мягкий согласный звук, первый гласный звук, второй гласный звук, твёрдый согласный звук.

– «Звуки», займите свои места в слове «Нина».

Дети строятся так, чтобы получилось слово.

3. Звуковой анализ слова «пила».

– Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку.

4. Звуковой анализ слова «санки».

– Сколько клеток в схеме?

– Что это значит? (В слове 5 звуков.)

– «Прочитайте» слово, соотнося его проговаривание  с движением указки по схеме.

– Выделите первый звук, назовите его.

– Дайте ему характеристику.

– Какой фишкой обозначим этот звук?

Аналогичная работа проводится с остальными звуками.

– Сколько звуков в слове «санки»?

– Сколько гласных?

– Назовите первый гласный звук.

– Назовите второй гласный звук.

– Сколько согласных звуков?

– Назовите мягкий согласный звук.

 

ФИЗМИНУТКА

5. Игра «Живые звуки». Составление слова из заданных звуков.

– Согласных звуков – 36. Как вы думаете, какие звуки чаще встречаются в речи? (Согласные.)

– Давайте в этом убедимся. Отгадайте загадки и постройте схемы слов-отгадок.

Загадки читают дети.

          Под крышей 4 ножки,

          А на крыше – суп да ложка.

                (Стол.)

          На овчарку он похож:

          Что ни зуб – то острый нож!

          Он бежит, оскалив пасть,

          На овцу готов напасть.

                  (Волк.)

          Молоко над речкой плыло,

          Ничего не видно было.

          Растворилось молоко –

          Стало видно далеко.

          (Туман.)

          Тройка, тройка прилетела,

          Скакуны в той тройке белы,

          А в санях сидит царица –

          Белокоса, белолица.

          Как махнула рукавом,

          Всё покрыла серебром.

                  (Зима.)

          Гуляю я и в дождь, и в зной:

          Характер у меня такой.

                  (Зонт.)

          Роет,

          Роет,

          Ход подземный строит,

          Роет – строит ловко

          Спальню и кладовку.

              (Крот.)

6. Заучивание наизусть стихотворения.

                  А согласные согласны

                  Шелестеть, шептать, свистеть,

                  Даже фыркать и скрипеть,

                  Но не хочется им петь!

В. Берестов

– Попробуйте объяснить такое поведение согласных.

– Давайте вернёмся к вопросу, что интересного в имени Нина.

– Охарактеризуйте согласные звуки своего имени.

– Постройте цветную звуковую схему.

– Ваши схемы – это почтовые ящики.

             Я весёлый почтальон!

             Детям я давно знаком!

             Много писем и газет

             Возит мой велосипед!

             Разноцветные конверты,

             И открытки, и пакеты,

             И посылки, телеграммы

             Доставляю всех их вам я.

        М. Лаписова

– Кто этот почтальон? (Печкин.)

Учитель проверяет составленные схемы имён, на правильные прикрепляет звёздочку-макет.

7. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков.

– Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.)

– Выделите указанные звуки.

– Соедините их и прочитайте слово. (Лист.)

– Выполните самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».

V. Закрепление нового материала.

– Встаньте и поприветствуйте королеву Грамоту. Она надела шапку-невидимку.

– Пофантазируйте: какая она – королева Грамота? Нарисуйте её.

– Расскажите ей всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились в её королевстве, какую работу выполнили.

VI. Итог урока.

– Нам пора возвращаться. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые бабочки и мотыльки. Солнышко печально смотрит вам вслед. Вы возвращаетесь в класс. Открыли глаза. Улыбнулись. Все вернулись? Где же Нина? (Предположения детей.)

– Помните, Нина рисовала цветок. Вот он.

Учитель показывает нарисованный цветок с красными, синими и зелёными лепестками.

– Как вы думаете, что обозначают цвета лепестков?

– Каким цветом обозначаются гласные звуки?

– Почему для обозначения согласных необходимо два цвета?

– Какие согласные обозначаются синим цветом? А какие – зелёным?

Рефлексия.

– Что было для вас самым трудным?

– Попробуйте объяснить, почему.

- Что понравилось, а что нет?