Урок № 10 по ПДД
по теме:
«Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП»
Цели:
- познакомить учащихся с правилами оказания первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП;
- развивать УН действия в неотложных ситуациях, умения пользования автоаптечкой;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный (проверка ЗУН, объяснение нового материала, практическое занятие).
Оборудование: учебник, тетрадь, пособия по медицине и оказанию ПМП, ПДД, образцы индивидуальной, авто и спец аптечек, кровоостанавливающий жгут, огнетушитель.
ХОД УРОКА:
На доске: дата, тема урока.
I. Оргмомент
Выход и доклад дежурного ученика, сдача письменного рапорта преподавателю.
– Класс, ВСТАТЬ, СМИРНО! Товарищ преподаватель, класс 6 «Б» на урок ОБЖ прибыл в количестве ___ человек, отсутствуют: …
– Здравствуйте, товарищи!
– Здравия желаем, товарищ преподаватель!
– ВОЛЬНО!
(Дежурный дублирует: «Класс, ВОЛЬНО, САДИТЕСЬ!».)
II. Проверка д/з
– Перечислите основные принципы оказания ПМП?
(Осмотр места происшествия, удаление поражающего фактора, осмотр потерпевшего и оказание ему помощи, контроль за состоянием пострадавшего. ГРАМОТНО, СПОКОЙНО, УВЕРЕННО. Не забыть при этом вызвать неотложную медицинскую помощь!)
– Какие поражающие факторы могут воздействовать на человека, угрожая его здоровью и жизни?
(Температура +/-, огонь, вода, электроток, химические вещества, механизмы и т.п.)
– Какие состояния угрожают жизни человека?
(Остановка сердца, отсутствие самостоятельного дыхания, большие кровопотери.)
III. Изучение нового материала
В России в автокатастрофах ежегодно гибнут около 20 тыс. человек, более 200 тыс. получают травмы.
За 2013 год количество ДТП с участием детей и подростков до 16 лет составило около 25 тыс., число погибших более тысячи человек, раненых – более 25 тыс.
По статистике, основными причинами смерти на российских дорогах становятся:
– несовместимые с жизнью повреждения – 15 %,
– несвоевременной прибытие кареты «скорой помощи» – 15 %,
– НЕОКАЗАНИЕ или НЕПРАВИЛЬНОЕ оказание первой помощи – 70 %.
Большинство людей, оказывающих помощь при серьезном ранении, делают это впервые. Такой случай, возможно, будет единственным в вашей жизни, но он может определить жизнь или смерть. Ваши правильные действия предупредят ухудшение состояния с момента травмы или несчастного случая до прибытия профессиональных врачей.
Действуйте ВДУМЧИВО, БЕРЕЖНО, ОСТОРОЖНО. Помните, что слишком много первой помощи может быть так же опасно, как и ее отсутствие.
Итак, вводная:
Двигаясь по дороге (естественно, по правилам дорожного движения), вы замечаете в кювете опрокинутый автомобиль. Явно – авария. Внутри авто человек без сознания.
Ваши действия?
Ответ идет по схеме:
1. Осмотр места происшествия, удаление поражающего фактора, при ДТП это часто возгорание – использовать огнетушитель (попутно вспоминаем правила пользования, практическое упражнение – приведение в готовность и использование огнетушителя).
Попутно вызвать скорую медпомощь.
2. Осмотр потерпевшего и оказание ему соответствующей помощи:
НМС, ИВЛ (практическое упражнение – диагностика, если необходимо – реанимационные мероприятия),
остановка кровотечения (вспоминаем виды кровотечений, практическое упражнение – наложение кровоостанавливающего жгута).
3. Контроль за состоянием пострадавшего.
Оказывать ПМП ГРАМОТНО, СПОКОЙНО, УВЕРЕННО.
4. Ждать прибытия и встречать СМП.
В нашем случае скорая помощь прибыла вовремя, мы передали в руки врачей пострадавшего, и теперь ему опасность не угрожает.
___________________________________________________________________________
Но в дороге, помимо таких, критических, ситуаций, могут возникать и другие неприятности, связанные с ухудшением здоровья водителя или пассажиров. Для их «ликвидации» на борту ТС должна иметься автомобильная аптечка (ПДД, Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, п. 7.7).
Что в нее входит?
(Рассказ преподавателя и демонстрация соответствующего медикамента или предмета.)
Состав аптечки первой помощи (автомобильной)
1. Обезболивающие, противовоспалительные и средства при травме (ушибы, переломы, вывихи), ранениях:
анальгин, пакет гипотермический, аспирин.
2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран:
жгут кровоостанавливающий, бинты стерильные и нестерильные, атравматическая повязка для перевязки грязных ран, лейкопластырь бактерицидный, салфетки стерильные для остановки капиллярного и венозного кровотечения с фурагином, раствор йода спиртовой или бриллиантовой зелени, лейкопластырь, бинт эластичный трубчатый медицинский нестерильный, вата.
3. Средства при болях в сердце:
нитроглицерин, валидол.
4. Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти:
устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот».
5. Средства при обмороке (коллапсе):
аммиак (нашатырный спирт).
6. Средства для дезинтоксикации при отравлениях пищей и т.п.:
энтеродез или уголь активированный в таблетках.
7. Средства при стрессовых реакциях:
корвалол или настойка валерианы.
8. Ножницы.
9. Правила оказания само- и взаимопомощи.
10. Футляр.
Примечание: не допускается применение средств с поврежденной упаковкой и истекшим сроком годности.
Обязательно стоит дополнить этот список медикаментами, исходя из особенностей своего здоровья.
Можно доукомплектовать аптечку исходя из специфики деятельности водителя, пассажиров.
IV. Подведение итогов урока
– Каковы особенности оказания ПМП приДТП?
– Как можно экстренно остановить, например, артериальное кровотечение?
– Что НЕЛЬЗЯ делать при оказании первой помощи пострадавшему?
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Учебник, стр. . Вопросы и задания.
Составить список личной аптечки, объяснить назначение каждого лекарства и как принимать.
Используемая литература:
1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева.
2. Методическое пособие «Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ».
3. Правила дорожного движения Российской
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.