Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема урока: Где зимуют птицы?
Цель урока: создать условия для повторения знаний детей о птицах, зимующих в наших краях
Задачи:
Образовательная: ознакомить с видами перелётных птиц, различать зимующих и перелётных птиц
Развивающая: развивать интерес к жизни животных в разное время года, к экологии.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок. Приготовили учебные принадлежности. Кто готов работать,
поднимите руку.
Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши.
2. Самоопределение к деятельности.
1. На прошлом уроке мы с вами учили крупных животных с хоботом. Как они называются? А где живут?
Сегодня мы продолжаем знакомиться с миром природы и животных. Для того, чтобы отгадать сегодняшнюю тему, мы ответим на следующие вопросы:
1) Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)
2) Трещала с самого утра:
«Пора! Пора!» А что пора?
Такая с ней морока,
когда трещит…(Сорока).
3) В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист6
«Здорово, дрозд-приятель»
И ставит подпись…. (дятел)
2. Беседа:
-Как можно назвать наших героев одним словом? О ком мы будем говорить на уроке? О птицах.
-Кто такие птицы? Какие виды местных птиц вы знаете?
- Кто знает, где живут птицы?
- Чем они питаются?
- Скажите, а зимой чем птицы питаются?
- А чем зимой питается ласточка? (затруднение)
Ласточка не зимует в нашей местности. А где же она зимует? (затруднение)
Давайте ответим на этот вопрос сегодня на уроке.
3. Составим план работы.
На доске в произвольном порядке карточки:
- Определить птиц, зимующих в нашей местности
- Узнать, какие птицы улетают
- Узнать, где зимуют перелетные птицы.
3. Изучение нового материала.
1. Работа по теме.
Начнем с первого пункта.
Некоторые птицы остаются на зиму в наших краях.
Назовите их (воробей, синица, дятел, ворона, поползень, свиристель, сорока, галки, голуби…). Слайд.
Как называются птицы, которые остаются зимовать? Зимующие
Эти птицы не боятся морозов, а еду добывают даже в снежные зимы. Легко птицам выжить зимой?
Тяжело птицам зимой приходится, а особенно трудно маленьким птичкам.
- А как мы с вами можем помочь птицам? На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.
- Посмотрите, на слайде фото кормушек. Какие можно назвать удачными? ( с крышей, бортиками), почему?
- Что можно насыпать в кормушку?
- Какой корм вы давали птицам зимой? Давайте посмотрим.
Слайд:
Семена для птиц |
||
Подсолнечника |
Овса |
Арбуза |
Пшена,
проса |
Тыквы,
дыни, кабачков |
Кедровых
орешков |
Рябины,
калины |
Льна |
Клевера |
Ребята, проверим, ответили ли мы на пункт нашего плана.
2. Следующий пункт нашего плана.
Кроме зимующих птиц у нас есть и те, которые улетают.
Их название мы узнаем из загадок
А) Всех приметней птиц, черней,
Враг личинок, друг полей
Взад - вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач)
Грач весной прилетает самым первым. Говорят: «Увидел грача - встречай весну».
Б) На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его ... (скворец)
Прилетает за грачами. Красивая птица с блестящими черными перышками. Клюв желтый, острый и длинный. Живет в светлых лесах. Гнезда устраивает в дуплах. Правда, человек помогает скворцам - развешивает для нас скворечники. Скворец – полезная птица – он уничтожает гусениц, жуков.
Есть народная примета, связанная со скворцом: «Увидел скворца – значит весна у крыльца».
В) Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку,
Раздалось в лесу: «Ку - ку!» (кукушка).
Народная примета: «Кукушка стала куковать - морозу не бывать». Кукушка - очень полезная птица, за час способна съесть до ста гусениц.
Кукушки заботливые матери. Но они сами птенца выкормить не могут, так как кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусениц не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами.
Итак, мы ответили на второй пункт плана. Еще раз перечислите птиц, которые у нас не зимуют. Их, конечно, гораздо больше. Вы можете отыскать их в нашем Атласе-определителе.
3. Работаем с третьим пунктом плана
Грач, скворец, кукушка не остаются зимовать у нас. Почему их называют перелетными птицами? Где они проводят зиму? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои.
(Работа в парах. Проверка. Высказывания вслух.)
Каких еще перелетных птиц ты знаешь?
- Когда прилетают, в какое время года? (весной)
- Как называют таких птиц, которые улетают, а потом с наступлением весны возвращаются?(перелётными).
- На какие группы делят птиц? (зимующие и перелётные)
Проверим, ответили ли мы на третий пункт плана?
4.Физминутка.
5.Закрепление работы по теме урока.
1) Работа по учебнику.
-Узнайте информацию из учебника.
-Куда улетают ласточки? В Африку
-Куда улетают журавли? В Индию
А самые большие перелеты делают северные крачки. Они летят с Крайнего Севера до Антарктиды.
-Мудрая Черепаха приготовила вам вопрос:
Как ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.
Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца (экран) и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)
На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.
2) Работа в рабочей тетради
Задание 1. Соедините птицу и ее название. Закрасьте кружок- отметьте перелетных птиц.
6. Итоги урока.
- Какую задачу мы себе ставили в начале урока? Мы выполнили работу по плану?
- Что вам особенно запомнилось о птицах?
7. Рефлексия
На ваших партах 2 птички - журавлик и синичка. Оцените свое состояние – журавлик – вам все понравилось, вы рады.
Синичка – вы не поменяли свое состояние.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.