Урок окружающего мира " Где зимуют птицы", 1 класс
Оценка 4.6

Урок окружающего мира " Где зимуют птицы", 1 класс

Оценка 4.6
doc
27.01.2020
Урок окружающего мира " Где зимуют птицы", 1 класс
где зимуют птицы.doc

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цель урока: создать условия для повторения знаний детей о птицах, зимующих в наших краях

Задачи:

Образовательная: ознакомить с  видами перелётных птиц, различать зимующих и перелётных птиц

Развивающая: развивать интерес к жизни животных в разное время года, к экологии.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок, 
Начинается урок. Приготовили учебные принадлежности. Кто готов работать, поднимите руку.

Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши.

2. Самоопределение к деятельности.

1. На прошлом уроке мы с вами учили крупных животных с хоботом. Как они называются? А где живут?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с миром природы и животных. Для того, чтобы отгадать сегодняшнюю тему, мы ответим на следующие вопросы:

1) Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...       (воробей)

2) Трещала с самого утра:

«Пора!  Пора!»  А что пора?

Такая с ней морока,

когда трещит…(Сорока).

 

3) В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист6

«Здорово, дрозд-приятель»

И ставит подпись…. (дятел)

 

2. Беседа:

-Как можно назвать наших героев одним словом? О ком мы будем говорить на уроке?  О птицах.

-Кто такие птицы? Какие виды местных птиц вы знаете?

- Кто знает, где живут птицы?

- Чем они питаются?

 - Скажите, а зимой чем птицы питаются?

- А чем зимой питается ласточка? (затруднение)

Ласточка не зимует в нашей местности. А где же она зимует? (затруднение)

Давайте ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

 

3. Составим план работы.

На доске в произвольном порядке карточки:

- Определить птиц, зимующих в нашей местности

- Узнать, какие птицы улетают

- Узнать, где зимуют перелетные птицы.

 

3. Изучение нового материала.

 

1.     Работа по теме.

Начнем с первого пункта.

Некоторые птицы остаются на зиму в наших краях.

Назовите их (воробей, синица, дятел, ворона, поползень, свиристель, сорока, галки, голуби…). Слайд.

Как называются птицы, которые остаются зимовать? Зимующие

 

Эти птицы не боятся морозов, а еду добывают даже в снежные зимы. Легко птицам выжить зимой?

Тяжело птицам зимой приходится, а особенно трудно маленьким птичкам.

- А как мы с вами можем помочь птицам? На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.

- Посмотрите, на слайде фото кормушек. Какие можно назвать удачными? ( с крышей, бортиками), почему?

- Что можно насыпать в кормушку?

- Какой корм вы давали птицам зимой? Давайте посмотрим.

 

Слайд:

Семена для птиц

Подсолнечника
(все птицы)

Овса
(овсянки, синицы)

Арбуза
(синицы, поползни)

Пшена, проса
(овсянки, воробьи, синицы)

Тыквы, дыни, кабачков
(поползни, синицы, воробьи)

Кедровых орешков
(поползни, дятлы)

Рябины, калины
(снегири, свиристели)

Льна
(все птицы)

Клевера
(щеглы, чечетки, воробьи, синицы)

 

Ребята, проверим, ответили ли мы на пункт нашего плана.

2. Следующий пункт нашего плана.

Кроме зимующих птиц у нас есть и те, которые улетают.

  Их название мы узнаем из загадок

 

А)  Всех приметней птиц, черней,

Враг личинок, друг полей

Взад - вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (грач)

 

Грач весной  прилетает самым первым. Говорят: «Увидел грача - встречай весну».

 

Б) На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его ... (скворец)

Прилетает за грачами. Красивая птица с блестящими черными перышками. Клюв желтый, острый и длинный. Живет в светлых лесах. Гнезда устраивает в дуплах. Правда, человек помогает скворцам -  развешивает для нас скворечники.  Скворец – полезная птица – он уничтожает гусениц, жуков.

Есть народная примета, связанная со скворцом: «Увидел скворца – значит весна у крыльца».

 

В) Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу: «Ку - ку!» (кукушка).

 

Народная примета: «Кукушка стала куковать - морозу не бывать». Кукушка  - очень полезная птица, за час способна съесть до ста гусениц.

Кукушки  заботливые матери. Но они сами птенца выкормить не могут, так как кукушка питается жирными мохнатыми гусеницами. А у птенчиков горло нежное, маленькое и глотать мохнатых гусениц не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили их нежными мошками и комарами. А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами.

 

Итак, мы ответили на второй пункт плана. Еще раз перечислите птиц, которые у нас не зимуют. Их, конечно, гораздо больше. Вы можете отыскать их в нашем Атласе-определителе.

 

3. Работаем с третьим пунктом плана

Грач, скворец, кукушка не остаются зимовать у нас. Почему  их называют перелетными птицами? Где они проводят зиму? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои.

(Работа в парах. Проверка. Высказывания вслух.)

Каких еще перелетных птиц ты знаешь?

- Когда прилетают, в какое время года? (весной)

- Как называют таких птиц, которые улетают, а потом с наступлением весны возвращаются?(перелётными).

- На какие группы делят птиц? (зимующие и перелётные)

Проверим, ответили ли мы на третий пункт плана?

4.Физминутка.

 

5.Закрепление работы по теме урока.

1) Работа по учебнику.

-Узнайте информацию из учебника.

-Куда улетают ласточки? В Африку

-Куда улетают журавли? В Индию

А самые большие перелеты делают северные крачки. Они летят с Крайнего Севера до Антарктиды.

-Мудрая Черепаха приготовила вам вопрос:

Как ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца (экран) и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

2) Работа в рабочей тетради

Задание 1. Соедините птицу и ее название. Закрасьте кружок- отметьте перелетных птиц.

6. Итоги урока.

-  Какую задачу мы себе ставили в начале урока? Мы выполнили работу по плану?

- Что вам особенно запомнилось о птицах?

 

7. Рефлексия

 

На ваших партах 2 птички - журавлик и синичка. Оцените свое состояние – журавлик – вам все понравилось, вы рады.

Синичка – вы не поменяли свое состояние.

 

 

 

 


Предмет: Окружающий мир Класс: 1

Предмет: Окружающий мир Класс: 1

В лесу под щебет, звон и свист

В лесу под щебет, звон и свист

Слайд: Семена для птиц

Слайд: Семена для птиц

А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами

А когда они вырастут, вылетят из гнезда, то кукушки начинают сами питаться гусеницами

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020