Конструкт урока окружающий мир
Студентки 46 группы Пикановой Алены Андреевны
Тип урока: освоение новых знаний
ОО: МАОУ «СОШ №40»
Учитель: Кукарина Ирина Александровна
Тема урока: наши ближайшие соседи
Форма: путешествие
Цель урока: формирование представлений о странах, которые имеют границы с Россией, по средствам групповой и индивидуальной работы
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, самостоятельно уточнить)
· Метапредметные: обучающиеся демонтируют умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сверять выполнение работы по заданному плану; осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания .
· Предметные: обучающиеся знают, какие страны имеют границы с Россией их характерные особенности; умеют показывать страны на контурной карте; знают, что такое «Золотое кольцо России», его состав
Задачи:
· Воспитательные: развивать способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, транслировать его взрослым, самостоятельно уточнить недостающую информацию у учителя или одноклассников, принести на урок требуемое, дополнительно подготовиться к проверочным работам).
· Развивающие: развивать у обучающихся умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сверять выполнение работы по заданному плану; осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; (включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания) .
· Образовательные: формировать знания о том, какие страны имеют границы с Россией их характерные особенности; умеют показывать страны на контурной карте; знают, что такое «Золотое кольцо России», его состав.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
1.принцип наглядности
2. принцип деятельности
3. принцип систематичности и последовательности
Принципы воспитания:
1.Создание положительного эмоционального подъема
2.Стимулирование активности
3.Сотрудничества, партнерства
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
· словесные: беседа, работа с учебником
· наглядные: демонстрация
· практические: практическая работа
2. Методы закрепления материала:
· беседа, повторение
3. Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха
· поощрение
4. Методы развития познавательного интереса:
· формирование готовности к восприятию
5. Методы формирования ответственности и обязанности: · предъявление педагогических требований · оперативный контроль. |
Методы воспитания:
1. Методы осмысления детьми своего социального опыта:
· беседа
2. Методы самоопределения личности ребенка:
· рефлексия и самопознание
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
· демонстрационное: мультимедийная презентация «Наши ближайшие соседи», аншлаги с темой и целью, карточки с заданием
· индивидуальное: учебник окружающего мира 3 класс, карта путешественника.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
4. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015. – 112 с. : ил. – (Школа России).
План урока:
Этап урока |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
1-2 |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
5 |
Выявление проблемы. Постановка темы и целей урока |
5 |
Решение проблемы |
15 |
Физкультминутка |
3 |
Первичное закрепление |
10 |
Подведение итогов. Рефлексия |
5 |
Итого |
45 мин. |
Ход урока
Этапы урока, задачи |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат (УУД) |
|||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.
|
По источнику получения знаний: • словесные: беседа Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4. Методы развития познавательного интереса: • формирование готовности к восприятию 5. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований |
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! - Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, и мы многому научились. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. На вашей парте должен лежать учебник, дневник, пенал. - Те, у кого есть все необходимые принадлежности для урока – можете присаживаться на места. - Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок! - Пожелав друг другу хорошего настроения, наш с вами урок будет увлекательным и интересным. |
обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию
|
|||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка домашнего задания Задача: актуализировать знания с прошлого урока
|
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа 2. Методы закрепления материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение и порицание 4. Методы развития познавательного интереса: • формирование готовности к восприятию 5. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований • оперативный контроль.
|
- Для того, чтобы понять, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке, я предлагаю вспомнить, какой раздел мы с вами начали изучать на пролом уроке? (путешествие по город и странам) - Какую тему изучали? (золотое кольцо России) - Чтобы вспомнить данную тему, предлагаю проверить ваше домашнее задание. Что вам необходимо было сделать дома? (ответить на вопросы в учебнике) - Верно, кто готов ответить на вопросы? (по желанию 2-3 обучающихся) НА СЛАЙД
- Отлично, мы с вами вспомнили тему прошлого урока и можно приступать к изучению следующей темы |
обучающиеся демонстрируют способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, самостоятельно уточнить) обучающиеся демонстрируют осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания . обучающиеся знают, что такое «Золотое кольцо России», его состав
|
|||||||||||||||||||||
3.Этап выявления проблемы и постановка темы, целей урока. Задача: сформулировать тему и цель урока. |
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с учебником • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа 2. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4. Методы развития познавательного интереса: • формирование готовности к восприятию 5. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований • оперативный контроль.
|
-Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело». (ответы детей) -Какие взаимные дела могут быть у соседей. -Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте? -Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах. - Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться. -Кто сможет определить тему сегодняшнего урока. - Обобщив ваши ответы, темой нашего урока будет: «Наши ближайшие соседи» (НА ДОСКУ) -Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся? - Предположите, каковы будут цель нашего урока. - Верно цель нашего урока: узнать, какие страны имеют границы с Россией (НА ДОСКУ) -Где мы можем найти интересующую информацию? (в учебнике, по карте) -Какая карта нам сегодня поможет …..(политическая) -Молодцы, ребята, я очень рада, что вы у меня такие любознательные. - Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями. - А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку: Он в безбрежном океане - Чтобы наше путешествие было более запоминающимся я предлагаю заполнять вам карту путешественника, обратите внимание, что у каждого на парте она есть, ознакомьтесь с ней и не забудьте подписать
- Мы с вами готовы начать наше знакомство, не забываем фиксировать информацию в своих картах путешественника. |
обучающиеся демонстрируют способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, самостоятельно уточнить) обучающиеся демонстрируют понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; волевую саморегуляцию); устанавливать причинно-следственные связи); включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания .
|
|||||||||||||||||||||
3. Открытие нового знания. Решение проблемы. Задача: содействовать усвоению способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) |
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с учебником • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа 2. Методы закрепления материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований • оперативный контроль.
Методы воспитания: 1. Методы осмысления детьми своего социального опыта: • беседа
|
- Проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.
- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. - Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. - Кто из вас был внимательным и может показать на карте, где расположены эти страны. - Следующие страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе. - Предлагаю открыть учебник на страницах 101, внимательно рассмотрите иллюстрации. Столица Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столица Литвы – Вильнюс. - Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широких водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды). - Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава. - Кто может показать на карте Эстонию, Латвию, Литву и Польшу. - Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Литва) - А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения? - Правильно, это Украина и Белоруссия. - А вы знаете столицы этих государств? (называют) - Молодцы! - Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины. - Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия. -Кто может показать Украину и Белоруссию на карте. -Хорошо. Прочитайте текст в учебник на странице 102 и скажите какие страны расположены вдоль южных границ России? -Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды) Показываю страны на карте. - Молодцы. - У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские. - Прочитайте о них на странице 103 в учебнике. - Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны? (Япония и США) Показываю их на карте. - Где они расположены? (юго-восток, северо-восток) - Молодцы! Покажите их на карте. - Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток). - Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ. - США находится на другом материке – В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. - Ребята запомните, что с Японией и США, Россия имеет только морские границы.
|
обучающиеся демонстрируют способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, самостоятельно уточнить) обучающиеся демонстрируют понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; (анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами); включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания) . обучающиеся знают, какие страны имеют границы с Россией их характерные особенности; умеют показывать страны на карте |
|||||||||||||||||||||
4. Физминутка Задача: снять у обучающихся мышечное напряжение.
|
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа |
- Ребята, наше с вами путешествие займет много время. и чтобы немного отдохнуть предлагаю выполнить физминутку - Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать соседу. - Я буду проговаривать слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте нужное действие. Из-за парт мы быстро встали, И на месте зашагали. (шагаем на месте) А потом мы улыбнулись, (подарите друг другу свои улыбки) Выше-выше потянулись. (потянулись все к солнышку) Сели-встали, сели – встали (выполняем приседания) За минутку сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево (повороты туловищем вправо, влево) Повернитесь И за парту вновь садитесь. (тихо присаживайтесь на свое место) |
обучающиеся демонстрируют: волевую саморегуляцию
|
|||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с
|
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с учебником • наглядные: демонстрация • практические: практическая работа 2. Методы закрепления материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение и порицание 4. Методы развития познавательного интереса: • формирование готовности к восприятию 5. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований • оперативный контроль.
Методы воспитания: 1. Методы осмысления детьми своего социального опыта: • беседа 2. Методы самоопределения личности ребенка: • рефлексия и самопознание |
- Мы с вами готовы продолжить знакомство с нашими странами-соседями. Мы с вами уже узнали о всех странах, которые являются нашими соседями. Сейчас я предлагаю закрепить наши знания, для этого мы с вами поработаем в группах. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, 3 ряд – третья группа. Каждая групп получит свое задание, но перед этим давайте напомним друг другу, как нужно работать в группе? (соблюдать правила) - верно, соблюдая правила работы в группе, вы сможете быстро и слаженно выполнить работу. - Предлагаю познакомиться с заданием для каждой группы. 1 группа – вам необходимо создать на доске ромашку. Лепестки – ромашки – это страны, которые являются соседями России. Вам необходимо из конверта, в котором находятся лепестки со странами, выбрать те, которые подходят. Работать вы будете у доски, задание понятно? (Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Монголия, Китай, Северная Корея) 2 группа – вам дана карточка, на ней представлены страны, но из их названий потерялись все согласные буквы, вам необходимо восстановить название стран, задание понятно?
3 группа – вам дана карточка, в которой записаны страны и их столицы, но в некоторых странах столицы не записаны, вам не обходимо их вписать, задание понятно?
- При затруднениях, вы можете обратиться к своей карте путешественника или обратиться ко мне, если вопросов нет, приступайте к работе, на выполнение вам дается 6 минут. (ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ) - Вижу группы закончили, присаживайесь все на свои места, давайте все обратим внимание на ромашку, которую составили ребята из 1 группы, все ли страны они верно расположили? (да) - 2 и 3 группа, я попрошу вас сдать вои карточки на проверку (ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАЕТСЯ, ТО ПРОВЕРИМ НА УРОКЕ) - Ребята, скажите, как вам совместно работалось в группе? - Кто в вашей группе был более активный? -Девочки, как складывалось ваше сотрудничество с одноклассниками? - Вижу, что вы очень дружные и благодаря саженно работе, вы пришли к хорошему результату.
|
обучающиеся демонстрируют способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, самостоятельно уточнить) обучающиеся демонстрируют понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сверять выполнение работы по заданному плану; осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания) . обучающиеся знают, какие страны имеют границы с Россией их характерные особенности |
|||||||||||||||||||||
6.Этап самостоятельной работы. Задача: обеспечить закрепление полученного нового опыта в решении практических задач. |
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, • практические: практическая работа 2. Методы закрепления материала: • повторение 3. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований • оперативный контроль. |
- Ребята, чтобы еще раз закрепить знания о странах соседях, предлагаю поработать самостоятельно. Обратите внимание на свою карту путешественника, на обратной стороне есть задание, что необходимо в ней сделать? (узнать и записать название страны по её описанию) - Верно, вам необходимо по описанию, узнать и записать название страны. Внимательно читайте описание при возникновении затруднений поднимите руку. я к вам подойду, приступайте к работе.
-Вижу, все ребята закончили, предлагаю обменяться картами с соседом по парте и выполнить проверку, ответы представлены на слайде. (проверяют) - Верните карту своему соседу, поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки, у кого 1-2 ошибки. Ребята, я вижу, что вы были очень внимательными на уроке и выполнили работу хорошо. |
обучающиеся демонстрируют способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел); овладении доступными формами ответственного поведения записать задание, самостоятельно уточнить обучающиеся демонстрируют понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сверять выполнение работы по заданному плану; осуществлять контроль, волевую саморегуляцию; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; включаться в диалог с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, аргументировать свои ответ, строить понятные речевые высказывания. обучающиеся знают, какие страны имеют границы с Россией их характерные особенности; |
|||||||||||||||||||||
8. Рефлексия Задача: подведение итогов деятельности на уроке.
|
1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа 2. Методы закрепления материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 5. Методы формирования ответственности и обязанности: • предъявление педагогических требований.
|
- Наш урок подходит к концу, и мы возвращаемся из нашего путешествия в класс. -Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Мы её выполнили? (да) - Что мы для этого сделали? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания? - спасибо за ваши ответы. - Сейчас, я предлагаю завершить наш урок, обратите внимание на слайд, на нем представлены начала предложений, вам нужно выбрать одно и продолжить
- Благодарю за ответы - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. -Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Хочу отметить сегодня на уроке (Имя), за работу с картой. (Имя), за активные ответы на вопросы. (Имя), за внимательность на уроке. - Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! - До свидания. |
обучающиеся демонстрируют умения: осуществлять волевую саморегуляцию. устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами, формулировать ответы на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.