УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ТЕМА: «ПОЧЕМУ В ЛЕСУ МЫ БУДЕМ СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ?»
Программа: УМК«Школа России»
Раздел: «Почему и зачем?»
Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (с. 48 – 49).
Формируемые УУД:
Предметные (ПР): объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; формулировать правила поведения в природе.
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;
Метапредметные (МПР):
• регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
• познавательные: определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; устанавливать причинно-следственные связи;
• коммуникативные: работать в группах, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
Цель урока: обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в лесу и его последствия.
Задачи урока:
1.Учить слушать звуки природы.
2.Учить анализировать и оценивать поведение человека в природе.
3.Учить формулировать правила поведения в лесу.
Элементы экологической культуры, реализуемые на уроке:
1) экологические знания:
- поведение человека в лесу;
- оценка вреда, который приносит лесу неразумное поведение человека;
- правила поведения в лесу;
2) экологические умения:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать изменения, происходящие в природе под влиянием деятельности человека;
- анализировать и оценивать поведение человека в природе, последствия вмешательства человека в жизнь обитателей леса;
- придумывать экологические знаки, раскрывающие правила поведения человека в природе;
3) нравственно-эстетические чувства:
- слышать звуки природы; передавать звуки природы доступными способами;
4) деятельностно-практические отношения: (варианты реализации на уроке)
- разработать памятку с использованием экологических знаков: «Правила поведения в лесу!»;
- разбирать экологические ситуации, связанные с последствиями поведением человека в лесу.
Оборудование урока: презентация урока, лист самооценки ученика, экологическая памятка, карточка с тестовым заданием, музыкальные инструменты, раздаточный материал.
Результат этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Деятельность педагога |
Деятельность ученика |
||
1. Организационный момент |
|||
ЛР: Самоопределение к деятельности; включенность
в учебную деятельность; |
1. Включить детей в деятельность. |
1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. - Внимание дружок! Готов ли ты начать урок? Все ли на месте, все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки! 3. Мотивация учебной деятельности Вот уже несколько уроков мы посвятили ответам на вопросы «Почему…?», и сегодня мы вновь попытаемся ответить на этот вопрос. |
Выполняют самооценку готовности: -выбор учебных принадлежностей -аккуратность их расположения на столе; |
2. Актуализация знаний |
|||
ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать,
оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность
результата. |
1. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. |
Учитель предъявляет задания. Посмотрите внимательно на доску! По дереву рассыпались буквы, из них можно составить слово. Подумайте, какое? Ребята, а кто из вас может собрать это слово у доски? И куда же мы оправимся? Кто догадался? - Кто из вас хотел бы прямо сейчас побывать в лесу, познать его тайну, почувствовать прохладу, лесные запахи? - Но чтобы познать тайны леса, мы должны знать, как себя в нем вести? |
Ответы детей. Ученики слушают задания, отвечают на вопросы. |
3. Постановка учебной задачи |
|||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию. |
1. Определить тему и цель урока. |
Однажды Муравей - вопросик встретил в лесу одного мальчика и был удивлен его поведению. Об этой встрече нам сейчас расскажут ребята. (стихотворение Г. Ладонникова «Дикарь в лесу») Хозяйка белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том Каждый сук И каждый кустик знала.
Однажды в лес Противный тип Пришел с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви, Нашел один орех – сорвал, Сорвал второй и третий.
Отбросил куст И, как медведь, Пошел себе довольный, А бедный белке И смотреть На это было больно. |
Слушают стихотворение, делятся своими впечатления, |
4. Решение учебной задачи |
|||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию
занятия. |
1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы. |
- Я предлагаю вам обсудить поведение мальчика в своих группах и назвать, какие правила поведения в лесу он нарушил. Работа в группах. Проверка. Каждая группа высказывается. Давайте составим памятку «Правила поведения в лесу». Вырабатываются общие, учитель показывает их на доске (слайд 1 с правилами). •нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые; •в лесу нельзя кричать; •нельзя ломать кусты, ветки; •нельзя разорять птичьи гнёзда; •нельзя разорять муравейники; Молодцы, теперь мне не страшно идти с вами в лес. - Итак, в путь… Все встали и дружно отправляемся в лес. Учитель открывает первый слайд 2, и дети хором читают стихотворение «Здравствуй, лес!» «Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои!» Учитель показывает слайды и комментирует. (показ нескольких слайдов) Нас окружают высокие деревья, зеленая листва, мягкая трава. Сквозь листья просачивается солнечный свет. Прохлада, полумрак, чистый воздух наполняет наши легкие…Устали. Давайте отдохнем. |
Работая в группах, выбирают варианты ответов, оценивают свою работу в «листе достижений ученика» |
Физкультминутка |
|||
|
|
Ветер дует нам в лицо (взмахи ладошками к лицу) Закачалось деревцо (наклоны в сторону, руки над головой) Ветерок все тише-тише (Присесть) Деревцо все выше-выше (Потянуться) Отдохнули. Прислушайтесь. Лес шелестит, поет, звенит, жужжит… |
|
5. Первичное закрепление. |
|||
ЛР: оценивать свое поведение в лесу и
поведение других людей; |
Решать типовые задания. |
- Ребята, а почему говорят, что лес шелестит? (слышен шелест листьев, деревьев, кустарников) - Давайте изобразим шелест листочков и пошуршим. - Почему говорят, что лес поет? (Поют птицы) (Включить аудиозапись и картинку. Слайд 5) - Пение каких птиц вы услышали? (Молодцы) - Почему говорят, что лес жужжит? (Жужжат насекомые) Работа с учебником страница 48. Давайте и мы попробуем озвучить, оживить, передав голосом звуки леса рисунок на странице 48 нашего учебника. Групповая работа. Работать будем группами: 1 группа – Попробуйте озвучить шелест листвы. 2 группа - Попробуйте озвучить пение леса. 3 группа - Попробуйте озвучить жужжание насекомых. А 4-ой группе досталось самая сложная задача. Им нужно попробовать произнести все звуки леса враз. (Проверка) (Оцените свою работу в «листе достижений») Работа с учебником. Посмотрите рисунок на странице 49. - Смогут ли услышать прекрасные звуки леса, увидеть тайные картинки из жизни лесных жителей дети, которые пришли в лес? (слайд 7)
- Ребята, к каким последствием может привести шум в лесу? - Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 89. А что еще можно добавить? (страница 49) Откройте рабочую тетрадь на странице 34,задание 2. - Рассмотрите знак, который придумал Муравей -вопросик и поставил его в лес. - Что он обозначает? - Муравей -вопросик предлагает придумать свой знак. Кто желает, может дома нарисовать этот знак в пустом квадрате. |
Имитируют звуки леса, сопоставляют их со звуками природы в аудиозаписи. Читают статью учебника, с 48.
Работа с заготовками, музыкальными инструментами. Рассматривают картины |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе |
|||
ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР:
контролировать действия в процессе выполнения задания; устанавли-вать
причинно-следственные связи; ПР: форму-лировать правила поведения в природе |
1. Самостоятельно решать типовые задачи. |
Перед вами на столе лежат карточки с вариантами ответов, пообщайтесь и выберите только те, которые подходят к теме нашего урока. Кружок с правильным вариантом закрасьте зеленым цветом. (Работа в группе 3-5 мин) •Ветки не ломайте, деревья не качайте. •В лесу шумите, кричите, ведь людей рядом нет. •Ни травинку, ни лист зря не рвите. •В лесу играйте, за зверьками гоняйтесь. •Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны. •Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было. •Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не пугайте животных. •Не разоряйте птичьих гнезд. •Охраняйте муравейники. •Не разводить костры. |
Групповая работа. Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации (слайд 8) |
7. Подведение итога урока. |
|||
ЛР: уметь оценивать результат своей
работы. |
1. Рефлексия деятельности на уроке. |
Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов (Листок достижений) Подведение итога урока. - Наш урок подходит к концу. Ребята, на какой вопрос мы сегодня пытались ответить? ( «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»)
- Оцените, чему вы научились на уроке: (Слайд 9) Я научился (лась) …. Я понял (а) …. Я смогу … . - Оцените свою работу на уроке: Если на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — выбери весёлого человечка; затруднялся при выполнении заданий — печального; было трудно работать – грустного. |
Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке. Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.