Урок окружающего мира в 1 классе "Родовой строй"
Оценка 4.9

Урок окружающего мира в 1 классе "Родовой строй"

Оценка 4.9
docx
28.02.2020
Урок окружающего мира в 1 классе "Родовой строй"
урок.docx

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе

по теме "Родовой строй."

Учитель Букова О.Н.

2020 год

 Цели и задачи:

-познакомить обучащихся с новыми понятиями «родовой строй, община»;

создать условия для формирования у обучающихся речи и расширения кругозора учащихся.

 

-способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;

-содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.

 

-содействовть воспитанию у детей культуры общения;

формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы;

-способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.

 

Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казаковой «Окружающий мир», слайдовая презентация, ватман, фломастеры, альбомные листы, заготовки для кластера, тексты на цветных листах, бланк ответов «Верно- неверно», веник.

 

Тип урока:

Урок изучения нового

 

Структура урока

 

I. Орг. момент, готовность к уроку

II. Актуализация

III. Изучение нового

1. Стадия вызова

2. Сообщение цели, темы урока

3.Стадия осмысления

IYФизминутка

V. Закрепление изученного

VI. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

I. Орг. момент, готовность к уроку

 

 

 

II. Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового

 

1. Стадия вызова

 

 

 

 

 

 

 

2. Сообщение цели, темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Стадия осмысления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IYФизминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.

 Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

Приветствие, пожелание хорошего настроения и успеха.

 

 

 

 

 

II.

Он красив и ярко-красен Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)

 

1 млн.лет назад человек овладел огнём.

Как научился первобытный человек добывать огонь?

1)В результате пожаров, молний.

2)В результате извержения вулканов.

3)Ударяя два камня друг о друга. Вращая деревянную палочку на доске.

Как изменилась жизнь древних людей с появлением огня? (работа в стихийных группах по цвету вручаю карандаш тому кто будет писать)

Кластер.Тепло, свет, горячая еда, защита от хищников, оружие, охота, предметы быта.

Итак, появление огня стало одним из важных этапов развития человека.

 

III.

 

1.       

Вызываются 2 мальчика.

 

- Перед вами веник и прутик, скажите, что легче сломать? Попробуйте.

-Почему прутик сломать легче, а веник сложнее? - А охотиться на большого зверя древним людям легче было по одиночке или всем вместе? Почему?

 

2.

 

Предположите о чём мы будем говорить на уроке?

 

- На уроке мы узнаем о том, как древние люди стали жить группами, что заставило их объединится. Что такое  родовой строй, община, родичи.

- Как вы понимаете слова родичи, родовой строй, община? (толковый словарь)

 

 

3.

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?   Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

С изменением природных условий с наступлением Ледникового периоды растительной пищи стало меньше и люди продолжали охотиться группами, они сообща рыли ямы-ловушки, сообща гнали стада животных к обрыву, сообща добивали раненых зверей. Охотники действовали дружно, оказывая друг другу помощь и поддержку. Человеческие коллективы становились все более и более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь!  Родовая община  - это  новая форма человеческого коллектива, необычайно прочного и тесно сплоченного. Какие взаимоотношения были в родовых общинах вы узнаете, выполнив следующее задание.

 

Физминутка

 

«Охота»

Приготовились к охоте.
Притаился зверь в лесу
Я сейчас копье метну.

« Рыбная ловля»

А сейчас мы рыбу ловим.
Вдох, дыханье затаи…
Приготовили гарпун.
Прямо в рыбу угоди.

«В пещере»

Сели. Мы сейчас в пещере.

Взяли шкуры в руки мы.
И иглою три, четыре,
Шире руки развели!

 

Работа с научным текстом

Работа в группах. Тексты распечатаны на цветных листах, разрезаны на части. Группа собирает текст, читает несколько раз, зачитывает вслух. Отвечают на вопросы в ходе чего собирается  опорная схема с главными словами.

 

 

Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше, могли становиться еще больше, если появлялись запасы пищи. В основном они состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди. Община не могла быть большой, так как не всегда хватало пищи.

–Из кого состояли общины? – Почему не могли быть большими?

 

Руководили общиной старейшие, наиболее опытные люди. В случае столкновения с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Все получали одинаковое количество пищи и одежды. Старейшин все уважали и почитали, так как они владели особыми знаниями и умениями. Старейшины носили особые украшения и имели особые орудия труда.

–Кто руководил общиной? – За что уважали старейшин?  – Как внешне можно было отличить старейшину?

 

Трудились в этих общинах все, но у каждого была своя работа. Имущество было совместным. Дети рано начинали трудиться. Девочки учились готовить пищу. Мальчики – шить из шкур одежду, учились охотиться, делать орудия труда, узнавать повадки диких животных, защищать свое селение от врагов.

Чем занимались в общине? Какое было имущество?– Чем занимались в общине девочки? мальчики?

 

 

Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого. Всегда всё делали сообща. Люди в общине чувствовали близкую связь с природой: растениями, животными, камнями. Они были хорошими наблюдателями, так как это помогало им выживать.

Какие были права у родичей в общине? – Почему древние люди постоянно наблюдали за природой, изучали ее?

Составление опорной схемы по вопросам.

 

4.  Работа с учебником

 

 Самостоятельная работа.

– Прочитайте тест учебника на с. 74 Над картинкой.

Отметьте карандашом  и прочитайте как назывался союз нескольких родов.

 

 

 Анализ иллюстрации (с. 74).

– Опишите, что вы видите на рисунке?

– Чем заняты люди? Кто они?

– Опишите их внешний вид.

– Какие орудия труда вы видите?

– Что вы видите на стенах пещеры?

Перед охотой древние люди устраивали танцы, бросали копья в изображения животных.  Какие виды  искусств зародились в этом ритуале? (живопись, танцы, театр)

Физминутка «Танцы древних людей»

5.

Игра «Один против общины».

 

– А теперь мы проверим, действительно ли сообща лучше трудиться?

Учащиеся делятся на две группы: одна – 10 человек, а остальные – «одиночки».

10 человек – это родичи, община. У них большой плакат, который прикреплен к доске, и маркеры разных цветов. «Одиночки» тоже имеют фломастеры или карандаши и альбомные листы. По сигналу учителя все начинают рисовать определенную учителем картину.

Например: 5  деревьев, шалаш, реку.

– Через 5 минут работа должна быть закончена. И мы сравним, кто успел больше сделать работы: «община» или «одиночки».

Важно, чтобы ребята из «общины» догадались, что им нужно распределить обязанности.

- Сравним, кто успел сделать работы больше, одиночки или общины? Почему? Вывод?

 

 

V.

- Предлагаю закрепить свои знания «Верно-неверно»

1.Древний человек мог выжить только в группе.

2.Родовые общины были большими более 100 человек.

3.Общиной руководили старейшины.

4.Во главе боевых действий вставали старики.

5. Все получали одинаковое количество пищи и одежды.

6. В общине у  каждого была своя работа.

7.Мальчики учились готовить пищу.

8. В общине всегда всё делали сообща.

9. Древние люди были хорошими наблюдателями, так как это помогало им выживать.

10.Несколько родов составляли племя.

1+

2-

3+

4-

5+

6+

7-

8+

9+

10+

 

- Взаимопроверка в парах.

 

 

Долгое время люди охотились на диких животных: устраивали засады, ставили капканы. Многие на охоте погибали. Люди зависели от кочевок животных, приходилось кочевать вслед за стадами. Часто община голодала из-за неудачной охоты, погодных условий, болезни и гибели целого стада.

Предположите, каким образом люди могли обеспечить общину пищей, не подвергаясь постоянным опасностям связанных со всеми этими факторами? (одомашнили диких животных)

О том, как человек приручил некоторых диких животных, вы узнаете на следующем уроке.  Задание к следующему уроку: прочитать сказку Редьяра Киплинга «Кот, который гуляет сам по себе».

 

 

 

 

VI.

 

- Вот и заканчивается наш урок, предлагаю вам высказать свое впечатление об уроке и закончить предложения. (Методика незаконченных фраз, которые на слайде.)

 

- Спасибо за урок, молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

- Постоянный коллектив родственников. (Род)

- Предводитель, избираемый воинами на время войны. (Вождь)

- Крупное животное, объект охоты древнего человека. (Мамонт)

- Одно из первых жилищ человека. ( Пещера)

Руководители общины. (старейшины)

Родовая община характеризуется как новая форма человеческого коллектива, необычайно прочного и тесно сплоченного. Учитель раскрывает признаки родовой общины, выраженные словами: 1) «родовая» (родственные связи между людьми осознаются как основные), 2) «община» (совместный труд и совместное имущество). Он напоминает, что охота носила коллективный характер, указывает на возникновение родовой собственности на запасы пищи и сырья. Отдельным людям принадлежали только изготовленные ими копья, гарпуны, шилья, орудия из камня. Но и эти предметы, по обычаю, мог взять каждый родич, который при этом заботился о них как о своих собственных. Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого.

 подчеркивается ярко выраженное разделение труда между мужчинами и женщинами, старшими и младшими; обращается внимание на одежду из шкур, на жилища, служившие защитой от ветров и морозов. В тех местностях, где не было пещер, пригодных для жилья, люди строили землянки и шалаши

Род или родовая община – кровные родственники (имущество совместное, равные права, действовали сообща, почитание старших)

Племя – несколько живущих по соседству родов

Первобытное общество (или первобытный строй) – древние люди жили родами, имели в общей собственности примитивные орудия труда, трудились сообща и поровну распределяли продукты.

 

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

Саморегуляция, как способ к мобилизации сил, к преодолению препятствий

 

 

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

Смыслообразование

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

Целепологание- как постановка на основе

соотнесения того, что уже известно и ещё неизвестно

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

 

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

 

 

Познавательные

универсальные учебные действия

 

общеучебные –  смыловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия - планирование учебного сотрудничества

взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата;

 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия-

синтез – составление целого из частей

Познавательные универсальные учебные действия

общеучебные –  смыловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации;

Познавательные универсальные учебные действия общеучебные

осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные универсальные учебные действия -- планирование учебного сотрудничества

взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

 

 

 

Личностные универсальные учебные действия

 

Контроль –в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 

 

Познавательные универсальные учебные действия-

синтез – составление целого из частей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные универсальные учебные действия

 

Рефлексия – способов и условий действий контроль и оценка процесса результата деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше, могли становиться еще больше, если появлялись запасы пищи. В основном они состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди. Община не могла быть большой, так как не всегда хватало пищи.

 

 

 

Руководили общиной старейшие, наиболее опытные люди. В случае столкновения с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Все получали одинаковое количество пищи и одежды. Старейшин все уважали и почитали, так как они владели особыми знаниями и умениями. Старейшины носили особые украшения и имели особые орудия труда

 

Трудились в этих общинах все, но у каждого была своя работа. Имущество было совместным. Дети рано начинали трудиться. Девочки учились готовить пищу. Мальчики – шить из шкур одежду, учились охотиться, делать орудия труда, узнавать повадки диких животных, защищать свое селение от врагов.

 

 

Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого. Всегда всё делали сообща. Люди в общине чувствовали близкую связь с природой: растениями, животными, камнями. Они были хорошими наблюдателями, так как это помогало им выживать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

1

 

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

 

 

 

Приветствие, пожелание хорошего настроения и успеха.

Он красив и ярко-красен Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)

1 млн.лет назад человек овладел огнём.

Как научился первобытный человек добывать огонь?

1)В результате пожаров, молний.

2)В результате извержения вулканов.

3)Ударяя два камня друг о друга. Вращая деревянную палочку на доске.

Как изменилась жизнь древних людей с появлением огня? (работа в стихийных группах по цвету вручаю карандаш тому кто будет писать)

Кластер.Тепло, свет, горячая еда, защита от хищников, оружие, охота, предметы быта.

Итак, появление огня стало одним из важных этапов развития человека.

1Вызываются 2 мальчика.

- Перед вами веник и прутик, скажите, что легче сломать? Попробуйте.

-Почему прутик сломать легче, а веник сложнее? - А охотиться на большого зверя древним людям легче было по одиночке или всем вместе? Почему?

2. Предположите о чём мы будем говорить на уроке?

- На уроке мы узнаем о том, как древние люди стали жить группами, что заставило их объединится. Что такое  родовой строй, община, родичи.

- Как вы понимаете слова родичи, родовой строй, община? (толковый словарь)

3.Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?   Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

С изменением природных условий с наступлением Ледникового периоды растительной пищи стало меньше и люди продолжали охотиться группами, они сообща рыли ямы-ловушки, сообща гнали стада животных к обрыву, сообща добивали раненых зверей. Охотники действовали дружно, оказывая друг другу помощь и поддержку. Человеческие коллективы становились все более и более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь!  Родовая община  - это  новая форма человеческого коллектива, необычайно прочного и тесно сплоченного. Какие взаимоотношения были в родовых общинах вы узнаете, выполнив следующее задание.

Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше, могли становиться еще больше, если появлялись запасы пищи. В основном они состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди. Община не могла быть большой, так как не всегда хватало пищи.

–Из кого состояли общины? – Почему не могли быть большими?

Руководили общиной старейшие, наиболее опытные люди. В случае столкновения с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Все получали одинаковое количество пищи и одежды. Старейшин все уважали и почитали, так как они владели особыми знаниями и умениями. Старейшины носили особые украшения и имели особые орудия труда.

–Кто руководил общиной? – За что уважали старейшин?  – Как внешне можно было отличить старейшину?

Трудились в этих общинах все, но у каждого была своя работа. Имущество было совместным. Дети рано начинали трудиться. Девочки учились готовить пищу. Мальчики – шить из шкур одежду, учились охотиться, делать орудия труда, узнавать повадки диких животных, защищать свое селение от врагов.

Чем занимались в общине? Какое было имущество?– Чем занимались в общине девочки? мальчики?

Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого. Всегда всё делали сообща. Люди в общине чувствовали близкую связь с природой: растениями, животными, камнями. Они были хорошими наблюдателями, так как это помогало им выживать.

Какие были права у родичей в общине? – Почему древние люди постоянно наблюдали за природой, изучали ее?

4.  Работа с учебником

 Самостоятельная работа.

– Прочитайте тест учебника на с. 74 Над картинкой.

Отметьте карандашом  и прочитайте как назывался союз нескольких родов.

 Анализ иллюстрации (с. 74).

– Опишите, что вы видите на рисунке?

– Чем заняты люди? Кто они?

– Опишите их внешний вид.

– Какие орудия труда вы видите?

– Что вы видите на стенах пещеры?

Перед охотой древние люди устраивали танцы, бросали копья в изображения животных.  Какие виды  искусств зародились в этом ритуале? (живопись, танцы, театр)

Физминутка «Танцы древних людей»

5.Игра «Один против общины».

– А теперь мы проверим, действительно ли сообща лучше трудиться?

Учащиеся делятся на две группы: одна – 10 человек, а остальные – «одиночки».

10 человек – это родичи, община. У них большой плакат, который прикреплен к доске, и маркеры разных цветов. «Одиночки» тоже имеют фломастеры или карандаши и альбомные листы. По сигналу учителя все начинают рисовать определенную учителем картину.

Например: 5  деревьев, шалаш, реку.

– Через 5 минут работа должна быть закончена. И мы сравним, кто успел больше сделать работы: «община» или «одиночки».

Важно, чтобы ребята из «общины» догадались, что им нужно распределить обязанности.

- Сравним, кто успел сделать работы больше, одиночки или общины? Почему? Вывод?

- Предлагаю закрепить свои знания «Верно-неверно»

1.Древний человек мог выжить только в группе.

2.Родовые общины были большими более 100 человек.

3.Общиной руководили старейшины.

4.Во главе боевых действий вставали старики.

5. Все получали одинаковое количество пищи и одежды.

6. В общине у  каждого была своя работа.

7.Мальчики учились готовить пищу.

8. В общине всегда всё делали сообща.

9. Древние люди были хорошими наблюдателями, так как это помогало им выживать.

10.Несколько родов составляли племя.

1+

2-

3+

4-

5+

6+

7-

8+

9+

10+

 

- Взаимопроверка в парах.

Долгое время люди охотились на диких животных: устраивали засады, ставили капканы. Многие на охоте погибали. Люди зависели от кочевок животных, приходилось кочевать вслед за стадами. Часто община голодала из-за неудачной охоты, погодных условий, болезни и гибели целого стада.

Предположите, каким образом люди могли обеспечить общину пищей, не подвергаясь постоянным опасностям связанных со всеми этими факторами? (одомашнили диких животных)

О том, как человек приручил некоторых диких животных, вы узнаете на следующем уроке.  Задание к следующему уроку: прочитать сказку Редьярда Киплинга «Кот, который гуляет сам по себе».

 

VI.

 

- Вот и заканчивается наш урок, предлагаю вам высказать свое впечатление об уроке и закончить предложения. (Методика незаконченных фраз, которые на слайде.)

 

- Спасибо за урок, молодцы!


 

Урок окружающего мира по системе

Урок окружающего мира по системе

I. Орг. момент, готовность к уроку

I. Орг. момент, готовность к уроку

IY Физминутка

IY Физминутка

V. Закрепление изученного

V. Закрепление изученного

V. Закрепление изученного

V. Закрепление изученного

I. Орг. момент, готовность к уроку

I. Орг. момент, готовность к уроку

Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше, могли становиться еще больше, если появлялись запасы пищи

Общины охотников были небольшими, около 20 человек или немного больше, могли становиться еще больше, если появлялись запасы пищи

Руководили общиной старейшие, наиболее опытные люди

Руководили общиной старейшие, наиболее опытные люди

Трудились в этих общинах все, но у каждого была своя работа

Трудились в этих общинах все, но у каждого была своя работа

Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого

Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 7 8 9 10…

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 6 7 8 9 10…

Приветствие, пожелание хорошего настроения и успеха

Приветствие, пожелание хорошего настроения и успеха

Кто руководил общиной? – За что уважали старейшин? –

Кто руководил общиной? – За что уважали старейшин? –

Общиной руководили старейшины. 4

Общиной руководили старейшины. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020