Урок Окружающего мира в 3 классе «Святость отцовства и материнства»
Оценка 4.6

Урок Окружающего мира в 3 классе «Святость отцовства и материнства»

Оценка 4.6
docx
06.11.2021
Урок Окружающего мира в 3  классе   «Святость отцовства и материнства»
Открытый Урок Окружающего мира в 3 КЛ святость отцовства и материнства.docx

Урок Окружающего мира в 3 «З» классе

Тема:  «Святость отцовства и материнства»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели деятельности учителя

-  познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности,

Отражённых  в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве и  наречением имени;

- способствовать формированию  представлений о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира;

 - побуждать учащихся к  стремлению  творчески выражать мысль о родительской любви в рукотворной игрушке;

- обратить внимание на  необходимость любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в  жизни детей и родителей; 

Образовательные ресурсы

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия

Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, лад;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные:

Получат представление  о родительской любви, о старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и наречением его имени; научатся высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

Познавательные: общеучебные -  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике;

Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками;

Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; стремятся к успешной учебной деятельности;

Организационная структура урока

I Мотивация к учебной деятельности

-Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли в школу? (ответы детей)

-Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

II Актуализация знаний

- Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом?  (I- появление на свет, II- свадьба)

- Почему свадьбу можно назвать, словно рождением для новой жизни? (ответы детей)

 

III Изучение нового материала. Работа по учебнику (ч. 2, с. 36-39)

- Сколько раз в жизни  люди не встречали весну, всякий раз она внове будто впервые. Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые.

- Сегодня мы поговорим  и познакомимся с  некоторым старинными  обрядами и обычаями, связанными с рождением ребёнка,  пестованием его в младенчестве и  наречением имени; поговорим о родительской любви и об отношении детей к своим родителям.

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Святость отцовства и материнства»

- Как вы думаете, с каким временем года можно сравнить рождение человека? (весна)

- Прочитайте 1-й абзац текста.

-  Почему рождение ребёнка сравнивается с приходом весны? (Весна  - зарождение новой жизни, обновление  природы)

1 ученик

На землю Бог дитя отправил:

Родиться час пришёл ему.

-Зачем ты, Бог, меня оставил?

Мне будет страшно одному!

-Тебя я ангелам вверяю,

Твой дух и тело охранять!

Но я как ангелов узнаю?

Они – твои Отец и Мать!!!

 

2 ученик

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

-Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

-Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

-Но как я пойму его, ведь я не знаю языка?

-Ангел будет охранять тебя от всех бед.

-Как и когда я должен вернуться к тебе?

-Твой ангел скажет тебе всё

-А как зовут моего ангела?

-Неважно, как его зовут, у него много имён

-Ты будешь называть его «мама».

 

Видеоклип МАМА ПЕРВОЕ СЛОВО

 

 

3 ученик

Мама, мама, мамочка!

Солнышко лесное,

Ласковая тучка,

Небо голубое.

Дождик серебристый капелькой росистой.

Падал и шептал мне

В небе голубом:

«Мама, мама, мамочка!

Ты моя красавица,

Ласковая, милая!»

 

Учитель: На свете появился ребёнок: маленький, беззащитный. Никто не знает, какой будет его жизнь. Но всем хочется защитить, сделать все, чтобы его жизнь сложилась удачно. И поэтому появляется много обрядов, которые призваны сделать жизнь ребенка счастливой.

 

- Прочитайте 2 абзац текста                                                                                                                                           - Какие обряды выполнялись? (При первом купании младенца в ушат или корытце с водой клали уголек из печи, зернышки пшеницы, монетку).

- С какой целью? (тепло, сытость, достаток)

Учитель: Мать и отец делали все, чтобы малышу было безопасно и уютно в этом мире. Ребенок вырастал и оказывал родителям свое почтение.

- Сразу после появления на свет первой одеждой для девочки была материнская рубаха, для мальчика - отцовская.                                                                                                                                        - Почему? (пожелание быть здоровым, любимым в семье, похожим на отца и мать)

Заглянем в семейный альбом (учебник, с.36-37)

- Рассмотрите фотографии и обсудите парами.

- Какие чувства испытывают родители этих малышей? (любовь, заботу, ласку, ответственность, нежность)                                                                                                                       - Велика любовь, забота и ласка  родителей к своим детям. А как же дети должны относиться к своим родителям? (ответы детей)

- Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ...»

- Как понимаете эту библейскую заповедь?

1 ученик:  Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь.

2 ученик:  Почитать родителей значит: уважать их, любить, не сметь оскорблять словами или поступками, помогать им в трудах, заботиться о них,  а особенно во время их болезни и старости.

Учитель: Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.

Учитель: Заглянем в старинный дом. (Дети открывают учебники на с. 38.)                           - Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку.

- Как в старину называлась такая кроватка для малышей?

- С каким словом связано это название? (Колебаться — равномерно, мягко раскачиваться.)

- Колыбелька качается, убаюкивает младенца. В старинную русскую  колыбельку родители вкладывали маленький кусочек хлеба и соли.

- Зачем? (обычай – пожелание счастья)

- Дитя уснёт, бабушка пойдёт раздавать гостям угощение, а мы тихонько подглядим, что  происходит дальше.

IV. Продолжение работы по теме. Работа по учебнику (стр. 38)                                    

Сразу после рождения ребенка договаривались о его крещении. Считалось, что некрещеный ребенок не защищен от нечистой силы. Крещение  это большое событие в семье. После крещения и наречения ребенку имени устраивали большой пир для родных и близких. Стол был накрыт разнообразными яствами. В конце обеда БАБУШКА угощала всех кашей и пирогом. Но каша эта была пересоленная и перченная. Первым она угощала отца......

Вторыми были крестная мать и крестный отец...

Затем угощались остальные родственники.

Региональный компонент: Одним из обрядов, связанных с рождением ребёнка в Тамбовском крае, как и во многих  других регионах России, тоже являлось крещение. В тамбовских говорах этот обряд назывался крестить в горшке, так как крестили ребенка путем троекратного погружения в горшок с освященной водой. Как правило, это был глиняный большой горшок, который использовался только в особых случаях.     Праздничный обед в день крещения ребенка в тамбовских говорах назывался крестины. Гостей на крестины приглашал отец ребенка. Приглашенные приносили с собой различные продукты питания. Основными угощениями на крестильном обеде, по воспоминаниям старожилов сел Тамбовской области, были большой круглый хлеб из ситной муки и каша. Ни один крестильный обед повсеместно на русских территориях не обходился без «одаривания». В селах Тамбовской области  крестная мать ставила на стол две тарелочки и предлагала собравшимся за столом гостям положить в них деньги или подарки для новорожденного.

V. Рефлексия.

1. Беседа.

- Какую цель преследовали все обряды, связанные с рождением ребенка? (Уберечь ребенка от нечистой силы)

- Есть один старинный обычай – изготовление оберега для младенца. Им была пеленальная кукла.

Мать делала куклу-пеленашку. Она шила куклу перед рождением ребенка с молитвой, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Для этого использовали ткань от сарафана, рубахи отца, матери. Куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения, чтобы сбить злых духов с толку, принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения куклу убирали из колыбельки и хранили вместе с крестильной рубахой.

 

VI. Подведение итогов.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.

- Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: В чем святость отцовства и материнства (Ответы детей)

(Велик труд отца и матери по воспитанию детей. Родители многим жертвуют ради ребёнка.)

- Посмотрите, на ваших партах лежат ромашки. Давайте составим ромашку желаний. В центре ромашки, напишите своё имя. А на каждом лепестке поместите пожелание, какой бы вы хотели видеть свою семью.

- Кто хочет прочитать нам, свою ромашку?

- Я уверена, что вы станете достойными семьянинами, когда станете взрослыми. Ведь в наших силах, ребята, сделать нашу жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своими близкими, уважайте родителей, помогайте друг другу.

Звучит  песенка «Моя семья»
(Музыка и слова:Александр Ермолов)

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем, совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье,
И всегда так было, есть и будет.
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я веселой, буду очень рада,
Если будут рядом сестренка с братом.
А еще я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка, и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья.

И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю вас бесконечно.
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит,
Я счастливей всех на этом свете.

 

VII. Домашнее задание

1.         Прочитать текст (с.36-39) учебника, вопросы «Проверим себя».

2.         Выполнить задание 1 (с.20) в рабочей тетради.

 

Литература

1.         А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, методические рекомендации, пособие для учителя, Просвещение 2013.

2.         Т.Н. Максимова, поурочные разработки к учебнику А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, ФГОС, Просвещение 2014.

3.         Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х ч. Москва, Просвещение, 2011.

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы:

1.Обрзовательный портал  «Продленка». Начальная школа.

2. www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=15906

3. school48.tgl.ru/sp/pic/File/2014.../UMK_perspektiva_Meydbraer.pdf

4. Портал «проШКОЛУ» tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/14791

 


 

Урок Окружающего мира в 3 «З» классе

Урок Окружающего мира в 3 «З» классе

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу

Мама, мама, мамочка! Солнышко лесное,

Мама, мама, мамочка! Солнышко лесное,

Как в старину называлась такая кроватка для малышей? -

Как в старину называлась такая кроватка для малышей? -

Наш урок подходит к завершению

Наш урок подходит к завершению

Интернет-ресурсы: 1.Обрзовательный портал «Продленка»

Интернет-ресурсы: 1.Обрзовательный портал «Продленка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021