Урок Окружающего мира в 3 «З» классе
Тема: «Святость отцовства и материнства»
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Цели деятельности учителя |
- познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, Отражённых в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием в младенчестве и наречением имени; - способствовать формированию представлений о почтении к родителям как о нравственной норме всех народов России и мира; - побуждать учащихся к стремлению творчески выражать мысль о родительской любви в рукотворной игрушке; - обратить внимание на необходимость любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в жизни детей и родителей; |
Образовательные ресурсы |
|
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Основные понятия |
Семья, любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность, лад; |
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные: |
Получат представление о родительской любви, о старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и наречением его имени; научатся высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира. |
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; контролирование и оценивание процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками; |
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; стремятся к успешной учебной деятельности; |
Организационная структура урока
I Мотивация к учебной деятельности
-Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли в школу? (ответы детей)
-Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших улыбок друг другу. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!
II Актуализация знаний
- Какие события человеческой жизни в народе называют первым и вторым дивом? (I- появление на свет, II- свадьба)
- Почему свадьбу можно назвать, словно рождением для новой жизни? (ответы детей)
III Изучение нового материала. Работа по учебнику (ч. 2, с. 36-39)
- Сколько раз в жизни люди не встречали весну, всякий раз она внове будто впервые. Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые.
- Сегодня мы поговорим и познакомимся с некоторым старинными обрядами и обычаями, связанными с рождением ребёнка, пестованием его в младенчестве и наречением имени; поговорим о родительской любви и об отношении детей к своим родителям.
ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Святость отцовства и материнства»
- Как вы думаете, с каким временем года можно сравнить рождение человека? (весна)
- Прочитайте 1-й абзац текста.
- Почему рождение ребёнка сравнивается с приходом весны? (Весна - зарождение новой жизни, обновление природы)
1 ученик
На землю Бог дитя отправил:
Родиться час пришёл ему.
-Зачем ты, Бог, меня оставил?
Мне будет страшно одному!
-Тебя я ангелам вверяю,
Твой дух и тело охранять!
Но я как ангелов узнаю?
Они – твои Отец и Мать!!!
2 ученик
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:
-Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
-Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.
-Но как я пойму его, ведь я не знаю языка?
-Ангел будет охранять тебя от всех бед.
-Как и когда я должен вернуться к тебе?
-Твой ангел скажет тебе всё
-А как зовут моего ангела?
-Неважно, как его зовут, у него много имён
-Ты будешь называть его «мама».
Видеоклип МАМА ПЕРВОЕ СЛОВО
3 ученик
Мама, мама, мамочка!
Солнышко лесное,
Ласковая тучка,
Небо голубое.
Дождик серебристый капелькой росистой.
Падал и шептал мне
В небе голубом:
«Мама, мама, мамочка!
Ты моя красавица,
Ласковая, милая!»
Учитель: На свете появился ребёнок: маленький, беззащитный. Никто не знает, какой будет его жизнь. Но всем хочется защитить, сделать все, чтобы его жизнь сложилась удачно. И поэтому появляется много обрядов, которые призваны сделать жизнь ребенка счастливой.
- Прочитайте 2 абзац текста - Какие обряды выполнялись? (При первом купании младенца в ушат или корытце с водой клали уголек из печи, зернышки пшеницы, монетку).
- С какой целью? (тепло, сытость, достаток)
Учитель: Мать и отец делали все, чтобы малышу было безопасно и уютно в этом мире. Ребенок вырастал и оказывал родителям свое почтение.
- Сразу после появления на свет первой одеждой для девочки была материнская рубаха, для мальчика - отцовская. - Почему? (пожелание быть здоровым, любимым в семье, похожим на отца и мать)
Заглянем в семейный альбом (учебник, с.36-37)
- Рассмотрите фотографии и обсудите парами.
- Какие чувства испытывают родители этих малышей? (любовь, заботу, ласку, ответственность, нежность) - Велика любовь, забота и ласка родителей к своим детям. А как же дети должны относиться к своим родителям? (ответы детей)
- Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ...»
- Как понимаете эту библейскую заповедь?
1 ученик: Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь.
2 ученик: Почитать родителей значит: уважать их, любить, не сметь оскорблять словами или поступками, помогать им в трудах, заботиться о них, а особенно во время их болезни и старости.
Учитель: Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.
Учитель: Заглянем в старинный дом. (Дети открывают учебники на с. 38.) - Посмотрите, вот женщина положила младенца в кроватку.
- Как в старину называлась такая кроватка для малышей?
- С каким словом связано это название? (Колебаться — равномерно, мягко раскачиваться.)
- Колыбелька качается, убаюкивает младенца. В старинную русскую колыбельку родители вкладывали маленький кусочек хлеба и соли.
- Зачем? (обычай – пожелание счастья)
- Дитя уснёт, бабушка пойдёт раздавать гостям угощение, а мы тихонько подглядим, что происходит дальше.
IV. Продолжение работы по теме. Работа по учебнику (стр. 38)
Сразу после рождения ребенка договаривались о его крещении. Считалось, что некрещеный ребенок не защищен от нечистой силы. Крещение это большое событие в семье. После крещения и наречения ребенку имени устраивали большой пир для родных и близких. Стол был накрыт разнообразными яствами. В конце обеда БАБУШКА угощала всех кашей и пирогом. Но каша эта была пересоленная и перченная. Первым она угощала отца......
Вторыми были крестная мать и крестный отец...
Затем угощались остальные родственники.
Региональный компонент: Одним из обрядов, связанных с рождением ребёнка в Тамбовском крае, как и во многих других регионах России, тоже являлось крещение. В тамбовских говорах этот обряд назывался крестить в горшке, так как крестили ребенка путем троекратного погружения в горшок с освященной водой. Как правило, это был глиняный большой горшок, который использовался только в особых случаях. Праздничный обед в день крещения ребенка в тамбовских говорах назывался крестины. Гостей на крестины приглашал отец ребенка. Приглашенные приносили с собой различные продукты питания. Основными угощениями на крестильном обеде, по воспоминаниям старожилов сел Тамбовской области, были большой круглый хлеб из ситной муки и каша. Ни один крестильный обед повсеместно на русских территориях не обходился без «одаривания». В селах Тамбовской области крестная мать ставила на стол две тарелочки и предлагала собравшимся за столом гостям положить в них деньги или подарки для новорожденного.
V. Рефлексия.
1. Беседа.
- Какую цель преследовали все обряды, связанные с рождением ребенка? (Уберечь ребенка от нечистой силы)
- Есть один старинный обычай – изготовление оберега для младенца. Им была пеленальная кукла.
Мать делала куклу-пеленашку. Она шила куклу перед рождением ребенка с молитвой, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Для этого использовали ткань от сарафана, рубахи отца, матери. Куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения, чтобы сбить злых духов с толку, принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному крестом малышу. После крещения куклу убирали из колыбельки и хранили вместе с крестильной рубахой.
VI. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.
- Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего занятия: В чем святость отцовства и материнства (Ответы детей)
(Велик труд отца и матери по воспитанию детей. Родители многим жертвуют ради ребёнка.)
- Посмотрите, на ваших партах лежат ромашки. Давайте составим ромашку желаний. В центре ромашки, напишите своё имя. А на каждом лепестке поместите пожелание, какой бы вы хотели видеть свою семью.
- Кто хочет прочитать нам, свою ромашку?
- Я уверена, что вы станете достойными семьянинами, когда станете взрослыми. Ведь в наших силах, ребята, сделать нашу жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своими близкими, уважайте родителей, помогайте друг другу.
Звучит
песенка «Моя
семья»
(Музыка и слова:Александр Ермолов)
Лежит
передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем, совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье,
И всегда так было, есть и будет.
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я веселой, буду очень рада,
Если будут рядом сестренка с братом.
А еще я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка, и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья.
И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю вас бесконечно.
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит,
Я счастливей всех на этом свете.
VII. Домашнее задание
1. Прочитать текст (с.36-39) учебника, вопросы «Проверим себя».
2. Выполнить задание 1 (с.20) в рабочей тетради.
Литература
1. А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, методические рекомендации, пособие для учителя, Просвещение 2013.
2. Т.Н. Максимова, поурочные разработки к учебнику А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс, ФГОС, Просвещение 2014.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2-х ч. Москва, Просвещение, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
1.Обрзовательный портал «Продленка». Начальная школа.
2. www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=15906
3. school48.tgl.ru/sp/pic/File/2014.../UMK_perspektiva_Meydbraer.pdf
4. Портал «проШКОЛУ» tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/14791
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.