Окружающий мир
3 класс
В здоровой семье - здоровые дети!
(Здоровый образ жизни)
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «СОШ п. Петровский
Краснопартизанского района
Саратовской области»
Быханова Светлана
Викторовна
Предметная область: окружающий мир (автор А. А. Плешаков)
Класс: 3 (1 четверть)
УМК: «Школа России»
Тема урока: «В здоровой семье - здоровые дети!» (Здоровый образ жизни)
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Здоровьесберегающие технологии: рациональная организация занятия в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; рационально организованный двигательный режим; смена видов деятельности; положительная эмоциональная обстановка на уроке.
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье; организовать деятельность учащихся и родителей для закрепления знаний о здоровом образе жизни;
развивать творческие способности, внимание, познавательный интерес;
воспитывать ответственное отношение учащихся и родителей к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, тесты, аудио запись музыки, грамоты, толковые словари, пословицы.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент (3 мин.)
Учитель: Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Прочитайте на доске девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай и всегда думай!» Давайте все вместе повторим.
Сегодня на нашем уроке присутствуют родители, с которыми вы вместе будете работать. Прошу всех встать в круг. Во всех странах мира люди, встречаясь, приветствуют друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга.
•Арабы скрещивают руки на груди.
• Японцы при встрече кланяются.
• Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.
А как приветствуют друг друга русские?
Ученики: Русские пожимают руку и произносят слово «Здравствуйте!» (Все приветствуют друг друга, а затем занимают свои места за партами.)
Учитель: Вспомните, что обозначает это слово? Найдите значение слова «здоровье» в толковом словаре. (Ответы детей.)
Постановка учебной задачи. Введение в тему. (3 мин.)
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей и родителей.)
Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (Ответы.)
Учитель: Правильно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.
Учитель: Сегодня весь наш урок мы посвятим здоровому образу жизни.
Давайте построим дом под названием «Здоровье». Посовещайтесь и напишите на листочках – брёвнышках, чем является для вас здоровье. На доске соедините эти брёвна и крышу. (Родители и дети выполняют работу совместно.)
Прочитайте, что у вас получилось. (Приложение 1).
(На доске слова: здоровье, семья, друзья, жизнь, учёба и знаки: + и =.)
Кто может составить формулу из этих слов и знаков? (Коллективная работа у доски).
Жизнь = здоровье + семья + учёба + друзья
Физминутка для глаз (2 мин.)
Презентация «Ромашки» (Прилагается)
Проверка домашнего задания (3 мин.)
Скажите, как связаны между собой организм человека и его здоровье?
Тест «Организм человека» (ученик со своей мамой выполняют на доске , 2 человека выполняют на компьютере, 2 человека выполняют задание такого типа на интерактивной доске, остальные – на листочках.) (Приложение 2.)
Проверка. (Правильный ответ выводится учителем на экран.)
Учитель: Поднимите руки те, у кого нет ошибок (молодцы!), 1 – 2 ошибки (нужно повторить!), 3 и более (поработайте ещё с этой темой).
Актуализация знаний (5 мин.)
Притча. (Сценка. Участники: дети и родители).
Учитель: Какой вывод мы можем для себя сделать?
Учитель: На партах лежат конверты со словами. Составьте пословицы. (На доске и за партами, на компьютере и интерактивной доске соединить части пословиц.) Объясните их смысл.
Здоровый человек – богатый человек. В здоровом теле – здоровый дух. Здоровье дороже золота. На каждой парте лежит листочек только с одним словом. Вам надо объединиться и составить вместе пословицу.
Проверка. (В здоровой семье - здоровые дети!) Слайд 1.
Открытие новых знаний (24 мин.)
Что нужно делать, чтобы это было на самом деле? (Сохранять и укреплять здоровье.)
Работа с учебником.
Учебник с. 150 –153 прочитать, ответить на вопросы (читает подготовленный ученик). Нам необходимо составить правила здорового образа жизни. Работа в тетради с. 66 №1 (самостоятельно). Проверка (читают по одному правилу)
Семья Китаевых провела дома небольшое исследование. Сейчас они расскажут нам о нём. (Одну неделю всей семьёй выполняли режим дня, составленный совместно; вторую неделю каждый занимался своим делом. Выяснили, что необходимо составить для своей семьи режим дня и стараться выполнять его каждый день. Это объединяет членов семьи, способствует формированию здорового образа жизни.)
Физминутка.
Я показываю картинки. Если это помогает человеку вести здоровый образ жизни, то хлопаем в ладоши. Если это вредит здоровью, то топаем ногами.
Сейчас мы узнаем, с чего же начинается здоровый образ жизни. Учебник с. 150 – 151 (читает ученик). А медсестра расскажет нам о том, как правильно чистить зубы. Слайд 2. ЭОРы по теме «Берегите зубы».
Учебник с.151 Правильно питайся (читает ученик). Ответить на вопросы.
А наши мамы споют песню о нашей пище. (Приложение 4)
Тетрадь «Разговор о правильном питании» с.18 – 19. Прочитать и выполнить задание.
Сочетай труд и отдых с. 151. Семья Исаевых работала над проектом «Наш выходной». Послушаем их рассказ и посмотрим презентацию. Давайте составим диаграмму «Отдых» (рисуем на листке, потом выносим на экран.) Смотрим совпадения. Объясните, почему диаграмма должна выглядеть так? Слайд 3.
С. 151 Прочитать тему № 4. Попробуйте сами догадаться, о чём пойдёт речь в этом рассказе?
На площадку по порядку
Становись скорее в ряд!
На зарядку, на зарядку
Приглашаем всех ребят!
Алина с мамой подготовили комплекс упражнений для утренней зарядки. Для чего она нужна? (Выполняют все вместе)
Последняя страничка нашей темы «Не заводи вредных привычек!» В школе проходил конкурс «Нет вредным привычкам!» Ребята и родители нашего класса приняли активное участие. Награждается семья Галановых, занявшая 2 место в конкурсе.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (30 сек.)
Мальчикам нужно на каждую букву слова «здоровье» придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Девочкам нарисовать рисунки, посвящённые нашему уроку.
Учебник с. 150 – 153 прочитать, ответить на вопросы.
Закрепление изученного материала (2,5 мин.)
Так что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Тест «Если хочешь быть здоров». Проверка (родители и дети меняются листочками). Учитель диктует ответы, они проверяют и выставляют оценки. Нет ошибок – 5, 1 – 2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3. (Приложение 5)
Рефлексия (2 мин.)
Стихотворение «Мы желаем вам, ребята!» (читают родители)
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться:
Каждый раз перед едой
Прежде чем за стол садиться,
Руки мойте вы водой.
И зарядкой занимайтесь.
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулку в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья.
Слайд 4.
На экране:
Мы хотим быть здоровыми!
Мы можем быть здоровыми!
Мы будем здоровыми!
У вас на парте лежат фигурки, прикрепите на доске рядом с тем высказыванием, которое подходит к вам больше всего.
Слайд 5.
Давайте ещё раз повторим тему нашего урока “В здоровой семье - здоровые дети!» Я думаю, что на уроке мы с вами это доказали.
А теперь прошу, ребятки,
Быстро встаньте по порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.
Литература:
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер М.: «ВАКО»,2007
Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе, М.: «Вентана – Граф», 2008
Методологические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина.-М.,2002.
Окружающий мир (контрольно – измерительные материалы), М.: «ВАКО»,2013
Безруких М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников, М.:ОЛМА, 2009
Интернет ресурсы:
ЭОРы по теме «Береги зубы» http://school-collection.edu.ru
Физминутка для глаз http://www.nachalka.com/
Приложение 1
Приложение 2
Тест «Организм человека»
Главный командный пункт организма. _____________
Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела.______________
Опора тела.______________
Это плотный мускулистый мешок размером с кулак._______________
Бежит она очень быстро, разнося по всему телу кислород и питательные вещества.______________
Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных веществ.__________________
Они похожи на большую розовую губку.__________________
Это главный командный пункт твоей «внутренней кухни».______________
Это – наш единственный орган вкуса._______________
Приложение 3
Притча
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь кто – то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, пустите нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете, - сказал он – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое, пойду, посоветуюсь с родными, кого из вас мы сможем принять в нашем доме».
Как вы думаете, кого они впустили в свой дом? Почему вы так думаете?
Дочь предложила впустить Любовь, жена – Богатство. А больная мать попросила впустить Здоровье. И это неудивительно, поскольку для каждого поколения существуют свои ценности, и человек начинает ценить своё здоровье только при явной угрозе.
Приложение 4
Песня «О нашей пище»
(на мотив песни «Погода в доме» Л. Долиной)
Какую пищу есть полезно детям?
Вопрос заботит каждую из мам.
Строительную функцию отводят
Таким необходимым нам белкам.
П/в: Важней всего, в меню чтоб было
И сыр, и рыба, и орех.
А также мясо, творог, яйца,
Тогда здоровьем поразим мы всех.
2. А как же обойтись без углеводов?
Примите их, детишки, по утрам.
Они с жирами вместе в непогоду
Тепло поддержат в организме нам.
П/в:
Приложение 5
Тест «Если хочешь быть здоров»
А1. Что надо делать, чтобы сохранить здоровье?
□ 1) много есть □ 2) много спать □ 3) заниматься физкультурой □ 4) много читать
А2. Почему нужно ложиться спать вовремя?
□ 1) чтобы не мешать взрослым □ 2) чтобы не мешать соседям
□ 3) потому что закончились детские передачи □ 4) чтобы утром быть бодрым
А3. Что может быть одно на всю семью?
□ 1) носовой платок □ 2) мыло □ 3) зубная щётка □ 4) расчёска
А4. Как должен падать свет при письме?
□ 1) слева □ 2) справа □ 3) сверху □ 4) со всех сторон
А5. Почему надо мыть руки часто?
□ 1) чтобы сохранить кожу □ 2) чтобы руки были красивыми
□ 3) чтобы не заболеть □ 4) чтобы не расстраивать родителей
А6. Как часто надо чистить зубы?
□ 1) через час □ 2) один раз в день □ 3) два раза в день □ 4) после еды
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.