Автор разработки урока:
учитель начальных классов
Тараненко Ольга Владимировна
МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя
Российской Федерации А.Н.Неверова»
Тема: Весенние месяцы.
Цель :
-познакомить учащихся со народными названиями весенних месяцев,
- определять последовательность весенних явлений в природе,
Задачи :
- знать современные и народные названия весенних месяцев;
- знать последовательность весенних месяцев;
- знать признаки каждого этапа весны.
- уметь определять время года, изображенного на различных произведениях художников;
- уметь определять последовательность весенних явлений в природе,
- уметь объяснять народные названия весенних месяцев.
Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, таблица «Времена года», народные и современные названия весенних месяцев, иллюстрации с изображением разного этапа весны.
Ход урока:
I. Организационный момент. (слайд 1)
- Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).
Задание №1 (слайд 2)
- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.
Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи.
- Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)
(слайд 3)
Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи.
Задание № 2
- А теперь отгадайте загадки: (отгадки появляются на доске)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)
III. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы)
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы?
-(слайд 4) Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.
- Сегодня мы вспомним названия и порядок весенних месяцев, научимся определять последовательность весенних явлений в природе, узнаем, как в старину назывались весенние месяцы, а также поучимся определять этапы весны, изображенные на различных произведениях художников.
Задание № 3
- Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (Выставляю на доске)
Задание № 4
- А теперь постарайтесь объяснить следующие высказывания.
Март – это весна света. (слайд 5) Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
Апрель – это весна воды. (слайд 6) Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
Май – весна зелёной травы и цветов. (слайд 7) Земля покрывается душистыми цветами.
- Соотнесите этап весны с его названием.(На доске картины соотносят с названием месяцев).
Физкультминутка.
В лесу
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Изучение нового материала.
Задание № 5 (слайд 8)
- Откройте учебники на с. 58-59. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.
- Какие признаки весны вы увидели?
- Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)
- Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)
- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)
- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.
- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)
- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 9)
- Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)
- Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)
- А что произошло с рекой? (разлив реки)
- Какое настроение у детей? (радость, веселье)
- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)
- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)
- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?
V. Изучение нового материала
Задание № 6
- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март — рад, апрель — капель, май — вставай.
А теперь, ребята, ваша очередь.( Работа в парах.) Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...”. (слайд 10)
- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.
Задание № 7
Откроем учебник на стр. 59. Мы сейчас познакомимся с народными названиями весенних месяцев. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят?
Прочитайте народные названия марта.
- Какие особенности марта подмечены в названиях?
- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение ) (№2,2)
- Какие особенности марта ещё подмечены в названиях?
Прочитайте народные названия апреля.
- Какие особенности апреля подмечены в названиях?
- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение ) (№2,3)
- Какие особенности апреля ещё подмечены в названиях?
Прочитайте народные названия мая.
- Какие особенности мая подмечены в названиях?
- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение) (№2,4)
- Какие особенности мая ещё подмечены в названиях?
Задание № 8
- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.
- Соотнесите народные названия весенних месяцев с картинами. ( На доске)
Задание № 9
Работа в печатной тетради.
Стр.32 №1
- прочитайте названия весенних месяцев в древнем римском календаре,
- во втором столбике напишите современные русские названия месяцев,
- в третьем столбике напишите народные названия весенних месяцев.
Стр.32 №2
- Запишите названия весенних месяцев, которые связаны:
С явлениями неживой природы.
С явлениями живой природы.
С трудом людей.
Задание № 10
ЭКРАН
-Рассмотрите картины художников и попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа?
- Назовите современные названия весенних месяцев:
- Свистун, огородник, грачевник, водотёк -- …(март);
- Травник, россеник, ранопашец, маковей, святодень -- …(май);
- Первоцвет, солнечник, зажги снега -- …(апрель)
VI. Обобщение полученных знаний
Задание № 11
Вот и мы представим себе, что три ряда парт в нашем классе – это и есть весенние гряды-месяцы. 1 ряд – март. 2 ряд – апрель. 3 ряд – май. (Ставлю табличку на каждый ряд с названием месяца).
(Работа в парах)
- У вас на партах шаблоны пейзажа. Предлагаю вам оживить картинку -- выполнить аппликацию «Весна пришла». У каждого ряда определённый этап весны. Каждый ряд изображает только свой месяц (этап весны).
(Проверка и анализ работ).
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?
VII. Итог урока
- А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.
- Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке?
VIII. Рефлексия
- Давайте дадим оценку своей работе на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.