Урок окружающего мира "Весенние месяцы" ( 2 класс)

  • docx
  • 20.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала весенние месяцы.docx

Автор разработки урока:

учитель начальных классов

                                                                                         Тараненко Ольга Владимировна

МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя

Российской Федерации А.Н.Неверова»

 

Тема: Весенние месяцы.

 

Цель : 

-познакомить учащихся со народными названиями  весенних месяцев,

- определять последовательность весенних  явлений в природе,

Задачи :

- знать современные и народные названия весенних месяцев;

-  знать последовательность весенних месяцев;

- знать признаки каждого этапа весны.

- уметь определять время года, изображенного на различных произведениях художников;

- уметь определять последовательность весенних  явлений в природе,

- уметь объяснять народные названия весенних месяцев.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, таблица «Времена года», народные и современные названия весенних месяцев, иллюстрации с изображением разного этапа весны.

Ход урока:

I. Организационный момент. (слайд 1)

- Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).

Задание №1 (слайд 2)

- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи.

 - Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)

(слайд 3)

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи.

Задание № 2

- А теперь отгадайте загадки: (отгадки появляются на доске)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)

 

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

 

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)

 

 

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы)

- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы?

-(слайд 4)  Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

- Сегодня мы вспомним названия и порядок весенних месяцев, научимся определять последовательность весенних  явлений в природе, узнаем, как в старину назывались весенние месяцы, а также поучимся определять этапы весны, изображенные на различных произведениях художников.

Задание № 3

- Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (Выставляю на доске)

Задание № 4

- А теперь постарайтесь объяснить следующие высказывания.

Март – это весна света. (слайд 5) Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.

 Апрель – это весна воды. (слайд 6) Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.

Май – весна зелёной травы и цветов. (слайд 7) Земля покрывается душистыми цветами.

- Соотнесите этап весны с его названием.(На доске картины соотносят с названием месяцев).

Физкультминутка.

В лесу

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

 

 Изучение нового материала.

Задание № 5 (слайд 8)

- Откройте учебники на с. 58-59. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.

- Какие признаки весны вы увидели?

 - Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)

- Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)

- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)

- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)

- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 9)

- Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)

- Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)

- А что произошло с рекой? (разлив реки)

- Какое настроение у детей? (радость, веселье)

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)

- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)

- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

V. Изучение нового материала

Задание № 6

- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март — рад, апрель — капель, май — вставай.

А теперь, ребята, ваша очередь.( Работа в парах.) Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...”. (слайд 10)

- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

Задание № 7

Откроем учебник на стр. 59. Мы сейчас познакомимся с народными названиями весенних месяцев.  Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят?

Прочитайте народные названия марта.

- Какие особенности марта подмечены в названиях?

- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение ) (№2,2)

- Какие особенности марта ещё подмечены в названиях?

Прочитайте народные названия апреля.

- Какие особенности апреля подмечены в названиях?

- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение ) (№2,3)

- Какие особенности апреля ещё подмечены в названиях?

Прочитайте народные названия мая.

- Какие особенности мая подмечены в названиях?

- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение) (№2,4)

- Какие особенности мая ещё подмечены в названиях?

Задание № 8

- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

- Соотнесите народные названия весенних месяцев с картинами. ( На доске)

 Задание № 9

Работа в печатной тетради.

Стр.32 №1

- прочитайте названия весенних месяцев в древнем римском календаре,

- во втором столбике напишите современные русские названия месяцев,

- в третьем столбике напишите народные названия весенних месяцев.

Стр.32 №2

- Запишите названия весенних месяцев, которые связаны:

С явлениями неживой природы.

С явлениями живой природы.

С трудом людей.

 

 Задание № 10

ЭКРАН

-Рассмотрите  картины художников и попробуйте определить, в какой из весенних месяцев  могла так выглядеть природа?

- Назовите современные названия весенних месяцев:

- Свистун, огородник, грачевник, водотёк -- …(март);

- Травник, россеник, ранопашец, маковей, святодень -- …(май);

- Первоцвет, солнечник, зажги снега -- …(апрель)

 

VI. Обобщение полученных знаний

 Задание № 11

 

Вот и мы представим себе, что три ряда парт в нашем классе – это и есть весенние гряды-месяцы. 1 ряд – март. 2 ряд – апрель. 3 ряд – май. (Ставлю табличку на каждый ряд с названием месяца).

(Работа в парах)

- У вас на партах  шаблоны пейзажа. Предлагаю вам оживить картинку -- выполнить аппликацию «Весна пришла». У каждого ряда определённый этап весны. Каждый ряд изображает только свой месяц (этап весны).

 

(Проверка и анализ работ).

 

- Давайте посмотрим, что  у вас получилось?

                                                            

VII. Итог урока

- А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.

- Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия

- Давайте дадим оценку своей работе на уроке.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2.png