Урок окружающего мира "Весенние месяцы" ( 2 класс)
Оценка 4.7

Урок окружающего мира "Весенние месяцы" ( 2 класс)

Оценка 4.7
docx
20.06.2020
Урок  окружающего мира "Весенние месяцы" ( 2 класс)
весенние месяцы.docx

Автор разработки урока:

учитель начальных классов

                                                                                         Тараненко Ольга Владимировна

МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя

Российской Федерации А.Н.Неверова»

 

Тема: Весенние месяцы.

 

Цель : 

-познакомить учащихся со народными названиями  весенних месяцев,

- определять последовательность весенних  явлений в природе,

Задачи :

- знать современные и народные названия весенних месяцев;

-  знать последовательность весенних месяцев;

- знать признаки каждого этапа весны.

- уметь определять время года, изображенного на различных произведениях художников;

- уметь определять последовательность весенних  явлений в природе,

- уметь объяснять народные названия весенних месяцев.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, таблица «Времена года», народные и современные названия весенних месяцев, иллюстрации с изображением разного этапа весны.

Ход урока:

I. Организационный момент. (слайд 1)

- Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).

Задание №1 (слайд 2)

- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи.

 - Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)

(слайд 3)

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи.

Задание № 2

- А теперь отгадайте загадки: (отгадки появляются на доске)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)

 

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

 

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)

 

 

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы)

- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы?

-(слайд 4)  Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

- Сегодня мы вспомним названия и порядок весенних месяцев, научимся определять последовательность весенних  явлений в природе, узнаем, как в старину назывались весенние месяцы, а также поучимся определять этапы весны, изображенные на различных произведениях художников.

Задание № 3

- Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (Выставляю на доске)

Задание № 4

- А теперь постарайтесь объяснить следующие высказывания.

Март – это весна света. (слайд 5) Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.

 Апрель – это весна воды. (слайд 6) Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.

Май – весна зелёной травы и цветов. (слайд 7) Земля покрывается душистыми цветами.

- Соотнесите этап весны с его названием.(На доске картины соотносят с названием месяцев).

Физкультминутка.

В лесу

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

 

 Изучение нового материала.

Задание № 5 (слайд 8)

- Откройте учебники на с. 58-59. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”.

- Какие признаки весны вы увидели?

 - Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)

- Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)

- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)

- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)

- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 9)

- Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)

- Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)

- А что произошло с рекой? (разлив реки)

- Какое настроение у детей? (радость, веселье)

- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)

- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)

- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

V. Изучение нового материала

Задание № 6

- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март — рад, апрель — капель, май — вставай.

А теперь, ребята, ваша очередь.( Работа в парах.) Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...”. (слайд 10)

- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

Задание № 7

Откроем учебник на стр. 59. Мы сейчас познакомимся с народными названиями весенних месяцев.  Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят?

Прочитайте народные названия марта.

- Какие особенности марта подмечены в названиях?

- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение ) (№2,2)

- Какие особенности марта ещё подмечены в названиях?

Прочитайте народные названия апреля.

- Какие особенности апреля подмечены в названиях?

- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение ) (№2,3)

- Какие особенности апреля ещё подмечены в названиях?

Прочитайте народные названия мая.

- Какие особенности мая подмечены в названиях?

- Чтобы лучше разобраться, послушаем объяснение.( (Электронное приложение) (№2,4)

- Какие особенности мая ещё подмечены в названиях?

Задание № 8

- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

- Соотнесите народные названия весенних месяцев с картинами. ( На доске)

 Задание № 9

Работа в печатной тетради.

Стр.32 №1

- прочитайте названия весенних месяцев в древнем римском календаре,

- во втором столбике напишите современные русские названия месяцев,

- в третьем столбике напишите народные названия весенних месяцев.

Стр.32 №2

- Запишите названия весенних месяцев, которые связаны:

С явлениями неживой природы.

С явлениями живой природы.

С трудом людей.

 

 Задание № 10

ЭКРАН

-Рассмотрите  картины художников и попробуйте определить, в какой из весенних месяцев  могла так выглядеть природа?

- Назовите современные названия весенних месяцев:

- Свистун, огородник, грачевник, водотёк -- …(март);

- Травник, россеник, ранопашец, маковей, святодень -- …(май);

- Первоцвет, солнечник, зажги снега -- …(апрель)

 

VI. Обобщение полученных знаний

 Задание № 11

 

Вот и мы представим себе, что три ряда парт в нашем классе – это и есть весенние гряды-месяцы. 1 ряд – март. 2 ряд – апрель. 3 ряд – май. (Ставлю табличку на каждый ряд с названием месяца).

(Работа в парах)

- У вас на партах  шаблоны пейзажа. Предлагаю вам оживить картинку -- выполнить аппликацию «Весна пришла». У каждого ряда определённый этап весны. Каждый ряд изображает только свой месяц (этап весны).

 

(Проверка и анализ работ).

 

- Давайте посмотрим, что  у вас получилось?

                                                            

VII. Итог урока

- А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.

- Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия

- Давайте дадим оценку своей работе на уроке.

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/images/2.png


 

Автор разработки урока: учитель начальных классов

Автор разработки урока: учитель начальных классов

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока)

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока)

III. Сообщение темы, постановка целей урока

III. Сообщение темы, постановка целей урока

Изучение нового материала. Задание № 5 (слайд 8) -

Изучение нового материала. Задание № 5 (слайд 8) -

А теперь, ребята, ваша очередь

А теперь, ребята, ваша очередь

Работа в печатной тетради. Стр

Работа в печатной тетради. Стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2020