ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ВО 2 КЛАССЕ
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
Тема: «Вода - растворитель».
Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на
совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
· Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что вода - растворитель; дать возможность научиться пользоваться школьным лабораторным оборудованием.
· Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
· Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.
Личностные
У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование:
· Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль, вишневый сок, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
· Ноутбук, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Хлопянова Т.В.).
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Анализ (особенности урока и реализующие задачи) |
I.Организация класса. Введение в тему. |
- Приглашаю вас занять определенные по жеребьевке места.
- Подумайте, о чем идет речь в загадке: Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. - Какие признаки подсказали вам этот ответ? - А как признаки можно назвать научно?
- О каких состояниях воды говорят нам эти свойства? |
- Дети рассаживаются по группам.
- Это вода.
Учащиеся называют признаки.
(Если учащиеся затрудняются, подсказать). - Это свойства воды.
- Жидкое, твердое, газообразное. |
Жеребьевка по распределению мест в группах проведена заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.
Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему. |
I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. |
Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.
-
Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать,
как она связана с темой сегодняшнего урока.
-
Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде? - Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели? - Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды? - Что будет предметом исследования? - Подумайте, как мы будем проводить исследование? - Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование? - Зачем нам нужны эти правила? - По жребию руководителем лаборатории стал Галушко Дмитрий. Ему слово. |
Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1
-
Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.
-
Мы будем говорить о воде как растворителе.
- Исследовать новое свойство.
- Провести опыты.
- Вода.
- Работать в группах.
- Вспомним правила работы в группе.
Дмитрий Галушко: - Наша задача - провести опыты и проверить свойство воды растворять разные вещества. Все готовы? |
Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. Активизировать мыслительные операции: - анализ и синтез; - сравнение и сопоставление.
На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель». Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества
На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2
|
III. Физ.минутка
|
- Дима, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я? - Спасибо. К речке быстрой мы спустились Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль. Все, как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. |
Дети сопровождают слова учителя действиями.
|
Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности |
IV. Исследовательская деятельность учащихся. |
-
Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей
лаборатории готово к работе?
- А какие есть приспособления, инструменты? -
А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
- Возьмите бланк с инструкцией №1. - Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Все понятно? - Какие наблюдения вести и для чего?
Результаты наблюдений записываем куда? - Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы? - Итак, все готовы? Дмитрий может присоединиться к любой из групп. - А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.
- Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.18-19. - Что скажете?
- Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь? - Дима, готов ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.
- А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.
- Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.
- Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с.20. Ваши выводы? |
-
Дмитрий Галушко:
Дети
называют вещества: вода; поваренная соль; вишневый сок; - Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)
Дима Галушко: - Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4. (Дети берут инструкции у учителя)
- Пронаблюдать растворяется вещество или нет? - В колонку «Наблюдения» - В колонку «Вывод».
Озвучиваются выводы Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.
Далее дети заполняют общие выводы. - Вычитыванием из статьи учебника.
- Наш вывод и вывод учебника совпали. Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.
-
Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете,
не мешая его деятельности. Приступаем: 2.
Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
Озвучиваются выводы Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов. Далее дети заполняют общие выводы.
|
На основе опытов получить новые знания о воде. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий
См. Приложение 3
На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы: Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в
воде. Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается. С помощью фильтра такую воду
см. Приложение 3 |
V. Домашнее задание. |
- Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания. С.19 №1,2, с.20 учебника – выполнить задания. (Слайд 6) |
- Учебник.
Дети находят в учебнике вопросы и задания. |
Выработка умения оперировать полученными знаниями. |
VI. Итог урока. Рефлексия. |
-Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели? -Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его. |
Слайд 7
Слайд 8
См. Приложение 4 |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.