Урок ОРКСЭ, модуль "Мировые религиозные культуры" по теме " Семья. Семейные ценности"
Оценка 4.6

Урок ОРКСЭ, модуль "Мировые религиозные культуры" по теме " Семья. Семейные ценности"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
7 кл—11 кл
03.01.2021
Урок ОРКСЭ, модуль "Мировые религиозные культуры" по теме " Семья. Семейные ценности"
Разработка поможет создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи; организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи; формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейными традициям и ценностям представителям разных культур.
Семья.docx

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Цель урока: создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи; организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи; формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейными традициям и ценностям представителям разных культур.

 

Планируемые результаты:

  • дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
  • сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.

Основные понятия: семья, семейные ценности, традиции, понимание, любовь.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, изобразительное искусство.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах сменного состава.

Необходимое техническое оборудование:  ПК (1), мультимедийный комплекс, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

I.  Мотивация. (Слайд 1)

– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.

Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

 

– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

II. Целеполагание. (Слайд 2)

– У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно.

- Сформулируйте тему урока и задачи урока.

Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.

III. Выявление затруднения. Составление синквейна. (Слайд 3)

- Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна перед вами на слайде.

Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей) (Слайд 4)

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (Слайд 5)

– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный. Пожалуйста, ваши ответы.(ответы детей)

Кластер «Задачи семьи»

http://festival.1september.ru/articles/640193/01.gif

– Мы определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.

V. Реализация проекта по выходу из затруднения. (Слайд 6)

– Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях.

– Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью.

– Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта. (Слайд 7)

– Схожи обязанности членов семьи. (Слайд 8)

– Семейные традиции основаны на заповедях Божьих. (Слайд 9)

– Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности? (Слайд 10)

– Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в православии и в исламе. (Слайд 11)

Работа с первоисточниками. (Слайд 12)

– Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.

Основные ценности семейной жизни

Православие

Ислам

любовь мужа и жены друг к другу;

 

 

ложь;

 

 

любовь родителей к детям;

 

 

измена

 

 

почитание родителей

 

 

гордость;

 

 

богатство

 

 

согласие;

 

 

забота;

 

 

уважение,

 

 

прощение;

 

 

семейные традиции

 

 

Семья в православной культуре.

Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.

Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.

Семья в исламской религиозной культуре.

Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.

Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу».

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

http://festival.1september.ru/files/articles/64/6401/640193/presentation/25.JPGМужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций. (Слайд 13)

– Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.

– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?

Вывод: Семья – это свято для всех!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

VI. Первичное закрепление. Работа над проектом "Моя семья"

– А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях. (Слайд 14)

Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»

– Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.

VII. Самостоятельная работа.

Знакомство с повестью о Петре и Февронии

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.  Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

VIII. Включение в систему знаний.

1. Работа над притчей.

Как появилась дружная семья

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Каких?

Понимание             Любовь

 Уважение               Доверие

Доброта                 Забота

Помощь                  Дружба

2. Работа над пословицами.

- Закончите пословицы:

      Где любовь да совет, там и горя …

      Где мир и лад, не нужен и …

      В гостях хорошо, а дома …

      В своем доме и стены …

      Доброе братство лучше ….

      В семье разлад, так и дому не …

      Вся семья вместе, так и душа …

      -Как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?

3. Викторина «И в шутку и в серьёз»

      Какой цветок считается символом семьи?

      Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного и приёмного родственника?

      Какую погоду не в силах предсказать синоптики?

      Как звучит пословица о том, кто унаследовал плохое поведение от отца или матери?

 

IX. Рефлексия. Подведение итогов урока.


 

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ Цель урока: создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи; организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как:…

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ Цель урока: создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи; организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как:…

Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей) (Слайд 4)

Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей) (Слайд 4)

Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу

Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу

И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе

И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2021