Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Кондинский район ХМАО – Югра
Тюменская область
Конспект урока ОРКСЭ
Тема: «Совесть. Стыд. Раскаяние»
Модуль «Основы светской этики»
4 класс
Образовательная программа «Начальная школа 21 века»
Авто разработчик:
Никифорова Анастасия Николаевна
Междуреченский
2015 год
Оглавление
Пояснительная записка. 4
План урока. 5
Литература. 16
Приложение. 17
Данный урок направлен на формирование представлений о понятиях «совесть», «стыд», «раскаяние», и воспитание нравственных принципов, потребности быть честными и объективными при оценивании своих поступков и действий.
Учитель: Никифорова Анастасия Николаевна
Образовательная программа: «Начальная школа 21 века»
Предмет: ОРКСЭ
Модуль: Основы светской этики.
Урок № 12.
Тип урока:
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Форма проведения: урок-исследование
Технологии: проблемно-диалогическое обучение
Тема: Совесть. Стыд. Раскаяние.
· Формирование представлений о понятиях «совесть», «стыд» и «раскаяние»; · Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать; · Развитие мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние»; · Воспитание потребности быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков; · Воспитание нравственных принципов собственного развития;
|
Цели урока:
Задачи урока:
· Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;
· Формировать представление о «совести», «стыде» и «раскаяние», умение критически осмысливать свои поступки и действия;
· Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки;
· Обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
· Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям;
Ожидаемые результаты:
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями: сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты:
- высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;
- анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;
-Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.
Мотивационный аспект: игровая мотивация (интерактивное упражнение «Скрепка»; тренинг; волшебная шкатулка), учебная мотивация (изучение понятий «совесть», «стыд», «раскаяние»)
№ этапа |
Этапы урока |
Время |
1 |
Мобилизующий этап урока |
2 мин |
2 |
Мотивационный этап. Формулирование темы и цели урока. Актуализация опорных знаний |
7 мин |
3 |
Пробное учебное действие (коллективное и в парах) и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Репродуктивно – поисковый этап урока |
13 мин |
4 |
Валеологическая пауза |
2 мин |
5 |
Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи |
7 мин |
6 |
Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
9 мин |
Оборудование:
1. Учебник «Основы светской этики» для 4 класса / под ред. Т.Д. Шапошниковой – М.: Издательство «Дрофа», 2012
2. Карточки для самостоятельной работы в группах, парах.
3. Интерактивная доска, мультимедиа проектор, ноутбук (для учителя).
4. Листики и цветочки для рефлексии.
Содержание
взаимодействия с учащимися |
Методы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
1. Мобилизующий этап урока – 2 мин Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в учебную деятельность |
||||||||
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И мы начнём урочный час!
Ребята, посмотрите, что лежит перед вами? Где мы используем канцелярскую скрепку? - Разогните ее, пожалуйста! - Легко ли было сделать это?
- А теперь сверните ее в исходное положение. Сделаем вывод: часто люди, следуя за своими желаниями, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой непоправимые душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать. |
Словесные, Интерактивное упражнение «Скрепка»
|
коллективные |
Приветствует учащихся.
Настраивает на успешную, дружную работу, вовлекая в учебную деятельность |
Выполняют действия по просьбе учителя, откликаясь на общее настроение класса
Это канцелярская скрепка.
Это не удается. |
Регулятивные: - развитие способности к мобилизации сил и энергии для выполнения предстоящей работы; - развитие психических процессов; -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - воспитание положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать; - формирование бережного отношения друг к другу; |
|||
2. Мотивационный этап. Формулирование темы и цели урока. Актуализация опорных знаний – 7 мин Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; актуализация опорных знаний; |
||||||||
- Ребята, я предлагаю вам еще одно задание - Толкните своего соседа. - А теперь попрошу вас улыбнуться своему соседу и обнять его. - Какие поступки легче совершать: плохие или хорошие, добрые или злые?
-Ребята, послушайте рассказ и подумайте, как бы вы его озаглавили - Вам понравилось произведение? - Как бы вы его озаглавили? - Как звали главного героя рассказа. - Какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова.
- Чем закончится данный рассказ?
- Как вы понимаете это предложение? -Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше?
- А. Гайдар назвал свое произведение «Совесть». - Почему, как вы думаете?
- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? - А девизом нашего урока пусть будет народная пословица: «В ком стыд, в том и совесть» -Как вы понимаете её? - Какие вопросы вы поставите перед собой, что вы хотите узнать сегодня на уроке? 1.Что такое совесть? 2. Нужна ли она человеку? 3.Что значит поступать по совести? 4. Бывает ли совесть чиста? |
Наблюдение, проблемная мотивационная ситуация. Работа по плану урока и заданиям учителя.
Актуализация опорных знаний (повторение изученного ранее) |
коллективная, в парах |
Организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируются понятия «добро, зло, совесть, стыд, раскаяние»
Учитель читает произведение А.П.Гайдара «Совесть» не называя его название.
Учитель помогаем детям определить круг вопросов, на которые они должны ответить в течение урока
|
Анализируют, делают выводы, объясняют свою точку зрения. определяют тему урока, намечают цели
Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом.
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Её мучает совесть. Нет, она раскаялась в своем поступке. О совести и раскаянии. Формулируются тема, цели урока,
|
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция; Познавательные: -- постановка и решение проблем; - самостоятельное выделение и формулирование целей урока; -структурирование знаний; -осознанное построение устных высказываний; -логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, классификация, построение логической цепи рассуждений; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; - нравственно – этическая ориентация; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; - умение сотрудничать в парах, в группах; |
|||
3. Пробное учебное действие (коллективное и в парах) и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Репродуктивно – поисковый этап урока - 15 мин Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; |
||||||||
Ребята, поработаем в группах · Задание на листах желтого цвета.
- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
- Давайте послушаем, что у вас получилось?
- Продолжаем работать в группах. Перед вами лежат листы зеленого цвета. - Первая группа ищет в словаре С.И. Ожегова определение слова «Совесть», а вторая группа – «Раскаяние», третья группа «Стыд» - Проверяем работу. - Так что же такое «Совесть»?
- Почему совесть можно назвать внутренним голосом человека? - Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызет». Как вы это понимаете?
- Как совесть разговаривала с Ниной Карнауховой.
- О чем говорит совесть с человеком?
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?
- Почему говорят «Голова поникла»? Что это значит?
Ребята сделаем вывод: что же такое совесть?
- Что такое «Стыд»?
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? - Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и оберегал от плохого поступка. - Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? - Да, это был голос совести, т.к. совесть защищает вас от совершения плохого. - Какие важные дела совершает совесть?
- Какая особенность есть у совести?
-Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите пример, в которых герои произведения «Совесть» испытывали стыд или им было совестно.
- Что такое «Раскаяние»?
- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Упражнение «Минута раскаяния» - Давайте, сейчас выполним такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния». Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают. -Кто хотел бы сейчас очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке. - Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. - Как вы понимаете эту пословицу? |
Наблюдение за лексическим значением слов «Совесть, раскаяние, стыд» Использование метода «Кластер».
Упражнения совести. «Минута раскаяния»
|
В группах, коллективная |
Указывает
объект наблюдения, ставит проблемные вопросы. |
Работа с книжным словарем и электронным на компьютере Учащиеся находят и выписывают значения слов. Анализируя, делают вывод: (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
Человек не может спать спокойно, постоянно думает о своем плохом поступке; мучает; ходит с поникшей головой. Человеку стыдно.
Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда.
Чувство сильного смущения, предосудительности поступка, вины. «Стыд» - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор; бесчестье.
Мы слышали голос совести.
1.перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2.после ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!»
Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о поступке.
Испытание сожаления, признания в совершенной ошибке, в неправильном поступке.
Дети рассказывают о своих плохих поступках, которые совершили за неделю. |
Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: --осознанное построение устных высказываний; -смысловое чтение; -логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений; - решение проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
|||
4.Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 7 минут Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме Совесть, стыд», организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы |
||||||||
- Ребята, я предлагаю нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.
Однажды предрассветною порой - Запишите на синих листочках, что же главное в человеке. – Конечно, разум
– первый мне ответил. - Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Да нет, не то, заволновался третий. |
самостоятельная работа. Рисование символа понятия «Совесть» Выставка символов на доске. Выбор
лучшего. |
индивидуальная |
организует работу по плану |
работают самостоятельно, (Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…) Проводят рефлексию
добро, любовь, терпение, уважение, сострадание, добродетель, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. |
Регулятивные: - умение проводить рефлексию знаний; Познавательные: -умение применять знания по теме урока; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление собственным поведением (контроль, коррекция, оценка действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
|||
5.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 5 мин Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха |
||||||||
- Давайте вспомним цель нашего урока? Достигли ли мы этих целей? – Что значит, жить в ладу со своей совестью? - Что в жизни вам даст такое качество характера? Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке. Не забывайте использовать слова…. Сегодня я узнал… Мне было интересно… - В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека. - Передо мной стоит шкатулка -Возьмите себе по сердечку. но сердечки не просты, на каждом сердечке «золотые правила» порядочного человека. - Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков, Прочтите правила сами, раздайте друзьям. Памятка «Золотые правила» Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми. «В ком стыд, в том и совесть» «Совесть без зубов, а грызет» «Повинную голову меч не сечет» · Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны: · Не берите чужого без разрешения. · Не желайте никому зла · Не допускайте грубости · Во всём помогайте ближним · Будьте добрыми людьми - Мы с вами не ставим точку на этом. - Совесть напоминает человеку даже о тех неприятных событиях, которые происходили порой много лет назад, потому что раны на душе хоть и зарастают, но следы от шрамов все равно остаются. (просмотр аниме – фильма «Все оставляет свой след»). - Вам задание, обсудить это с родителями. - На следующем уроке мы продолжим наш разговор. |
Рефлексия.
Прием «Шкатулка»
|
|
Задает
вопросы Поясняет домашнее задание. Выясняет, каким был урок в целом и каждый ученик в отдельности. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки ОРКСЭ |
Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке, Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения новых ЗУН |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в обсуждении урока; - умение слушать и вступать в диалог; |
|||
1. А.Гайдара «Совесть».
2. Учебник «Основы светской этики» для 4 класса / под ред. Т.Д. Шапошниковой – М.: Издательство «Дрофа», 2012
3. Словарь Ожегова
4. Азбука нравственного воспитания под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975
5. Интеретресурсы: oknakrizis «Кабанова Т.С.»; Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.
6. Copyright © 2003-2011, Библейский Дискуссионный Клуб г. Монреаль.
7. http://o-pogovorkah.ru/rb/pog.php? http://psychlib.ru/mgppu/Tvd-2004/Tvd-288.htm
8. Телегин М. В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
9. http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15
10. http://grandcorsar.blog.ru/145292099.html
11. Совесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза) Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009
12. «Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения) Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов
Приложение 1
Приложением 2
Приложение 3
Символ «Совести»
Приложение 4
Памятка «Золотые правила»
Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
«В ком стыд, в том и совесть»
«Совесть без зубов, а грызет»
«Повинную голову меч не сечет»
Правила порядочных людей просты
и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрыми людьми
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.