Актуальность. На современном этапе образовательного процесса экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности, поскольку развивает у детей такие качества, как нравственность, гуманность, человечность, интерес к окружающей природе. Младшие школьники с особенностями в развитии имеют слишком маленький жизненный опыт по восприятию звуковых колебаний окружающей среды. В силу особенностей развития слухового анализатора не могут наслаждаться звуками природы: дуновением ветра, шумом дождя, шорохом листьев, криками птиц, определять происхождение причинно-следственных связей в природе. Цель педагога в процессе обучения - активизировать желание детей к продвижению вперёд, поддерживать алгоритм создания успеха в учебной деятельности.
Новизна. Данное мероприятие составлено с учётом развития возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся подготовительного 1 «А» класса. Через игровые упражнения дети получают доступные для слухового восприятия сведения о причинах сезонных изменений в природе. В ходе урока обучающиеся слухозрительно воспринимают информацию с экрана, для активизации работы слухового анализатора используются приёмы слушания неречевых природных звуков и речи педагога. Теоретическая и практическая части представлены в виде здоровьесберегающих, занимательно-игровых, сюрпризных упражнений, которыми охвачены все обучающиеся класса. В процессе урока дети закрепляют ранее полученные знания, воспринимают новую слухоречевую информацию и проверяют свои знания о природе в интересной и занимательно-игровой форме, испытывая при этом положительный эмоциональный заряд.
Эффективные методы достижения результата. В процессе урока используется тренинг – одно из популярных и эффективных методов достижения результата, основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приёмов. Актуальность тренинга очевидна, так как у детей со сниженным слухом страдают не только собственно речевые процессы, но и общие движения, моторика пальцев рук, движения губ и языка, слуховое внимание и слуховая память. Динамические игры и упражнения способствуют проявлению индивидуальности каждого ребёнка. От того, как ребёнок будет вовлечён в процесс взаимодействия в коллективе, зависит его дальнейшее развитие, становление личности. Основа – пособие от проекта https://mega-talant.com/school/conference.
Технологическая карта урока
1.Дидактическое обоснование (средства):
Учебник: Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный класс : учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: «Просвещение», 2017. – 95 с. С. 26-27
2. Участники: обучающиеся подготовительного 1 «А» класса (7 человек).
3. Предметная область: «Естественнонаучный цикл».
4. Предмет: «Ознакомление с окружающим миром».
5. Тема урока: «Осень в гости к нам пришла!».
6. Цели деятельности педагога и задачи: создать условия для ознакомления детей с особенностями в развитии природных явлений в осеннее время года, изменениями, происходящими в растительном и животном мире осенью; формировать элементарные понятия об экологических пищевых цепочках, положенных в основу жизни животного мира.
В игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Развивать познавательный интерес к миру природы, активность, инициативность, воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство коллективизма и поддержки.
7. Тип урока: урок закрепления и открытия нового знания.
8. Планируемые результаты:
Предметные: получат элементарные понятия об изменениях в природе в осеннее время года, научатся различать неречевые звуки: шум ветра, шум дождя.
Метапредметные. Регулятивные: – смогут учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в процессе сотрудничества (в том числе вербальном). Познавательные – с помощью учителя будут выделять общее и осмысливать главное. Логические – выделять отличительные особенности пищевых привычек животных леса: кедровка предпочитает питаться кедровыми орехами, белка – грибами. Коммуникативные – оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками в течение всего урока.
Личностные: самоопределение – проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного вербального и наглядного материала. Развивать наблюдательность, внимательность, инициативность.
Коррекционные: активизировать умение воспринимать речевой материал, различать звуки природных явлений: дождя, ветра в записи. Развивать слуховое восприятие в процессе прослушивания текста, формировать произношения.
9. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Ознакомление с окружающим миром» 1 дополнительный класс Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова ФГОС ОВЗ М. : Просвещение 2017, презентация 15 сладов, речевые карточки, предметные картинки с изображением белки, ежа, кедровки, осенних пейзажей, раздаточный материал: грибы, листья, шишки, наглядный материал – индивидуальные карточки для выполнения домашнего задания, индивидуальные слуховые аппараты, зонтик, корзинка, картинки с изображением улыбки в качестве сюрприза «Смайлики», мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=Z0GR_8_wxwQ.
10. Формы организации познавательной деятельности учащихся по технологии В.К. Дьяченко: парная – «учитель-ученик», групповая – «учитель-
ученики», фронтальная «учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса».
11. Формы современных здоровьесберегающих технологий: основа – дидактический сборник «Игровые, здоровьесберегающие технологии на уроках»; «Образовательные технологии 2020: реализация, образование, перспективы», электронное пособие от проекта https://mega-talant.com/school/conference
Технологическая карта
Таблица 1
Этапы урока |
. |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
I этап
|
|
Организационно-мотивационный Тренинговое упражнение для объединения группы «Доброе тепло» |
Использует психотерапевтические и психокоррекционные приёмы. Представляет наглядный материал с речевым сопровождением, направляет внимание |
Слушают учителя, распознают на слух речевой материал, выражают готовность к восприятию материала |
Личностные: управляют своим настроением, выражают положительные эмоции |
Организованность к учебной деятельности, психологическая и эмоциональная готовности к уроку |
|
|
Дыхательная физминутка «Осенние листья»
|
Показывает образец, сопровождает дактилированием |
Ориентируются на показ, считывают с экрана доски речевой материал, хором проговаривают |
Метапредметные: настраиваются на познавательную деятельность, на речевой контакт с учителем |
Создание позитивного настроения |
II этап
|
|
Восприятие музыкального произведения «Осень к нам пришла (Тише, тише, тишина)» Актуализация субъективного опыта. Восприятие речевого материала, хоровое проговаривание, работа с карточками |
Описывает осенние месяцы через представление наглядного материала с экрана |
Осознают, понимают и принимают наглядно-вербальную информацию, считывают речевой материал (индивидуальные речевые карточки) |
Личностные: проявляют старательность, прилежность в процессе восприятия новых слов Метапредметные: знакомятся с признаками, явлениями природы |
Воспитание умения адекватно воспринимать новую информацию, слухозрительную информацию, формирование зрительной, слуховой памяти |
Этапы урока |
. |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
III этап
|
|
Использование и применение полученных ранее знаний (слуховых), представление новых |
Активизирует деятельность для закрепления полученных ранее знаний, а также для получения новых знаний |
Воспринимают наглядный материал на слухоречевой основе. Дифференцируют материал. Открывают новые ощущения |
Регулятивные: различают, распознают и опознают речевые и неречевые звуки Коррекционные: развивают слуховое восприятие, произношение |
Закрепление опорных знаний. Открытие новых знаний. Расширение кругозора. Формирование умения различать речевые и неречевые звучания |
|
|
Игры-упражнения на активизацию слухового восприятия: «Дождик», «Ветер». Восприятие рассказа «Про осень». Игра «Стрелялки» |
Активизирует и развивает слухозрительное восприятие, организует процесс познания окружающего мира звуков, ориентирует детей к поиску информации |
Воспринимают материал на слухозрительной основе, эмоционально реагируют на наглядный материал |
Предметные: определяют и различают понятия: шум дождя, шум ветра Познавательные: – с помощью учителя выделяют и осмысливают информацию |
Развитие органов чувств (зрение, слух) |
|
|
Работа с учебником «Осень в лесу» |
Направляет внимание детей к элементарному диалогу, организует вопросно-ответную систему деятельности |
Принимают участие в элементарном диалоге – вопросно-ответная система, закрепляют понятия: хорошие и плохие грибы |
Познавательные: проявляют готовность к восприятию информации в учебнике и способность отвечать на простые вопросы |
Получают элементарные понятия о природном явлении - осень |
IV этап
|
|
Динамическая пауза (физминутка): «Гриб» |
Показывает порядок действия движений |
Повторяют движения, совершенствуют координацию крупной моторики |
Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение, демонстрируют действия по показу и образцу |
Воспитание готовности и способности к саморазвитию, подражанию |
V этап
|
|
Закрепление материала: «Правила поведения в лесу» |
Активизирует к взаимодействию. Стимулирует к восприятию и пониманию правил поведения в лесу |
Проявляют готовность мыслительной к деятельности. Воспринимают речевую информацию с экрана на слухозрительной основе |
Познавательные: понимают, принимают и осмысливают элементарные правила |
Воспитание ответственного отношения к миру природы |
|
|
Подвижная игра: «Собери дары природы» Интеллектуальная минутка «Раздели урожай» |
Представляет речевой и наглядный материал, организует индивидуальную деятельность по распределению предметов |
Распознают объекты, сравнивают и устанавливают сходства (слухоречевая работа) |
Логические: –знакомятся с многообразием даров природы. Коммуникативные: Вербально взаимодействуют с учителем |
Воспитание любознательности, расширение кругозора |
|
|
Игровое упражнение «Какая картина лишняя» |
Предлагает сравнить, сделать вывод |
Применяют метод сравнения |
Познавательные: выделяют общие признаки осеннего периода |
Развитие наблюдательности, внимательности |
VI этап
|
|
Рефлексия З/С упражнение «Весёлые физминутки» в сказочно-игровой форме. Итог урока метод «Ромашка» |
Стимулирует умение выражать благодарность через сюрпризный момент |
Принимают подарок – улыбку, благодарят выражением речевого этикета «Спасибо» |
Коммуникативные: вербально взаимодействуют, сотрудничают с учителем |
Контроль за результатом речевой деятельности |
VII этап
|
|
Просмотр мультфильма. Дифференцированное домашнее задание |
Стимулирует к выполнению задания. Выражает благодарность за работу на уроке, предлагает дифференцированный материал |
Принимают информацию, получают раздаточный материал для домашнего задания, определяются с выбором |
Коррекционные: распознают речевой материал на слухозрительной основе, пользуются элементарной отражённой речью |
Личная ответственность за результат предметно-практической деятельности |
I. Этап организационно-мотивационный
Тренинговое упражнение для объединения группы «Доброе тепло» (На основе психотерапевтических приёмов. Выполняется под песню «Наступила осень» Слова и музыка: О. Осипова).
Цель: развитие навыков передачи информации посредством тактильного контакта, снятие психологического напряжения перед уроком, сплочение детского коллектива.
Учитель (Далее – У.): Ребята, встанем в круг и возьмёмся за руки, передадим друг другу «душевное тепло». А теперь закроем глаза и ещё раз передадим своё тепло товарищу. (С помощью несильного рукопожатия первый ребёнок передаёт стоящему справа своё «душевное тепло», тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведётся с открытыми глазами, а потом, сначала второго круга, ребята закрывают глаза)
У.: (Слайд №1) Пожалуйста, займите свои места. (Дети садятся за парты)
Осень в гости к нам пришла!
Ах, какая осень, ах, какая!
Вся из жёлтых листьев, золотая!
Если на деревьях листья пожелтели, (Показ картинки)
Если в край далёкий птицы улетели, (Показ картинки)
Если небо хмурое, если дождик льётся – (Показ картинки)
Это время года ОСЕНЬЮ зовётся! (Показ картинки)
Ребята, скажите, какое время года? (Хоровое проговаривание)
У.: (Слайд №2) Посмотрите внимательно, какое время года слева, какое время года справа?
Дети (Далее – Д.): Осень и лето.
У.: Почему вы думаете, что на картине слева – осень, а на картине справа – лето? (Произвольные высказывания детей)
У.: Давайте проверим, правильно ли вы определили? (На экране появляются подтверждающие высказывания детей – текстовые сопровождения: «Осень», «Лето»)
(Слайд №3) Дыхательная физминутка «Осенние листья»
Цель: укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, активизация слухового восприятия.
У.: Ребята, представьте, мы оказались в осеннем лесу. Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а-а! Осиновые: И-и-и-и! Кленовые: О-о-о-о! Дубовые: У-у-у-у!
(Хоровое проговаривание сопровождается дактильной азбукой, дети считывают речевую информацию с экрана)
II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Введение в тему урока. Определение темы урока
(Слайд №4) Восприятие музыкального видео «Осень к нам пришла (Тише, тише, тишина)» (Слова и музыка: Е. Скрипкина)
У.: Осень в гости к нам пришла! Значит, о чём мы сегодня будем говорить? (Произвольные ответы. Педагог помогает формулировать ответы, подводит детей к названию темы урока)
У.: (Слайд №5) Осень состоит из трёх месяцев. Сентябрь – первый месяц осени, его зовут златоцвет, так как трава становится золотистой. В этот месяц природа особенно прекрасна. Золотые и багряные листья создают особую атмосферу. В начале сентября стоят тёплые дни, воздух чистый, в лесу пахнет
грибами. Елизавета считывает с речевой карточки: В сентябре, в сентябре много листьев на земле, жёлтые и красные! Все такие разные! (Н. Язева)
У.: (Слайд №6) Октябрь – середина осенней поры. Опадают листья, идут дожди, может выглянуть яркое солнце, подуть сильный ветер, может и первый снежок пойти. Амир считывает с речевой карточки: В октябре, в октябре частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, замолчал кузнечик. Заготовлены дрова на зиму для печек. (С. Маршак)
У.: (Слайд №7) Ноябрь – последний месяц осени. Небо затянуто облаками, солнышко почти не видно. Идут холодные долгие дожди, в конце ноября выпадает снег. Полина считывает с речевой карточки: Мёрзнет ветер в ноябре, холодом простужен: он на утренней заре встретился со стужей. (Г. Соренкова)
III. Этап использования и применения полученных ранее знаний (слуховых), представление новых
(Слайд №8) Игровое упражнение «Дождик»
Цель: активизация слухового восприятия.
У.: Ребята, пошёл холодный дождь. Вы слышите? (Подхожу ближе к информационной доске, раскрываю зонтик)
У.: Бегите все ко мне, прячьтесь от дождя! Послушайте, как шумит дождь. (Дети прячутся под зонтиком, слушают шум дождя, вспоминают природные звуки, опираясь на жизненный опыт)
(Слайд №9) Игровое упражнение «Ветер»
Цель: активизация слухового восприятия.
У.: Дождик закончился, но поднялся ветер. Какой сильный ветер, послушайте! Ветер вырывает у меня из рук зонтик! Ой-ой-ой! Зонтик улетел. Бегите домой! Дождь и ветер нам не страшны, потому что мы уже в домике. Ребята, что вам больше понравилось из природных звуков – шум дождя или шум ветра? Вы можете их различить? (Дети вспоминают природные звуки, опираясь на жизненный опыт, отвечают на вопросы) А сейчас предлагаю послушать рассказ.
(Слайд №10) Работа с интерактивной доской. «Рассказ про осень» (Слухозрительное восприятие информации)
«Осенью небо серого цвета. Солнце светит не так ярко и меньше прогревает землю. По небу часто плывут тучи и облака. Из них на землю льёт мелкий осенний дождь. Листья на деревьях осенью меняют свой цвет и осыпают землю. Перелётные
птицы готовятся улететь в тёплые края. Звери делают запасы на зиму. Люди стали одеваться теплее, потому что становится всё холоднее. Осень – пора урожая. Люди собирают осенью фрукты и овощи».
Игровое упражнение «Стрелялки»
Цель: стимулировать восприятие текста на слухозрительной основе. (По классу развешены разноцветные стрелки, на которых указаны ответы к вопросам.
Ребята слушают вопрос, ходят по классу, ищут стрелки с готовыми ответами и считывают ответы)
У.: Вы внимательно слушали рассказ? Попробуйте ответить на вопросы.
- Какого цвета небо осенью? (Серого)
- Как светит солнце? (Не так ярко)
- Куда улетают птицы? (В тёплые края)
- Как люди одеваются осенью? (Теплее)
- Что люди собирают осенью? (Овощи, фрукты)
Работа с учебником «Осень в лесу» по вопросно-ответной системе С. 26-27.
У.: Откройте учебники на странице двадцать шестой. Читаем по цепочке.
- Куда пришли ребята?
- Какое время года?
- Почему вы так думаете?
- Что они собирают в лесу? (Произвольные ответы)
- Покажите хорошие грибы, плохие грибы. (Предметно-практическая работа)
IV. Динамическая пауза (физминутка) «Гриб» (Слайд №11)
Цель: снятие утомляемости, преодоление усталости.
Гриша шёл-шёл-шёл, (Дети шагают на месте)
Белый гриб нашёл. (Выполняют хлопки в ладоши)
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок, (Делают наклоны вперёд)
Положил их в кузовок. (Имитируют движения – кладут в кузовок грибы)
У.: Ребята, сейчас и мы, вслед за Гришей отправимся в лес. Но сначала необходимо повторить правила поведения в лесу.
V. Этап закрепления материала «Правила поведения в лесу»
1. Не ходите в лес одни, только с взрослыми.
2. Не шумите в лесу, не кричите. (Считывание правил поведения в лесу с речевых карточек)
У.: Ребята, помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности! Ну что ж, отправляемся в лес! Предлагаю поискать в лесу грибы, шишки и красивые листочки.
(Слайд №12) Подвижная игра: «Собери дары природы»
Цель: совершенствовать координацию движений, развивать ловкость, пространственную ориентировку, активизировать внимание действовать по сигналу.
(Под весёлую музыку О. Осипова «Наступила осень», ребята ходят по «лесу»-классу, собирают грибы, шишки, листья, кладут в корзинку)
У.: Что вы собрали? (Хоровое проговаривание: шишки, листики, грибы) Ах, какой славный урожай вы собрали! Впереди зима холодная, голодная. Тяжело лесным жителям зимой. Поэтому, предлагаю славный урожай разделить между белочкой, ёжиком и кедровкой.
- Что любит белочка?
- Что любит кедровка?
- Что необходимо зимой ёжику? (Произвольные ответы)
(Слайд №13) Интеллектуальная минутка «Раздели урожай»
Цель: развитие логического мышления. (На доске расположены картинки с изображением белки, ёжика и кедровки. Дети прикладывают листья к картинки ёжика, грибов и шишек к картинке с изображением белки, шишек – к картинке с изображением кедровки. Далее сравнивают свои результаты работы с расположением предметов на интерактивной доске. Пояснения педагога)
У.: Белка собирает грибы, нанизывает их на веточки деревьев, они высыхают и всю зиму белочка питается грибами, любит она и орешки. Кедровка питается орешками, а ёжик вырывает между корнями деревьев в земле норку, натаскивает туда листьев и в тёплой «постельке» спит всю долгую зиму.
(Слайд №14) Игровое упражнение «Какая картина лишняя?»
Цель: развитие логического мышления методом исключения лишней картины.
У.: Вы сейчас были в лесу. Что вы там делали? Какие звуки можно услышать в лесу? В какое время года можно собирать в лесу грибы, шишки, разноцветные листья? (Произвольные ответы детей) Посмотрите, перед вами три картины. Какая картина лишняя: первая, вторая или третья? Почему вы так считаете? (Произвольные ответы детей, проверка правильного ответа)
VI. Рефлексия. Здоровьесберегающее упражнение «Весёлые физминутки» в сказочно-игровой форме
Цель: снятие физического напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений.
У.: Оказались мы с лесу, там увидели лису. Вы – проснувшиеся лисята, потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. (Ориентируются на показ педагога) Ой, ребята, там, вдали заяц прыгает и скачет и совсем-совсем не плачет. Попрыгайте как заяц, чтобы стать такими же ловкими и быстрыми. (Ориентируются на показ) Подул ветер, вы превратились в осенние листочки. Полетаем, как оторвавшиеся от дерева листочки. (Ориентируются на показ) Ветер сильно-сильно дует, дует-задувает, шишки с кедра и сосны он в траву бросает. Покажите, как шишки падают на землю? (Приседают, ориентируясь на показ)
Итог урока. Использование метода «Ромашка»
Цель: обеспечение максимальной самостоятельности. (Каждый ребёнок отрывает лепесток от цветка, зачитывает вопрос, относящийся к теме урока, записанный на лицевой стороне лепестка, при затруднении обращается к классу за помощью или зачитывает ответ на обратной стороне лепестка)
- Где вы сегодня были?
- Кого видели в лесу?
- Что делали в лесу?
- Куда спрятались от дождя?
- Что подарили белочке?
- Что подарили кедровке?
- Что подарили ёжику?
У.: Ребята, вы молодцы, храбрецы и смельчаки! Внимательно слушали, правильно говорили, без ошибок читали, все старательно работали. Я приготовила для вас сюрприз. (Вручение карточек-смайликов с изображением улыбки)
VII. Дифференцированное домашнее задание (Слайд №15)
Цель: учёт и сохранение индивидуальности каждого ребёнка, обеспечение максимальной самостоятельности, реализация личностного потенциала, устранение перегрузки при выполнении задания.
У.: Ребята, предлагаю всем посмотреть «Времена года. Мультик про осень» https://www.youtube.com/watch?v=Z0GR_8_wxwQ, а потом выполнить практическое задание. Каждый выбирает задание самостоятельно.
1-ый уровень. Выберите любую карточку. Нарисуйте с правой стороны по образцу осенние листья, карандашами, гуашью – на ваш выбор. Старайтесь!
2-ой уровень. Боровики соберите в корзину, а мухоморы зачеркните. Найдите две одинаковые шишки и обведите их. Будьте внимательны!
3-ий уровень – лингвистический. (Показ картинки). На этой картинке из мультфильма, который вы будете смотреть, изображена осень. Подберите к слову осень выражения, описывающее это время года. Желаю творческих успехов!
Интернет-источники:
1. https://givnost.ru/kedrovka-ptica-opisanie-osobennosti-vidy-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-kedrovki/
2. https://superpower2.ru/procedury-dlya-krasoty-volos/zapasaet-li-ezhik-edu-na-zimu-kak-gotovitsya-k-zime-zh/
3. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-osen.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-po-teme-osen.html
5. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8489-pravila-povedeniya-v-lesu-dlya-detej-pamyatka.html
6. https://melodia.space/zvuki-dojdia.html
7. http://boobooka.com/zvuki/zvuki-prirody/zvuk-vetra/
8. http://ra-cvet.spb.ru/image/537-19.html
9. https://www.chitaitext.ru/novosti/v-permskom-krae-ozhidaetsya-silnyy-veter/
10. http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/10_october_06.shtml
11. https://vk.com/video-51655162_166769427
12. https://ru.depositphotos.com/167919844/stock-photo-gathering-of-mushrooms.html
13. http://detochki-doma.ru/detskie-pesni-pro-osen/
14. https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-sentyabr.html
15. https://stihomaniya.ru/2014/08/stihi-pro-noyabr-osen.html
16. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.