Конспект урока Технологическая карта
Дата: 24.09.2019 Раздел: азбука Класс: 1 «А» |
Тема урока: Ударение. Словообразующая роль ударения Тип урока: обобщения и систематизации знаний Форма урока: фронтальная |
||
Цели: Совершенствовать знания о понятии «ударение», выделять ударный слог в слове. |
Задачи: 1. Обучающие: обобщить и закрепить навыки постановки ударения в словах, доказывать правильность своего выбора. 2. Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь, формировать опыт работы с учебником, развивать речь, мышление, воображение. 3. Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы, мотивацию к учению. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • Усвоение правил ударения в словах; • Умение правильно ставить ударение с учетом особенностей слогов и изученных правил. |
Метапредметные: • Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения. • Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. • Работать в паре и оценивать товарища.
|
Личностные: • Развивать познавательный интерес к русскому языку. • Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении полученных знаний. |
|
Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, рабочие тетради, компьютер, презентация. |
|||
План урока |
|||
Этапы урока |
Методы |
Время |
|
Организационный момент |
Словесный |
1 мин |
|
Минутка чистописания |
Словесный, практический, наглядный |
5 мин |
|
Актуализация знаний |
Практический, словесный, наглядный |
8 мин |
|
Физкультминутка |
Словесный |
2 мин |
|
Закрепление изученного материала |
Словесный, практический |
25 мин |
|
Итог |
Словесный |
3 мин |
|
Рефлексия |
Словесный |
1 мин |
|
Эскиз доски |
|||
|
24 сентября. Классная работа. |
|
|
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Здравствуйте дети, присели! А сейчас для того, чтобы нам настроиться на урок повторяем за мной, я говорю мы, а дальше мы слово говорим вместе. |
Слушают учителя.
|
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! |
Повторяют за учителем. |
Молодцы. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа в тетрадь. Но для начала скажите мне, сколько строчек нужно отступить от предыдущей работы? |
Две строки. |
Отступаем две строки вниз и записываем: «Одиннадцатое апреля. Классная работа». |
Записывают число. |
Минутка чистописания |
|
Включиться в работу нам поможет минутка красивого письма. На доске мы видим две строчные буквы у, з. |
Слушают учителя смотрят на доску. |
С какой буквы начинается слово ударение? |
С буквы у. |
Правильно. Почему эти буквы встретились вместе? |
Потому что в этих буквах есть одинаковые элементы. |
Какие же у нас одинаковые элементы у двух букв? |
Одинаковые элементы петля. |
Итак, начинаем писать букву строчную у, положили палец сначала строки отметили себе красную строку точкой и начали записывать букву у, отступая мизинец после каждой буквы, строчная у имеет два элемента в своём составе: наклонную палочку с закруглением внизу и нижнюю петлю |
Прописывают букву у. |
Ребят, а скажите пожалуйста, какие ещё буквы у нас есть с таким элементом как петелька? |
В, д. |
На следующей строке придумали слово, которое начинается на букву у и записали его, отметив ударение. |
Любое слово придумывают и отмечают ударение. |
Затем, на следующей строке, приложили палец, отметили красную строку точкой и прописали откладывая мизинец букву з. |
Прописывают з. |
На следующей строке придумали слово, которое начинается на букву з и записали его, отметив ударение. |
Любое слово придумывают и отмечают ударение. |
Посмотрите пожалуйста на доску, как вы думаете кто это?
(Слайд 1) |
Сорока. |
Записали себе в тетрадь на новой строке новое словарное слово сорока, отступили красную строку, приложив палец и пометив точкой. |
Записали слово сорока. |
Какая орфограмма присутствует у нас здесь? Где мы можем сделать ошибку? |
Безударная гласная в корне слова. Написать букву а, вместо буквы о. |
Почему? |
Слышим а, пишем о. |
Записали рядом со словом сорока [сарока]. с — [с] — согласный, глухой, твёрдый. о — [а] — гласный, безударный. р — [р] — согласный, звонкий (всегда звонкий), твёрдый. о — [о] — гласный, ударный. к — [к] — согласный, глухой, твёрдый. а — [а] — гласный, безударный. |
Записывают транскрипцию. |
Сколько букв и звуков в слове ворона? |
В слове 6 букв и 6 звуков. |
Актуализация знаний |
|
Что такое ударение? |
Выделение в слове голосом одного из слогов. |
Какую роль выполняет ударение? |
Важную. Иногда ударение изменяет значение слова. |
В каких словах не ставится ударение? |
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё. |
Приведите мне пример двух односложных слов, в которых не ставится ударение? |
Лес, шар, май, мыс, мел, кит и т.д. |
Приведите мне пример слов с буквой ё? |
Актёр, свёкла, вахтёр и т.д. |
Внимание на доску, перед вами слова: замок, мука, стрелки, выкупать. Сейчас мы с вами выполним интересное задание. Вам нужно изменить в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово.
(Слайд 2) |
Замок, мука, стрелки, выкупать. |
Молодцы, вы справились с заданием. Внимание на доску. Прочитайте стихотворение и скажите в каких словах не поставлен знак ударения?
(Слайд 2) |
Гриб, растёт, на. |
Почему в этих словах мы не ставим ударение? |
Потому что есть слова односложные и слово с буквой ё. |
Физкультминутка |
|
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки). |
|
Закрепление изученного материала |
|
Учебник, страница 42. Упражнение 6. Прочитай. Мы из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Но… по-разному нас слышат. |
Слушают учителя. |
Кто автор данного стихотворения? |
Я. Козловский. |
О каких словах говорится в стихотворении? |
О словах ударения. |
Следующее упражнение 7. Прочитай слова. Что обозначает каждое из них?
Замок, атлас, стрелки; Замок, атлас, стрелки. |
Говорят о значении каждого слова. |
Что нам помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова? |
Ударение. |
Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение. (на доске с учителем) |
Записывают слова. |
Упражнение 8. Найди в толковом словаре (с. 138) слова атлас и атлас. Прочитай, что обозначают эти слова. |
В СЛОВАРЕ читают значение слов. |
Устно составь предложение с любым из этих слов. (например, атлас очень большой и интересный) |
Варианты ответов учащихся. |
Страница учебника 43. Упражнение 9. Прочитай. Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл.
Приучить сороку одна морока, А сорок сорок – сорок морок. |
Сорок сорок (так как, сорока – птица, сорок – число). |
Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки? |
Если у тебя одна проблема и тебе её трудно решить. То не надо |
|
ждать покамись она сама решится ,потому что их может накопиться к примеру сорок и ты уже ничего с ними не сможешь сделать. |
Спиши скороговорку. Проверь себя. |
Списывают скороговорку. |
Упражнение 10. Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово. |
Зин, вит, ним, рим, ком, свёк, бан, тор, ка, вель, фёр, си. |
Как ты думаешь, почему слова разбиты на группы именно так? |
Потому что, в первом столбце ударение в на последнем слоге, во втором на первом, третий – в середине слова. |
Спиши слова. Обозначь в них ударение. Запомни произношение этих слов. |
Списывают слова. |
В каких словах ударение не поставим? Почему? |
Свёкла, шофёр. Буква ё. |
Придумай предложение с любым словом. |
Варианты ответов учащихся. |
Итог |
|
Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? |
Ставили ударение в словах. |
Скажите мне как мы ставим ударение в словах? |
Выделяем в слове голосом одного из слогов. Слог . |
По какому правилу мы переносим слова? |
Слова переносятся с одной стороны на другую по слогам. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. |
В каких словах мы не ставим ударение? |
В словах односложных и с буквой ё. |
Какое новое словарное слово мы с вами сегодня узнали? |
Сорока. |
Рефлексия |
|
Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого. Поднимите цветочки те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей. Тот, кто ничего не понял и не достиг своих целей поднимет белый квадратик. Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно. |
Поднимают цветочки (кружочки). |
Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания! |
|
Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2013 г., Канакина, В. П. Горецкий, В. Г. «Русский язык», 1класс |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.