Урок открытия нового знания по теме: "Ударение"

  • Документация
  • pdf
  • 25.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1 класс
Иконка файла материала Ударение. Словообразующая роль ударения. Урок 11.04.pdf

Конспект урока Технологическая карта

Дата: 24.09.2019

Раздел: азбука

Класс: 1 «А»

Тема урока: Ударение. Словообразующая роль ударения

Тип урока: обобщения и систематизации знаний Форма урока: фронтальная

Цели: Совершенствовать знания о понятии «ударение», выделять ударный слог в слове.

Задачи:

1.      Обучающие: обобщить и закрепить навыки постановки ударения в словах, доказывать правильность своего выбора.

2.      Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь, формировать опыт работы с учебником, развивать речь, мышление, воображение.

3.      Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы, мотивацию к учению.

Планируемые результаты

Предметные:

      Усвоение правил ударения в словах; 

      Умение правильно ставить ударение с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Метапредметные:

      Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения.

      Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

      Работать в паре и оценивать товарища.

 

Личностные:

      Развивать познавательный интерес к русскому языку.

      Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

      Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении полученных знаний.

Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, рабочие тетради, компьютер, презентация.

План урока

Этапы урока

Методы

Время

Организационный момент

Словесный

1 мин

Минутка чистописания

Словесный, практический, наглядный

5 мин

Актуализация знаний

Практический, словесный, наглядный

8 мин

Физкультминутка

Словесный

2 мин

Закрепление изученного материала

Словесный, практический

25 мин

Итог

Словесный

3 мин

Рефлексия

Словесный

1 мин

Эскиз доски

 

24 сентября.

Классная работа.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте дети, присели! А сейчас для того, чтобы нам настроиться на урок повторяем за мной, я говорю мы, а дальше мы слово говорим вместе.

Слушают учителя.

 

 

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Повторяют за учителем.

Молодцы. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа в тетрадь. Но для начала скажите мне, сколько строчек нужно отступить от предыдущей работы?

Две строки.

Отступаем две строки вниз и записываем: «Одиннадцатое апреля. Классная работа».

Записывают число.

Минутка чистописания

Включиться в работу нам поможет минутка красивого письма. На доске мы видим две строчные буквы у, з.

Слушают учителя смотрят на доску.

С какой буквы начинается слово ударение?

С буквы у.

Правильно. Почему эти буквы встретились вместе?

Потому что в этих буквах есть одинаковые элементы.

Какие же у нас одинаковые элементы у двух букв?

Одинаковые элементы петля.

Итак, начинаем писать букву строчную у, положили палец сначала строки отметили себе красную строку точкой и начали записывать букву у, отступая мизинец после каждой буквы, строчная у имеет два элемента в своём составе: наклонную палочку с закруглением внизу и нижнюю петлю

Прописывают букву у.

Ребят, а скажите пожалуйста, какие ещё буквы у нас есть с таким элементом как петелька?

В, д.

 

На следующей строке придумали слово, которое начинается на букву у и записали его, отметив ударение.

Любое слово придумывают и отмечают ударение.

Затем, на следующей строке, приложили палец, отметили красную строку точкой и прописали откладывая мизинец букву з.

Прописывают з.

На следующей строке придумали слово, которое начинается на букву з и записали его, отметив ударение.

Любое слово придумывают и отмечают ударение.

Посмотрите пожалуйста на доску, как вы думаете кто это? 

 

 

(Слайд 1)

Сорока.

Записали себе в тетрадь на новой строке новое словарное слово сорока, отступили красную строку, приложив палец и пометив точкой.

Записали слово сорока.

Какая орфограмма присутствует у нас здесь? Где мы можем сделать ошибку?

Безударная гласная в корне слова. Написать букву а, вместо буквы о.

Почему?

Слышим а, пишем о.

Записали рядом со словом сорока [сарока]. с — [с] — согласный, глухой, твёрдый. о — [а] — гласный, безударный. р — [р] — согласный, звонкий (всегда звонкий), твёрдый. о — [о] — гласный, ударный.

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый. а — [а] — гласный, безударный.

Записывают транскрипцию.

Сколько букв и звуков в слове ворона?

В слове 6 букв и 6 звуков.

Актуализация знаний

Что такое ударение?

Выделение в слове голосом одного из слогов.

Какую роль выполняет ударение?

Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.

 

В каких словах не ставится ударение?

Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.

Приведите мне пример двух односложных слов, в которых не ставится ударение?

Лес, шар, май, мыс, мел, кит и т.д.

Приведите мне пример слов с буквой ё?

Актёр, свёкла, вахтёр и т.д.

Внимание на доску, перед вами слова: замок, мука, стрелки, выкупать. Сейчас мы с вами выполним интересное задание. Вам нужно изменить в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово.

 

 

(Слайд 2)

Замок, мука, стрелки, выкупать.

Молодцы, вы справились с заданием. Внимание на доску. Прочитайте стихотворение и скажите в каких словах не поставлен знак ударения?

 

 

(Слайд 2)

Гриб, растёт, на.

 

Почему в этих словах мы не ставим ударение?

Потому что есть слова односложные и слово с буквой ё.

                                                                                                                                                 Физкультминутка

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки).

 

Закрепление изученного материала

Учебник, страница 42. Упражнение 6. Прочитай.  Мы из русской речи,  Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Но… по-разному нас слышат.

Слушают учителя.

Кто автор данного стихотворения?

Я. Козловский.

О каких словах говорится в стихотворении?

О словах ударения.

Следующее упражнение 7.  Прочитай слова. Что обозначает каждое из них?

 

Замок, атлас, стрелки;

Замок, атлас, стрелки.

Говорят о значении каждого слова.

Что нам помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?

Ударение.

Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение. (на доске с учителем)

Записывают слова.

Упражнение 8. Найди в толковом словаре (с. 138) слова атлас и атлас. Прочитай, что обозначают эти слова.

В СЛОВАРЕ читают значение слов.

Устно составь предложение с любым из этих слов. (например, атлас очень большой и интересный)

Варианты ответов учащихся.

Страница учебника 43. Упражнение 9. Прочитай. Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл.

 

Приучить сороку одна морока, А сорок сорок – сорок морок.

Сорок сорок (так как, сорока – птица, сорок – число).

Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки?

Если у тебя одна проблема и тебе её трудно решить. То не надо

 

 

ждать покамись она сама решится ,потому что их может накопиться к примеру сорок и ты уже ничего с ними не сможешь сделать.

Спиши скороговорку. Проверь себя.

Списывают скороговорку.

Упражнение 10.  Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово.

Зин, вит, ним, рим, ком, свёк, бан, тор, ка, вель, фёр, си.

Как ты думаешь, почему слова разбиты на группы именно так?

Потому что, в первом столбце ударение в на последнем слоге, во втором на первом, третий – в середине слова.

Спиши слова. Обозначь в них ударение. Запомни произношение этих слов.

Списывают слова.

В каких словах ударение не поставим? Почему?

Свёкла, шофёр. Буква ё.

Придумай предложение с любым словом.

Варианты ответов учащихся.

Итог

Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

Ставили ударение в словах.

Скажите мне как мы ставим ударение в словах?

Выделяем в слове голосом одного из слогов. Слог .

По какому правилу мы переносим слова?

Слова переносятся с одной стороны на другую по слогам. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным.

В каких словах мы не ставим ударение?

В словах односложных и с буквой ё.

Какое новое словарное слово мы с вами сегодня узнали?

Сорока.

Рефлексия

Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого.  Поднимите цветочки те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей.

Тот, кто ничего не понял и не достиг своих целей поднимет белый квадратик.

Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно.

Поднимают цветочки (кружочки).

Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания!

 

Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных организаций. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2013 г.,

Канакина, В. П. Горецкий, В. Г. «Русский язык», 1класс