1.Урок русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями жи- ши» (1 класс) Система Л.В.Занкова. Категория «Начальная школа» Номинация – Русский язык
2. Выполнила ФИЛИППОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА, учитель начальных классов
3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 города Ижевска
Электронный адрес filippоvasveta68@mail.ru
4.Презентация и конспект урока русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова. Разработка может быть использована по другим УМК.
Урок русского языка по теме «Буквосочетания ЖИ-ШИ» (1 класс)
Технологическая карта урока по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ"
Тема |
Правописание буквосочетаний жи–ши |
Педагогические цели |
Способствовать
формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши; |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые |
Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета |
Личностные |
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
Универсальные |
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий |
Основное
содержание темы, понятия |
Правописание буквосочетаний жи–ши. Орфограмма |
Образовательные |
Плакат с девизом урока, карточки с буквами Ж.Ш, компьютер, проектор, презентация , рейбуки с тестовым заданием, карточки с текстом, записи на доске, учебник «Русский язык» 1 класс Ч.2 Полякова А.В., справочник «Моя шкатулка» Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. |
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Мотивирование
к учебной |
Фронтальный. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Доброе, доброе, доброе утро! Девиз нашего урока: Ум и сердце в работу вложи. Каждой минутой своей дорожи. Думай, старайся, красиво пиши! |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
II. Чистописание |
Игровой
Индивидуальная. Практический. Письмо |
Целый час жужжит уже (в старину называлась - живете) Назовите характеристику звука – согласный парный, шипящий, звонкий, всегда твёрдый. Для шипенья
хороша |
Отгадывают букву
Выполняют письмо по образцу
Оценивают написание букв |
Умения коллективно произносить слова хором.
Вырабатывают каллиграфический почерк |
Правильное написание
|
III. Актуализация знаний учащихся.
|
Индивидуальный, беседа |
Задание: Составьте и запишите слоги с буквами Ж, Ш, используя гласные а и у е ы жа ша жи ши жу шу же ше -Сколько всего слогов у вас получилось? - Почему не можем записать 10 слогов? Оцените работу. - О чём пойдёт речь на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают себя. |
Опираются на свои знания о согласных шипящих звуках. Повторяют правила о написании буквосочетаний ЖИ-ШИ
|
Фронтальная беседа.
У кого 8 слогов – поставьте на полях +. |
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. Работа со справочником |
-Определите тему урока. - Что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетаний жи-ши? - Чем будем заниматься?- Определить главные слова цели урока.Поможет словарь целеполагания с. 6. Из Азбуки знаем, что эти звуки всегда твердые, их ничто не смягчает, а пишем букву и, которая показывает на мягкость согласного звука. - Что же получается, слышим ы, произносим ы, а пишем и? - Кто же это придумал? - Кто создал такую проблему? |
Формулируют тему урока с помощью учителя. -Буквосочетания ЖИ-ШИ. Работают в справочниках. - Формулируют цель с помощью терминов: писать, применять правило |
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
V.
Усвоение 1.Сообщение
2. Правописание Буквосочетаний жи–ши
3.Работа в группах
Физминутка |
Фронтальный, индивидуальный. Словесный. Чтение, беседа. |
- Я просила ребят найти ответ на сложный вопрос.
- Нам остаётся подчиниться правилу и упражняться в написании. - Отгадайте загадку. По тропинке весь в иголках Прокатился шарик колкий. Не видать ни рук, ни ножек Ну, конечно это – ёжик. К нам на урок пришёл Федя Солнышкин. Он не просто так явился. Задание принес – Составить слова и записать (мыши, камыши, ежи, ландыши, жирафы, животы)
РАФЫ МЫ Е ЖИ ШИ КАМЫ ЛАНДЫ ВОТЫ - Как мы написали все эти слова? - Назовите слова, в которых 2 слога. Мыши, ежи - Как можно назвать одним словом? (животные). Что они называют? - Какая связь существует между этими животными? (ежи охотятся на мышей). Следующее задание. Видимо рассказ печатал ученик, не знающий правила, которые знаете вы! Какое это правило? - Исправить ошибки: зачеркнуть, сверху написать верную букву. - Сосчитать, сколько ошибок нашли. - На какое правило оказались все слова с ошибками? - Что нового узнали о ежах? - Иногда люди, повстречав в лесу ежа, ловят его и приносят домой. - Стоит ли это делать? Почему? |
Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. (Слова на доску). В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И, и внесли это как орфограмму в русский язык.
ЖИ-ШИ пиши с И.
поставить на полях +, если сделано правильно |
Анализируют услышанное, устанавливают причинно-следственные связи.
Запоминают формулировки орфограмм.
|
Упражнение. правило. |
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в парах. |
Фронтальная работа, индивидуальная. Словесный |
- Кто ещё охотиться за мышами? У моей подруги есть замечательный друг (кот). Запишем предложение под диктовку. Жил у Маши пушистый кот Рыжик. Встретились ли орфограммы? - Проверьте написание. Если всё правильно (на полях + оценить)
Рассказ учителя. Оказывается, коты и кошки очень преданные животные. В Мурманске, возле Семёновского озера стоит бронзовый памятник коту Семёну. Мурманская семья потеряла кота, возвращаясь из отпуска. Но животное, преодолев 2 тысячи километров, вернулось к хозяевам через 6 лет. Можно заветное желание прошептать коту, потереть между ушками – оно обязательно исполнится. А вот в другом городе, в Тюмени сооружен памятник сибирским кошкам, которые спасли экспонаты знаменитого музея – Эрмитаж в Санкт-Петербурге. (Первый кот – из Тюмени – Амур). В годы блокады 1 кг хлеба стоил 50 рублей, а котёнок 500 рублей (в 10 раз больше). Кот – слухач – предсказывал налёты фашистских самолётов громким мяуканьем. В России много городов, в которых есть памятники. Кто заинтересуется данной информацией, смогут добыть в дополнительных источниках. А сейчас поработаем в парах. · Задание – пройти тренажёр по нашей теме Кто прошел до оценивания на полях нарисуйте + |
.
Объясняют и выделяют орфограммы. Оценивают себя (поставить на полях +, если сделано правильно, если есть ошибки-!)
Слушают
|
Осуществляют классификацию слов по орфограммам. |
Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
- Подчитайте кружочки на полях. Сколько набрали? - Нарисуйте шкалу самооценки. Критерии – активность (успешность). Сумели мы применить правило? Сумели мы правильно написать? (Достигли цели?). - У меня есть замечательные буквы и ы Встаньте и подойдите к букве, которую вы выбираете. - Почему выбрали и? - Почему выбрали ы? - Садитесь! - Внимание на экран. крыши стрижи куча живёт - Какое слово лишнее? Почему? О сочетаниях ча – ща мы будем говорить на следующем уроке. - Кому скажем спасибо за урок? - Спасибо за работу! |
Отвечают на вопросы учителя в зависимости от своего состояния, впечатления от урока |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по
вопросам. Саморе- |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.