урок письма в 1 классе по теме "ЖИ-ШИ пиши с буквой и"

урок письма в 1 классе по теме "ЖИ-ШИ пиши с буквой и"

docx
15.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Karta uroka.docx

 

 

1.Урок русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями жи- ши»   (1 класс) Система Л.В.Занкова. Категория «Начальная школа» Номинация – Русский язык                

2. Выполнила   ФИЛИППОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА, учитель начальных классов

3.  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №76 города Ижевска

Электронный адрес filippоvasveta68@mail.ru

4.Презентация и конспект урока русского языка  в 1 классе по системе Л.В.Занкова. Разработка может быть использована по другим УМК.                                                                  

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка по теме «Буквосочетания ЖИ-ШИ» (1 класс)

Технологическая карта урока по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ"

Тема

Правописание буквосочетаний жи–ши

Педагогические цели

Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи–ши
развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, память, речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать самостоятельность в работе.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые 
результаты 
(предметные)

Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета

Личностные 
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Универсальные 
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание темы, понятия 
и термины

Правописание буквосочетаний жи–ши. Орфограмма

Образовательные 
ресурсы

Плакат с девизом урока, карточки с буквами Ж.Ш, компьютер, проектор, презентация , рейбуки с тестовым заданием, карточки с текстом, записи на доске, учебник «Русский язык» 1 класс Ч.2 Полякова А.В., справочник «Моя шкатулка» Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д.

 

 

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Доброе, доброе, доброе утро! Девиз нашего урока:

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи.

Думай, старайся, красиво пиши!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание

Игровой

 

 

 

 

Индивидуальная.

Практический. Письмо

 Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
Ж

(в старину называлась - живете) Назовите характеристику звука – согласный парный, шипящий, звонкий, всегда твёрдый.

Для шипенья хороша
В алфавите буква ...
Ш.             Назовите характеристику звука -  согласный парный, шипящий, глухой, всегда твёрдый.

Отгадывают букву

 

 

 Выполняют письмо

по образцу

 

Оценивают написание букв

Умения коллективно произносить слова хором.

 

 

Вырабатывают каллиграфический почерк

 

 

Правильное написание

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация знаний учащихся.

 

Индивидуальный, беседа

 Задание: Составьте и запишите слоги с буквами Ж, Ш, используя гласные а   и    у    е   ы

жа  ша жи   ши  жу    шу     же    ше

-Сколько всего слогов у вас получилось?

- Почему не можем записать 10 слогов?

Оцените работу.

- О чём  пойдёт речь на уроке?

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Оценивают себя.

Опираются на свои знания о согласных шипящих звуках.

Повторяют правила о написании буквосочетаний ЖИ-ШИ 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

У кого 8 слогов – поставьте на полях +.

IV. Постановка учебной задачи

 Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа.

Работа со справочником

-Определите тему урока.

 - Что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетаний жи-ши?

- Чем будем заниматься?- Определить главные слова цели урока.Поможет словарь целеполагания с. 6.

Из Азбуки знаем, что эти звуки всегда твердые, их ничто не смягчает, а пишем букву и, которая показывает на мягкость согласного звука.

    - Что же получается, слышим ы, произносим ы, а пишем и?

    - Кто же это придумал?

- Кто создал такую проблему?

Формулируют тему урока с помощью учителя.

-Буквосочетания ЖИ-ШИ.

Работают в справочниках.

- Формулируют цель с помощью терминов:

писать,  применять правило       

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 

V. Усвоение 
новых знаний 
и способов 
действий.

1.Сообщение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правописание

Буквосочетаний жи–ши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Фронтальный,

индивидуальный.

Словесный. Чтение, беседа.

- Я просила ребят найти ответ на сложный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Нам остаётся подчиниться правилу и упражняться в написании.

  - Отгадайте загадку.

   По тропинке весь в иголках

   Прокатился шарик колкий.

   Не видать ни рук, ни ножек

   Ну, конечно это – ёжик.

К нам на урок пришёл  Федя Солнышкин.

Он не просто так явился.

Задание принес – Составить слова и записать (мыши,  камыши, ежи, ландыши, жирафы, животы)

 

РАФЫ                 МЫ                             Е        ЖИ         ШИ       КАМЫ                      ЛАНДЫ                     ВОТЫ

- Как мы написали все эти слова?

- Назовите слова, в которых 2 слога.

 Мыши, ежи

- Как можно назвать одним словом? (животные). Что они называют?

    - Какая связь существует между этими животными? (ежи охотятся на мышей).

Следующее задание. Видимо рассказ печатал ученик, не знающий правила, которые знаете вы! Какое это правило?

    - Исправить ошибки: зачеркнуть, сверху написать верную букву. - Сосчитать, сколько ошибок нашли.

- На какое правило оказались все слова  с ошибками?

     - Что нового узнали о ежах?

     - Иногда люди, повстречав в лесу ежа, ловят его и приносят домой.

     - Стоит ли это делать? Почему?

  Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал,  что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю.  (Слова на доску). 

 В современном  русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились,  что жи и ши будем писать с И,  и внесли это как орфограмму в русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИ-ШИ пиши с И.

 

 

поставить на полях +, если сделано правильно

Анализируют услышанное, устанавливают причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

Запоминают формулировки орфограмм.

 

 

 

 

Упражнение. правило.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Фронтальная работа,

индивидуальная.

Словесный

- Кто ещё охотиться за мышами?

У моей подруги есть замечательный друг (кот).

  Запишем предложение под диктовку.

Жил у Маши пушистый кот Рыжик.

Встретились ли орфограммы?

- Проверьте написание. Если всё правильно (на полях + оценить)

 

Рассказ учителя.

Оказывается, коты и кошки очень преданные животные.

В Мурманске, возле Семёновского озера стоит бронзовый памятник коту Семёну. Мурманская семья потеряла кота, возвращаясь из отпуска. Но животное, преодолев 2 тысячи километров, вернулось к хозяевам через 6 лет. Можно заветное желание прошептать коту, потереть между ушками – оно обязательно исполнится.

А вот в другом городе, в Тюмени сооружен памятник сибирским кошкам, которые спасли экспонаты знаменитого музея – Эрмитаж в Санкт-Петербурге. (Первый кот – из Тюмени – Амур).

В годы блокады 1 кг хлеба стоил 50 рублей, а котёнок 500 рублей (в 10 раз больше).

Кот – слухач – предсказывал налёты фашистских самолётов громким мяуканьем.

  В России много городов, в которых есть памятники. Кто заинтересуется данной информацией, смогут добыть в дополнительных источниках.

А сейчас поработаем в парах.

·   Задание – пройти тренажёр по нашей теме

Кто прошел до оценивания на полях нарисуйте +

 

 

 

.

 

 

Объясняют и выделяют орфограммы.

 Оценивают себя  (поставить на полях +, если сделано правильно, если есть ошибки-!)

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают совместно, оценивают себя

Осуществляют классификацию слов по орфограммам.

Упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Подчитайте кружочки на полях. Сколько набрали?

- Нарисуйте шкалу самооценки. Критерии – активность (успешность).

Сумели мы применить правило?

Сумели мы  правильно написать? (Достигли цели?).

       - У меня есть замечательные буквы   и    ы

Встаньте и подойдите к букве, которую вы выбираете.

       - Почему выбрали  и?

       - Почему выбрали  ы?

       - Садитесь!

       - Внимание на экран.

          крыши

          стрижи

          куча

          живёт

        - Какое слово лишнее? Почему?

О сочетаниях ча – ща мы будем говорить на следующем уроке.

        - Кому скажем спасибо за урок?

        - Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы учителя в зависимости

от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)