Урок 3. Звезды и созвездия.
Небесные координаты. Звездные карты
Цели урока
Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы.
Метапредметные: формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде.
Предметные: формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.
Основной материал
Определение понятия «звездная величина».
Введение понятия «созвездие».
Экваториальная система координат, точки и линии на небесной сфере.
Методические акценты урока. После завершения выступлений групп (по итогам предыдущего урока) обсудим результаты выполнения практических заданий, предложенных к самостоятельному выполнению. В качестве интеллектуальной разминки на этапе актуализации знаний предложим следующие вопросы:
· Можно ли использовать горизонтальную систему координат для создания карты звездного неба? Обоснуйте ответ.
· Увеличивает ли телескоп видимые размеры звезд? Ответ поясните.
· Обоснуйте, почему для работы в наземных условиях используются только оптические и рентгеновские телескопы.
Для перехода к теме урока будем опираться на опыт учащихся по наблюдению звездного неба и в ходе беседы сформулируем вопросы урока, позволяющие отличать звезды на небесной сфере при на- блюдении невооруженным глазом: как сравнить индивидуальные различия звезд по потоку света? Как объединить в группы звезды, учитывая постоянство места расположения относительно друг друга? При ответе на данные вопросы разобьем класс на две группы, в каждой из которых учащиеся работают самостоятельно с учебником. Группе 1 предлагаем найти ответ на первый проблемный вопрос урока, следуя представленной последовательности шагов.
· Запишите определение понятия «освещенность». Сколько примерно звезд можно видеть на небе?
· Каким термином в астрономии обозначают освещенность? В чем она измеряется?
· Кто и когда впервые разделил звезды по рассматриваемой характеристике на шесть звездных величин?
· Как зависит от яркости обозначение звезд в созвездиях?
· Во сколько раз отличается поток света звезды первой звездной величины от потока света звезды второй звездной величины? Какова разность в значениях потока света при отличии в пять звездных величин?
· Что означает отрицательная звездная величина? Почему во времена Гиппарха невозможно было введение нулевой или отрицательной звездной величины; десятой звездной величины? Какова звездная величина объектов с предельно различимым современными телескопами потоком света?
Группа 2, отвечая на второй проблемный вопрос урока, самостоятельно знакомится с общим содержанием подвижной карты звездного неба, которая может быть распечатана на листе формата А4, и находим ответы на следующие вопросы:
· Определите понятие «созвездие» в современной трактовке.
· С какой целью и по какому принципу в древности звезды объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности?
· Чем обусловлено и каковы особенности изменения вида звездного неба в течение суток?
· Каков принцип построения карты звездного неба?
· Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?
Изучив названия созвездий, представленных на звездных картах, а также познакомившись с собственными названиями некоторых звезд, сделаем вывод о причинах, обусловивших их появление.
После выполнения самостоятельной работы учащиеся представляют результаты, при этом остальная часть класса либо сопоставляет данные результатов с собственной работой, либо, опираясь на выступление сверстников, составляет конспект выступления.
После защиты своей работы группой 1 необходимо выполнить фронтально следующие задания: вопросы № 4, 5 к § 3, упражнение 2 (3).
В ходе представления результатов работы группой 2 следует обратить внимание, что русское слово
«созвездие», вероятно, родилось как перевод латинского слова constellatio — «группа звезд». До начала XVII в. широко использовалось слово «астеризм» в значении «созвездие», но позже его потеснил термин constellatio, и астеризмами стали называть, как правило, более мелкие группы звезд — части созвездий, фигуры из ярких звезд. Примеры самых известных астеризмов — ковш Большой Медведицы, Пояс Ори- она, «буква М» в Кассиопее, Летний треугольник — Вега, Денеб, Альтаир. Некоторые астеризмы состоят из тусклых звезд, например Плеяды в созвездии Тельца.
Названия созвездий и их границы были установлены решениями Международного астрономического союза в 1922—1935 гг. Впредь решено было эти границы и названия 88 выделенных созвездий счи- тать неизменными. При определении границ созвездий астрономы стремились сохранить историческую преемственность и по возможности не допустить по- падания в «чужие» созвездия звезд с собственными именами. Всего таких звезд с собственными имена- ми около трехсот. Большинство имен очень древние. Многие из них имеют арабское происхождение или латинские корни: «хвост льва» — Денебола;
«подмышка гиганта» — Бетельгейзе; «глаз дьявола» — Алголь; «удивительная» — Мира;
«конь» — Мицар; «всадник» — Алькор; «звезда Севера» — Кохаб; «колос» — Спика; «блестя- щий» — Сириус; «множество» — Плеяды; «со- перник Марса» — Антарес.
Далее ставится проблема: можно ли для определе- ния положения звезды нанести на звездную карту горизонтальную систему координат? Когда учащие- ся сделают вывод о зависимости горизонтальной си- стемы координат от местоположения наблюдателя, их внимание обращается на то, что в ходе своего дви- жения светила непрерывно вращаются вокруг во- ображаемого полюса мира, положение которого на небесной сфере почти совпадает с положением По- лярной звезды. Далее вводятся понятия «ось мира»,
«небесный экватор», «небесный меридиан», указы- вается на совпадение оси мира с осью вращения Зем- ли, вводится экваториальная система координат. Следует подчеркнуть, что экваториальная система координат обладает рядом особенностей.
Одна из координат измеряется в часах (прямое восхождение) и может быть только положительной, вторая (склонение) — в градусах и может принимать как отрицательное, так и положительное значение.
Система жестко связывается с положением звезд на небесной сфере, поэтому позволяет составлять звездные карты.
Данная система аналогична географическим координатам (географическая широта и долгота — соответственно склонение и прямое восхождение, земная параллель — небесная параллель, Гринвич- ский меридиан — нулевой круг склонения). Но если географические координаты рассматриваются на реальной земной сферической поверхности, то экваториальные координаты — на воображаемой поверхности небесной сферы.
Несмотря на возможность интерактивной поддержки процесса введения экваториальной системы координат, целесообразнее сначала изобразить их на доске совместно с учащимися, показав, как на плоскости прорисовываются центральные углы, определяющие дуги окружностей — склонения и прямого восхождения.
Важным является определение по заданным координатам светила на звездной карте и обратная операция — определение координат выбранных объектов. Чтобы поддержать учебную мотивацию, важно предоставить учащимся возможность самим вы- брать объекты для определения их координат на небе, а также самостоятельно определить светило по предложенным координатам. Данная работа эффек- тивно выполняется в режиме «мозгового штурма». Можно предложить определение координат следующих светил:
Сириуса ( Большого Пса) — самой яркой звезды неба и самой близкой к Земле из всех нанесенных на школьную карту (9 св. лет);
Возничего — одной из наибольших среди изученных звезд (2 тыс. диаметров Солнца);
Кита — наиболее сходной с Солнцем из окрестных звезд;
β Ориона (Ригель) — самой далекой из нанесенных на карту звезд (1100 св. лет).
На завершающем этапе урока совместно обсудим вопросы учебника и частично выполним задания упражнения 3 учебника.
Домашнее задание. § 2.2; 3; 4; практические задания.
Хотя ни один большой телескоп не повторяет предыдущие, неся в себе новые инженерные элементы, эволюцию крупнейших телескопов можно представить в виде смены нескольких поколений.
Подготовьте презентацию об истории возникновения названий созвездий и звезд.
Найдите на небе группы звезд. Используя карту звездного неба, определите созвездия, к которым они относятся (инструкция к работе с картой приведена в приложении Х учебника). Сравните наблюда- емую картину расположения и видимости отдельных звезд и их расположение на звездной карте. Определите предельное значение звездной величины звезды, которую вы еще можете различать невооруженным глазом.
В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Укажите, по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать. Некоторые планеты кажутся ярче самых ярких звезд, что также может привести к ошибочным наблюдениям. Приведите примеры таких планет и поясните, почему наблюдается данная разница в яркости.
Темы проектов
История происхождения названий ярчайших объектов неба.
Звездные каталоги: от древности до наших дней.
Интернет-ресурсы
http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4. html — Астронет (системы небесных координат).
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ — Единая коллекция цифровых образовательных ре- сурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.