Урок 7. Время и календарь
Цели урока
Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.
Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста.
Предметные: формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время»,
«зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.
Основной материал
Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.
Методические акценты урока. В начале занятия целесообразно обсудить вопросы и задания упражнений 6—7 учебника, которые не были рассмотрены
на предыдущем занятии, и предложить следующие задания.
Найдите на звездной карте созвездие, в котором сегодня находится Солнце.
Лунное затмение наблюдалось 23 марта 2016 г. Когда можно ожидать ближайшее солнечное затмение?
Почему полная фаза лунного затмения продолжается гораздо дольше, чем полная фаза солнечного затмения?
Опишите, как изменилось положение Солнца на небесной сфере с начала учебного года до дня проведения занятия.
Определите географическую широту места наблюдения, если 22 июня Солнце наблюдалось в полдень на высоте 61.
Последняя задача позволяет перейти к теме занятия. Ситуация проблемы определяется тем, какой смысл вкладывается в слово «полдень». В ходе беседы акцентируется внимание на том, что люди используют показания часов, не задумываясь об истин- ном смысле этого понятия. Для актуализации интереса к теме следует в беседе выявить цели измерения времени (хозяйственные, экономические, научные и т. д.). Далее в беседе рассматривают, какие промежутки времени требуются для измерения. Важно подвести учащихся к выводу, что эти промежутки времени ограничиваются как малыми значениями, так и значениями, превышающими по продолжительности жизнь нескольких поколений людей, а иногда и вообще существование жизни на Земле. Далее акцентируют внимание на способах измерения времени. Подводят учащихся к выводу о необходимости использовать для измерения временных промежутков какие-либо периодические процессы или процессы, которые можно повторить. В качестве примеров первых часов можно привести огненные часы, водяные, песочные, солнечные, подчеркнуть их значительную неточность и неравномерность хода. В ходе самостоятельной работы учащихся с учебником предлагается выполнить следующие задания.
Заполните таблицу.
Время |
Определение |
Обозначение и/или формула |
Местное |
|
|
Всемирное |
|
|
Поясное |
|
|
Зимнее/летнее |
|
|
Укажите формулу для определения разницы местного времени в населенных пунктах с известны- ми значениями географических долгот.
Укажите формулу для расчета времени Т в населенном пункте России для известного часового пояса.
Время в Женеве, на окраине которой расположен большой исследовательский центр CERN, отличается от всемирного на 1 ч. Какому часовому поясу принадлежит данный город? Определите, какую разницу составляет местное время данного населен- ного пункта с Москвой. Женева имеет долготу 6,14, Москва — 37,6.
После самостоятельного выполнения заданий следует обратить внимание на бытовое и научное различие понятия «местное время». Далее упоминается эталон точного времени, который позволяет определить секунду как продолжительность 9 192 631 770 переходов между двумя уровнями основного состояния атома цезия-133. При этом можно обнаружить незначительные отклонения от равномерного вращения Земли и вековое замедление этого вращения на 0,0014 с за столетие. Следует упомянуть и линию перемены дат, проходящую по меридиану вблизи северо-восточной границы России.
Далее следует перейти к рассмотрению счета более длительных промежутков времени, акцентируя внимание учащихся, что периодическая смена лунных фаз, а также смена времен года послужили основой для создания первых календарей. Учащимся можно предложить самостоятельную работу.
Заполните таблицу основных понятий.
Понятие |
Определение |
|
Календарь |
|
|
Тропический год |
|
|
Високосный год |
Юлианский календарь |
Григорианский календарь |
|
|
Сравните солнечный и лунный календари, заполнив таблицу.
Календарь |
Лунный |
Солнечный |
Основа для деления на завер- шенные промежутки |
|
|
Соотношение числа дней/часов с тропическим годом |
|
|
Способ корректировки дли- тельности года с длительно- стью тропического года |
|
|
Почему день весеннего равноденствия не всегда приходится на 21 марта?
Заполните таблицу, используя приложение VII, и объясните, почему в датах рождения ученых по старому и новому стилю наблюдается разное количество дней.
Ученый |
Дата рождения |
Основные научные достижения |
|
Старый стиль |
Новый стиль |
||
Э. Галлей |
29.10.1656 |
08.11.1656 |
Предложил метод опре- деления рас- стояния |
Окончание табл.
Ученый |
Дата рождения |
Основные научные достижения |
|
Старый стиль |
Новый стиль |
||
|
|
|
до Солнца — астрономиче- скую единицу. Установил пе- риодичность… |
В. Гершель |
15.11.1738 |
26.11.1738 |
|
Ф. Бредихин |
26.11.1831 |
08.12.1831 |
|
Домашнее задание. § 9, домашняя контрольная работа № 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.