Урок 25. Физическая природа звезд
Цели урока
Личностные: организовывать собственную познавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; формулировать высказывания относительно возможности познания окружающего мира косвенными методами.
Метапредметные: обоснованно доказывать многообразие мира звезд; анализировать основные группы диаграммы «спектр — светимость»; формулировать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифицировать небесные тела; работать с информацией научно- го содержания.
Предметные: характеризовать звезды как при- родный термоядерный реактор; определять понятие
«светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы
«спектр — светимость»; давать определения понятий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды».
Основной материал
Метод годичного параллакса и границы его при- менимости. Астрономические единицы измерения расстояний. Аналитическое соотношение между светимостью и звездной величиной. Абсолютная звездная величина. Ее связь с годичным параллак- сом. Спектральные классы. Диаграмма «спектр — светимость». Размеры и плотность вещества звезд. Определение массы звезд методом изучения двой- ных систем. Модели звезд.
Методические акценты урока. Особенностью рас- крываемого содержания является его значимость для формирования методологических умений уча- щихся. При значительном объеме предметного мате- риала ряд метапредметных умений, развиваемых в рамках занятия, у учащихся уже сформированы. Так, в начале курса учащимися рассматривались ме- тоды определения физических характеристик тел Солнечной системы, а последние два урока были по- священы изучению одной из звезд — Солнца. На данном уроке продолжается развитие методологиче- ских умений учащихся. При этом параллельно раз- ворачивается картина многообразия звездных объ- ектов, выступающих инструментами для выявления определенных характеристик удаленных космиче- ских тел. Важнейшим выводом является грамотное применение характеристик и закономерностей дан- ных систем для астрономических исследований. Особенностью урока является насыщенность пред- метного материала, детальная проработка которого будет осуществлена в ходе практической работы.
На этапе актуализации знаний и введения в урок
учащимся предлагаются следующие задания.
1. Изобразите графически процесс передачи энер- гии из недр Солнца к его поверхности.
2. Раскройте основные элементы модели внутрен- него строения Солнца. Выскажите собственную точ- ку зрения относительно способности данной модели отразить сложную картину внутреннего строения других звезд.
Последнее задание переводит учащихся в пло- скость занятия, в рамках которого раскрываются не столько сами физические характеристики звезд, сколько методы их определения, что является более значимым для развития методологических умений учащихся. Первоначально разграничиваются поня- тия «планета» и «звезда». Далее в ходе беседы под- черкивается:
— для наблюдателя звезды отличаются друг от друга по яркости, что обусловлено как расстоянием до них, так и различием их физических характери- стик (например, температуры);
— Солнце — одна из звезд, схожих по своим ха- рактеристикам (например, по химическому составу, исходя из данных спектрального анализа).
Далее учащимся предлагаются задания для само- стоятельного выполнения с последующим обсужде- нием.
1. Определение расстояний до звезд методом го- дичного параллакса (§ 22.1 учебника).
1) Изобразите схему определения годичного па- раллакса.
2) Запишите определение годичного параллакса звезды.
3) Запишите единицы измерения расстояний, ко- торые наряду с астрономической единицей ис- пользуются только в астрономии. Свяжите извест- ные вам единицы измерения расстояний в астро- номии.
4) Укажите границы применимости метода годич- ного параллакса.
2. Определение температуры через использова- ние зависимости светимости от звездных величин (§ 22.2).
1) Запишите определение понятия светимости и аналитическую зависимость между светимостью и температурой звезды.
2) Укажите аналитическую зависимость между отношением блесков и их звездными величинами.
3) Сформулируйте понятие абсолютной звездной величины.
4) Проанализируйте связь между блеском звезды и расстоянием до нее. Запишите зависимость между абсолютной звездной величиной и годичным парал- лаксом звезды.
После обсуждения выполненного задания анали- зируется рисунок 5.14 учебника, поясняющий закон Вина, обсуждается понятие «спектральный класс», еще раз подчеркивается зависимость звездного спек- тра не от химического состава, а от температуры и физических условий в атмосферах звезд. Учитывая, что эффект Доплера рассматривается не в каждом учебнике физики, необходимо уделить внимание анализу того, что изменение положения спектраль- ных линий позволяет определить скорость движе- ния источника излучения. При его приближении или удалении с определенной скоростью регистри- руется изменение длины волны принимаемого излу- чения. Важно то, что эффект Доплера наблюдается во всех областях спектра.
Также в ходе обсуждения анализируется диаграм- ма «спектр — светимость», которую лучше предста- вить в цветном виде, чтобы в процессе обсуждения содержания учащиеся самостоятельно смогли сде- лать следующие выводы:
1) спектральный класс однозначно определяет аб- солютную звездную величину;
2) выделяется несколько групп — последователь- ностей;
3) наиболее многочисленная — главная последо- вательность, наиболее горячие звезды которой име- ют более высокую светимость;
4) гигантам и сверхгигантам свойственна высокая светимость, которая не меняется при изменении температуры;
5) горячие звезды малой светимости — белые кар- лики.
Почти каждая красная звезда, которую можно наблюдать на небе, — это красный гигант: Бетель- гейзе (Орион), Антарес (Скорпион), Альдебаран (Те- лец). Другие звезды, видимые невооруженным гла- зом, — звезды главной последовательности.
На текущем этапе обсуждение носит в большей мере ознакомительный характер, так как смысл со- держания диаграммы «спектр — светимость» будет раскрыт при анализе эволюционных процессов в звездах. Логическим продолжением введения диа- граммы «спектр — светимость» является вопрос о размерах и плотности звезд.
3. Использование кратных систем звезд для оп- ределения их физических характеристик (§ 23 учеб- ника).
1) Найдите отношение светимости звезды и Сол- нца, используя соотношение для зависимости свети- мости от температуры.
2) Запишите соотношение для определения ради- уса звезды (в радиусах Солнца).
3) Изобразите графически виды кратных систем, используя данные § 23.1 учебника.
4) Запишите соотношения, позволяющие опреде- лить массу каждой звезды системы, используя тре- тий закон Кеплера.
5) Сформулируйте цели применения эффекта До- плера к спектрально-двойным звездам.
6) Сформулируйте содержание метода покрытия звезды звездой в затменно-двойных звездах для оп- ределения их размеров.
7) Укажите среднее значение плотности некото- рых звезд, представляющих разные последователь- ности.
В процессе обсуждения подчеркивают, что Солн- це является одиночной звездой. Большинство звезд образуют системы большей или меньшей кратности. Физически кратные системы — 70% от существую- щих звезд — образуют единую систему и обращают- ся вокруг общего центра масс под действием взаим- ного тяготения. В системах могут быть как схожие
звезды, так и разные. Примерно половина всех звезд нашей Галактики принадлежит двойным системам. Кратных систем намного меньше. Следует учесть, что на данном уроке введение понятия «физические двойные звезды» требуется лишь для знакомства с методом определения массы звезд.
Домашнее задание. § 22, 23.1, 23.2; практическое задание.
Световые лучи распространяются в пространстве с конечной скоростью. Чем дальше от нас располо- жено небесное тело, тем в более далеком прошлом мы его наблюдаем. Определите расстояние до пред- ставленных небесных тел, используя следующие данные: Луну мы видим такой, какой она была се- кунду назад, Солнце — с опозданием на 8 минут 19 секунд, Проксима Центавра — 4 года 4 месяца. Представьте полученный результат для каждого све- тила в километрах и астрономических единицах. Поясните, почему наряду с двумя ближайшими «со- седями» Земли приведена звезда Проксима Центав- ра, и подтвердите свои слова, указав перевод части ее названия.
Комментарии для учителя к решению практиче- ского задания: скорость света составляет 3•108 м/с. Определим расстояние до небесных тел, используя соотношение для равномерного прямолинейного движения. Для Луны а = 3•108 м/с•1 с = 3•108 м =
= 300 тыс. км 0,002 а. е.; для Солнца а = 3•108 м/с
499 с•1497•108 м = 1497•105 км = 1 а. е.; для Про- ксима Центавра а = 3•108 м/с•(4•365•24•60•60 +
+ 4•30•24•60•60) с = 3•108•136 512 000 м =
= 409 536•1011 м = 409 536•108 км = 273 571 а. е.
Проксима Центавра — самая близкая к нам после Солнца звезда. В переводе с латинского языка «прок- сима» означает «ближайшая».
Темы проектов
1. Особенности затменно-переменных звезд.
2. Образование новых звезд.
3. Диаграмма «масса — светимость».
4. Изучение спектрально-двойных звезд.
Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике
1. Два протона удерживаются в ядре атома гелия за счет:
А) гравитационного взаимодействия; Б) электромагнитного взаимодействия; В) сильного взаимодействия;
Г) слабого взаимодействия.
2.
1 1 2
Определите частицу, которая образуется в ходе
реакции термоядерного синтеза 2H+ 3H ⎯⎯ 4 He +?
Интернет-ресурсы
http://j-times.ru/kosmos/samaya-tyazhelaya-i- yarkaya-zvezda-vo-vselennoj.html — Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.