Урок по физике 7 класс Молекулы
Оценка 4.8

Урок по физике 7 класс Молекулы

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
27.10.2024
Урок по физике 7 класс  Молекулы
урок_8_физ_7_класс.doc

Физика                                                                                                    7 класс

Тема урока: Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Лабораторная работа №4 Определение размеров малых тел.

Демонстрации:

1.     Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.

2.     Нагревания  металлического шара (видео).

3.     Проведение  фронтальной лабораторной работы измерение  размеров малых тел (методом рядов)

 

Основу урока составляет исследовательская деятельность учащихся, организованная по технологии  модерации с применением активных методов обучения.

 

ХОД УРОКА

I.             Инициация. (1 минута).

Метод «Релаксация» Здравствуйте. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

 

II.          Вхождение в тему. (2 минуты).

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова У. Блейка:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир – в зерне песка,

В едином миге – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.                                                                          Слайд 1

Учитель. Существует притча. Мудрец говорит своему ученику

– Вот этоту стекленную вазу я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая.   Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.

– Наполнился? – спросил он.

– Наполнился, – ответил ученик.

После этого поверх камней мудрец насыпал песок.

– Снова наполнился?

 – Снова…

– А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.                                                                         Слайд 2

         Я предлагаю вам, мои юные естествоиспытатели, найти ответ на вопрос: Существуют ли кирпичики мироздания?

Вопрос: Тема нашего урока?  «Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества. Лабораторная работа №4 Определение размеров малых тел.»

какие цели  и зади мы должны поставить перед собой????

на какие вопросы  нужно ответить???     Слайд 2

III.      Формирование ожиданий учеников. (3 минуты).

Метод «Проблемные вопросы»

Цель: Заинтересовать учеников предстоящим содержанием темы урока.

Участники: Все ученики.

Проведение: перед учениками ставится опыт. Необходимо ответить на вопрос: Куда исчез спирт? (Демонстрируется исчезновение спиртового пятна с листа бумаги.).

Ученики выдвигают предположения, отвечая на вопросы.

Вопрос: Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто то украл золото?  Или это чудо, знамение?  Что произошло?                                    Слад 3

 

Учитель: Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,                                                                          Слайд 5

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.       писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

         Вы выдвинули ряд гипотез. И на сегодняшнем уроке мы эти гипотезы проверим. Но, сначала, проверим пройденный материал.

 

IV. Повторение  изученного (5 мин)

1. Давайте спомним цену деления? Что это такое, как  ее нужно найти???

2. УЧЕНИКИ:  Ценой деления шкалы прибора называет расстояние между двумя ближайшими штрихами на шкале прибора.

Для того чтобы определить цену деления (С) надо

найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;

вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.

1. Тип 1 № 2170

Температура тела здорового человека равна +36,6 °С — такую температуру называют нормальной. На рисунке изображены три термометра. Чему равна цена деления того термометра, который подойдёт для измерения температуры тела с необходимой точностью? Ответ запишите в °С.

2. Тип 1 № 2291

Гале нужно отрезать от мотка нитку длиной 26  см. На рисунке изображены три линейки. Чему равна цена деления той линейки, которая в наибольшей степени подойдёт Гале? Ответ запишите в сантиметрах.

3. Тип 1 № 2079

Согласно рецепту, для приготовления молочного коктейля лучше всего использовать молоко, имеющее температуру +17 °С. На рисунке изображены три термометра. Укажите цену деления того термометра, который подойдёт для измерения температуры молока при приготовлении коктейля.

4. Тип 1 № 1463

Тахометр с какой ценой деления лучше подойдет, чтобы понять, когда количество оборотов будет точно равно 4000 оборотов в минуту?

1

2

3

Дайте ответ в оборотах в минуту.

 

 

V.          Инпут (лекция). (15 минут).

Учитель:  Сегодня перед нами стоит задача - ответить на вопрос: Существуют ли кирпичики мироздания? Нам предстоит получить дан­ные, проведя исследования, и на основании этих данных сформировать представление о строение вещества и о причинах отдельных явлений природы. То есть проделать путь от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя ги­потезу на различных фактах, решая задачи, мы объявляем ее ИСТИНОЙ, если она подтверждается. Именно такой метод используется в науке.  

На вопрос «Что является первоосновой   материи? Философы античности ответили по-разному:

Анаксимен (VI в. до н.э.) – воздух

Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.) – вода

Гераклит Эфесский (V в. до н.э.)  - огонь

 Аристотель (IV в. до н.э.)  - огонь, земля, воздух, вода                           

 

Греческий учёный Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта идея превратилась только в XVIII в. и получила дальнейшее развитие в XIX в.                              Слайд 6

 

В 1647 г. Пьер Гассенди (франц.) ввел слово «молекула» (molecula, уменьшительное от лат. moles — масса).                                          слайд 7

 

В 1869 году Дмитрий  Иванович .Менделеев создал периодическую систему химических  элементов, в которой он собрал более 50 неразложимых веществ и установил, как искать еще не открытые в природе элементы.                слайд   8

 

М. В. Ломоносов - основоположник молекулярно-кинетической теории.    слайд 9

 

  опыт    слайд       10                                      записать  

Существует исключительно малая частица-носитель главного свойства вещества – молекула. Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

 

Учитель обра­щает внимание на сохранение молекулой основного свойства вещества: «Молекула марганцовки розовая, а молекула сахара сладкая».

VI.       Проработка содержания темы. (10 минут).

VII.    

Проблемный вопрос учителя: Хорошо, допустим, вы меня убедили и мельчайшие частицы существуют. А как «упакованы» эти частицы (как расположены)?

Выслушать предположения ребят.

УЧИТЕЛЬ:  А как можно увидеть молекулы 

   Электроннй микроскоп                                              Слайд 12

Метод «Мозговой штурм»

Цель: Объяснить отдельные явления на основе сформированного представления о строение вещества. Участники: Все ученики.

Время проведения: 6 минут.

Материалы: Линейка,  Горох, гречка, рис, фото молекулы

Ученики делятся на три группы (ряды). Выбираем одного ответственного. Открыть учебник страница 160 Лабораторная №2, читаем  внимательно текст и проделаем работу 1 ряд делает с горохом, 2 –ой ряд делает  с гречкой,  3-ый ряд выполняет работу с гречкой, после того как вы полните  вычисления, нужно записать  свои значения в таблице

 

№ опыта

Количество

 

 

 

горох

18

 

 

 

гречка

18

 

 

 

рис

20

 

 

 

молекула

 

 

 

 

 

После обсуждения выслушиваются ответы.   слайд 13

Демонстрация.

1. На­ду­тый воз­душ­ный шарик, если при­ло­жить уси­лия, можно за­мет­но сжать. При этом число ча­стиц в ша­ри­ке оста­ет­ся тем же самым, но форма и объем ша­ри­ка из­ме­ня­ют­ся.

Сжи­мая шарик,  мы умень­ша­ем  рас­сто­я­ние  между  ча­сти­ца­ми  воз­ду­ха,   на­хо­дя­ще­го­ся в нем.

 Рас­тя­ги­вая  ре­зин­ку,  мы уве­ли­чи­ва­ем  рас­сто­я­ние  между  ча­сти­ца­ми,  из ко­то­рых она со­сто­ит

         В пер­вом слу­чае мы сжи­ма­ли пред­мет, во вто­ром слу­чае рас­тя­ги­ва­ли его. Из этих опы­тов можно сде­лать вывод, что между ча­сти­ца­ми ве­ще­ства есть про­ме­жут­ки.

3. Демонстрация (фильм). Про­ве­дем еще один опыт, на­гляд­но до­ка­зы­ва­ю­щий, что это дей­стви­тель­но так. Возь­мем мед­ный шарик, ко­то­рый в обыч­ных усло­ви­ях про­хо­дит через коль­цо. Если же этот шарик на­греть, то про­ме­жут­ки между ча­сти­ца­ми долж­ны из­ме­нить­ся. Через неко­то­рое время, когда шарик на­гре­ет­ся, по­про­бу­ем вновь по­ме­стить его в коль­цо. Мы уви­дим, что шарик за­стре­ва­ет в коль­це.

УЧИТЕЛЬ корректирует ответы, добиваясь употребления физической термино­логии: «все вещества состоят из молекул», «между молекулами сущес­твуют промежутки» и т.д.                                                                                          Слайд 15

Промежутки между частицами могут изменяться, увеличиваться или уменьшаться.                                                                                                   Слайд 16

Запись в тетради: Между молекулами вещества есть «пустоты».

Итак, мы при­шли к сле­ду­ю­щим важ­ным вы­во­дам:

1) все ве­ще­ства со­сто­ят из ча­стиц;

2) между ча­сти­ца­ми есть про­ме­жут­ки;

3) раз­ме­ры ча­стиц очень малы, а их ко­ли­че­ство в ве­ще­стве огром­но.

 

VIII.    Физкульт минутка  . (2 минуты).

Метод «Логическая цепочка»

Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся.

Проведение: Класс  по рядам  должны взять  карточки, на которых написано атом, молекула, материя, вещество, тело, окружающий мир. Необходимо встать в ряд по мере убывания понятия. Старший по ряду строит всех.               Слайд 17                                                                                 

 

IX.       Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты).

УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с по­мощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления.

 

Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами.  

Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами).  Например,

О2 – молекула кислорода.  Она состоит из 2-х атомов кислорода.

Н2 – молекула водорода.  Она состоит из 2-х атомов водорода.

Н2О – молекула воды.  Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода.

На рисунке 22 стр. 25 учебника   даны условные   изображения молекул водорода, кислорода и воды.  

Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение.  Существуют ещё более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже.   слайд 18

 

Слайд 19  Карточки

 

Учитель:

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!                                                                 Слайд 20

Мне очень понравилось с вами работать.

А теперь давайте подведем итоги вашей работы на сегодняшнем уроке.

X.          Домашнее задание. (1 минута)

§7, 8, ответить на вопросы к параграфам. Творческое  задание:  Написать письменный ответ на вопрос  По чему нагретый шар  не проходит через металлическое кольцо???»

 

 

Литература:

1.    Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.


2.    Скачано с www.znanio.ru

Физика 7 класс

Физика 7 класс

Проведение : перед учениками ставится опыт

Проведение : перед учениками ставится опыт

Гале нужно отрезать от мотка нитку длиной 26 см

Гале нужно отрезать от мотка нитку длиной 26 см

То есть проделать путь от опытных фактов через размышления к научной гипотезе

То есть проделать путь от опытных фактов через размышления к научной гипотезе

Количество горох 18 гречка 18 рис 20 молекула

Количество горох 18 гречка 18 рис 20 молекула

Старший по ряду строит всех.

Старший по ряду строит всех.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024