Урок №25.Электроскоп. Электрическое поле
Цель урока. Познакомить с устройством электроскопа, сформировать представления об электрическом поле, с помощью опытов выяснить основные проявления поля.
Демонстрации. Устройство и принцип действия электроскопа. Электрометр. Действие электрического поля. Обнаружение поля заряженного шара. Показ видеофильма «Электрическое поле».
Содержание опроса. 1. Можно ли утверждать, что при натирании тел одно о другое у них возникает заряд одного знака? 2. Объясните явление, часто встречающееся в быту и на производстве: листы бумаги при соприкосновении «слипаются», а при их отделении могут даже рваться. 3. Решение задач 898—901 из Сборника.
Содержание нового материала. Устройство электроскопа. Понятие об электрическом поле и его свойствах. Поле как особый вид материи.
Закрепление материала. 1. Как можно обнаружить, наэлектризовано тело или нет? 2. Какие опыты позволяют обнаруживать и определять величину электрического заряда? 3. Как можно обнару- жить электрическое поле? 4. Как установить, что при трении электризуются оба тела? 5. Как на опытах можно доказать, что электрическое поле действует на заряженные тела с силой?
Домашнее задание. § 26, 27. Упражнение 19. Решить задачу 907 из Сборника.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электроскопе, электрическом поле, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, научиться предвидеть возмож- ные результаты своих действий, овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения существования электрического поля и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, научиться воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, работать в группе, развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: самостоятельно приобретать знания об электрическом поле и осознать практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении электрического поля, сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познаваемости явлений природы, уважительное отношения друг к другу, учителю.
Общие предметные: планировать и выполнять опыты по обнаружению электрического поля, проводить наблюдения, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике для объяснения
принципа действия электроскопа, электрометра, докладывать о результатах своего исследования, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять явление пере- дачи электрического взаимодействия через воздух, понимать принцип действия электроскопа, электрометра, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методическое руководство.
Урок начнем с фронтального опроса и демонстрации опытов из заданий в конце § 25 (выполненных дома). Ученики показывают опыты, вместе с классом их обсуждают, анализируют и делают выводы. Затем переходим к изучению устройства и принципа действия электроскопа и электрометра. После демонстрации устройства и принципа действия электроскопа задаем вопро- сы: как с помощью листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? Учащиеся между собой обсуждают ответы на вопросы, а за- тем их объясняют и демонстрируют опыты. При введении понятия «электрическое поле» покажем своеобразие свойств электрического поля и сравним с другим видом материи — веществом. Предлагаем учащимся внимательно наблюдать за поведением подвешенной на нити гильзы (ее можно изготовить вместе с учащимися из тонкой бумаги) при приближении к ней наэлектризованной палочки. Желательно, чтобы опыт демонстрировал один из учеников. Гильза приходит в движение, хотя палочка ее не касается. Задаем вопросы классу: как объяснить это необычное явление? Как передается взаимодействие наэлектризованных тел? Учащиеся выдвигают гипотезы, которые затем обсужда- ются всем классом. Рассказываем, что подобные опыты изучались учеными долгие годы, и было установлено, что вокруг наэлектризованной палочки обнаруживается электрическое поле, кото- рое действует на легкие кусочки бумаги, гильзу и т. д., вызывая их движение. Электрическое поле невозможно увидеть или воспринять каким-либо ор- ганом чувств. Обнаружить его существование можно только по его действию на другие электризованные тела. Так, эбонитовая палочка в результате трения о шерсть приобретает свойство образовывать электрическое поле. Подчеркнем, что заряд яв- ляется источником электрического поля, т. е. вокруг любого электрического заряда существует электрическое поле. Демонстрируем это на опыте с наэлектризованной эбонитовой палочкой и кусочком ватки. Подносим наэлектризованную эбонитовую палочку к ватке. Ватка прилипает к палочке. Затем резко встряхиваем палочку, чтобы ватка отпала, и сразу подносим к ней снизу наэлектризованную палочку. Ватка поднимается вверх. После обсуждения учащиеся дают объяснение опыта и формулируют вывод: под действием поля, возникшего вокруг заряженного тела, ватка поднимается вверх. Затем задаем вопросы: поднявшись вверх, ватка изменила свою скорость? В результате чего тело может изменить свою скорость? Учащиеся, опираясь на свои знания, делают вывод: тело может изменить свою скорость под действием силы. Затем вместе с классом делаем обобщение — электрическое поле, созданное зарядом, находящимся на палочке, действует с силой на заряд, находящийся на ватке. Чтобы ответить на вопрос, от чего зависит величина этой силы, демонстрируем опыт по отклонению заряженного шарика от наэлектризованного тела (рис. 5).
Анализируя опыт, учащиеся могут самостоятельно дать ответ, что величина этой силы зависит от расстояния между шариками и величины зарядов, находящихся на электризованном теле. Что- бы ответить на следующий вопрос, каким характерным свойством обладает электрическое поле, возвращаемся к опыту с гильзой и электризацией ватки. После обсуждения между собой учащиеся могут прийти к выводу: основным свойством электрического поля является его способность действовать на электрический заряд с некоторой силой. Затем поясняем, что электрическое поле материально, т. е. реально существует.
В конце урока называем особенности поля и вещества.
Электрическое поле связано с электрическим зарядом, без поля заряд не существует.
Электрическое поле не воспринимается органами чувств. Оно обнаруживается только по его действию на другие заряженные тела. С удалением от заряженного тела электрическое поле ослабевает, при приближении — усиливается.
Вещество занимает определенный объем, а поле не ограничено пространством.
Вещество непроницаемо, т. е. там, где расположено одно тело, не может находиться другое. В одной и той же точке пространства может находиться несколько полей.
В заключение даем определение: электрическое поле есть один из видов материи, который существует вокруг заряженных тел и действует на заряженные тела или частицы вещества. После этого учащиеся приводят примеры, доказывающие существование электрического поля вокруг заряженных тел. Для повышения заинтересованности рекомендуем учащимся посмотреть дома на сайте www. galileo_tv.ru фильм «Эксперимент. Электроочистка».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.