урок по физике 8 класс

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №30.Электрическая цепь и ее составные части..docx

Урок №30.Электрическая цепь и ее составные части.

 Электрический ток в металлах

 

Цель урока. Изучить составные элементы электрической цепи и их обозначения на схемах, выяснить механизм электрического тока в металлах на основе электронных представлений.

Демонстрации. Составление простейшей электрической цепи. Модель кристаллической решетки металла.

Содержание опроса. 1. В чем отличие проводников, диэлектриков и полупроводников? 2. Что является причиной направленного движения заряженных частиц? 3. Какую роль выполняет источник тока? 4. Какие источники тока вам известны?

5. Какие процессы происходят при зарядке и разрядке аккумулятора?

Содержание нового материала. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в провод нике.

Закрепление материала. 1. Вопросы в конце § 33.

2. Что представляет собой электрический ток в металлах?

Домашнее задание. § 33, 34. Упражнение 23 (1, 3, 4).

Задание в конце § 34.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электрическом токе в металлах, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, сформировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, работать в группе, приобретать опыт самостоятельного поиска, отбора и анализа информации с использованием интернет-ресурса и справочной литературы, развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний об электрическом токе в металлах и практическую значимость изученного материала, сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, самостоятель- ность в приобретении новых знаний, уважительное отношение к творцам науки и техники, друг к другу и к учителю.

Общие предметные: понимать природу электрического тока в металлах, представлять электрическую цепь с помощью схем, объяснять, анализировать их и делать выводы, применять полученные знания для объяснения принципа действия технических устройств, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять существование электрического тока в металлах, собирать электрические цепи, чертить и читать схемы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ход урока.

В начале урока заслушиваем и обсуждаем презентацию о применении аккумуляторов. Ученики демонстрируют опыты «Изготовление гальванического элемента из овощей или фруктов», «Изготовление и испытание гальванического элемента». Проводим анализ контрольной работы. Если оценки учителя и ученика не совпадают, обсуждаем причины расхождения. Затем повторяем вопрос о разделении электрически заряженных частиц в источнике тока. При разделении зарядов возникает электриче- ское поле, которое обладает энергией. Это поле может совершать работу, например, по перемещению электронов проводимости. Чтобы электрический ток существовал длительное время, кроме электрического поля необходимо наличие замкнутой цепи, в которую включаются различные потребители энергии электрического тока: нагревательные приборы, электродвигатели и т. д. Знакомим учащихся с эле- ментами электрической цепи, используя иллюстрации учебника и демонстрируя сами приборы. Затем проводим фронтальный опыт «Составление электрической цепи». Это могут быть источник тока, лампочка, ключ. Ребята работают в парах. Перед сборкой цепи можно дать практические указания: соединение начинают с положительного полюса источника, затем присоединяют ключ, который должен быть разомкнутым, и только потом потребитель, заканчивают соединение отрицательным полюсом источника. После того как цепь будет собрана,  на доске чертим схему и еще раз обсуждаем обозначение ее элементов. Решим задачу 2 из упражнения 23. После разбора задачи учащиеся перечерчивают схему в тетрадь.

Затем просим учащихся рассказать о кристаллическом строении металлов, используя знания, полученные при изучении раздела «Тепловые явления». После обсуждения этого вопроса  обоб- щаем и поясняем, что в узлах кристаллической решетки металла расположены ионы, обладающие положительным электрическим зарядом. Электроны, находящиеся на внешних электронных оболочках, обычно взаимодействуют с несколькими ионами. Так как ионы колеблются около положений равновесия, то электроны, находящиеся на внешних электронных оболочках, могут переходить от одного атома к другому. (Механизм проводимости металлов объясняем с помощью рисунка «Кристаллическая решетка металлов» из учебника.) Под действием электрического поля электроны, совершая движение по орбите, придут еще и в направленное движение. Это движение электронов и будет представлять собой электрический ток. Ученики дают определение электрического тока в металлах. Проводим аналогии и сравнивает его, например, с движением роя мошек при порывах ветра, которые, совершая беспорядочное движение относительно друг друга, перемещаются еще и в направлении ветра. После разъяснения учащиеся приводят похожие примеры. Кратко поясним суть опытов, доказавших, что ток в металлах обусловлен движени- ем электронов. Например, если привести в быстрое вращение проволочную катушку, а затем ее резко остановить, то в такой цепи электроизмерительный прибор покажет наличие кратковременного тока, хотя в цепи нет источника тока. Это означает, что после торможения электроны продолжали двигать- ся.

      Если позволяет время,  посмотрим видеофильм «Электрический ток» из Интернета.

 


 

Посмотрите также