Урок №34.Электрическое напряжение.Единицы напряжения
Цель урока. Ввести понятие напряжения и единицы его измерения.
Демонстрации. Электрические цепи с лампочкой от карманного фонаря и аккумулятором, лампой накаливания и осветительной сетью.
Содержание опроса. 1. Что представляет собой электрический ток? 2. При каком условии возникает электрический ток в цепи? 3. Что такое сила тока? 4. Какая связь между единицами силы тока и электрическим зарядом? 5. Как устанавливается единица силы тока?
Содержание нового материала. Электрическое напряжение, единицы напряжения. Формула для определения напряжения. Решение задач.
Закрепление материала. 1. Что характеризует напряжение? 2. Что принято за единицу напряжения?
3. Напряжение между облаками во время грозы составляет 100 000 000 B. Что это значит? 4. Как
доказать, что сила тока в цепи зависит от электрического напряжения?
Домашнее задание. § 39, 40. Решить задачи 998— 1000 из Сборника. По рисунку учебника «Напря- жение в некоторых технических устройствах и природе» составить аналогичную таблицу для не- скольких приборов, используя Интернет и спра- вочную литературу.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электрическом напряжении, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности при изучении напряжения как одной из характеристик электрического поля, регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач, познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения существования электрического напряжения, предвидеть возможные результаты своих дей- ствий, развивать монологическую и диалогическую речь, работать в группе.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний об электрическом напряжении и практической значимости изученного материала, использовать экспериментальный метод исследования при изучении напряжения, формировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познании природы, самостоятельность в приобретении новых знаний, уважительное отношение к деятелям науки и техники, друг к другу, к учителю.
Общие предметные: проводить наблюдения возникновения напряжения в цепи с различными источниками тока, планировать и выполнять опыты, объяснять, сравнивать полученные результаты и делать выводы, обнаруживать зависимость работы тока от напряжения и силы тока, анализировать таблицы, формулы, схемы, применять теоретические знания на практике.
Частные предметные: измерять напряжение, овладеть расчетным способом для нахождения напряжения, силы тока, работы тока, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока
После обсуждения результатов лабораторной работы повторим ранее изученный материал с помощью наводящих вопросов: по каким признакам можно судить о силе тока? В результате обсуждений учащиеся объясняют, что о силе тока в цепи можно судить как по показаниям амперметра, так и по действию тока. Затем приводят примеры. Например, чем больше накалена нить электролампы или спираль электроплитки, тем больше сила тока, проходящего по цепи. Задаем следующий вопрос: от каких факторов зависит сила тока в цепи? Для ответа на него собираем электрическую цепь, состоящую из батареи аккумуляторов, ключа, низковольтной лампочки на подставке и амперметра с пределом измерения 0,5 А. Опыт проводим в такой последовательности: замыкаем цепь на один аккумулятор и обращаем внимание учащихся на значение силы тока в цепи. Затем увеличиваем число аккумуляторов. В результате увеличивается и сила тока в цепи. Подводим учащихся к выводу, что сила тока в цепи зависит от какой-то величины, связанной с источником тока. Поскольку источник тока создает электрическое поле в цепи, а сила тока, возникающая в цепи под действием этого электрического поля, имеет разное значение, то и электрическое поле различных источников будет разным. Чем большее действие оказывает электрическое поле на электрические заряды проводника, тем больше величина тока в цепи. Электрическое поле действует на заряженные частицы с определенной силой. Чем больше значение этой силы, тем больше будет скорость направленного движения заряженных частиц. Это означает, что через поперечное сечение проводника в единицу времени пройдет большое число за- ряженных частиц и будет перенесен большой электрический заряд, т. е. возникнет большой ток. Далее сообщаем, что действующее в цепи электрическое поле характеризуется особой величиной, называемой электрическим напряжением или просто напряжением. Напряжение — физическая величина, ха- рактеризующая действие электрического поля на заряженные частицы.
Возникает вопрос: как мы можем судить о напряжении? Для ответа на вопрос демонстрируем опыт из учебника «Различное свечение ламп при одной и той же силе тока».
Обращаем внимание, что в замкнутой цепи электрическое поле совершает работу, а значит, обладает энергией. При прохождении электрического тока энергия электрического поля преобразуется во внутреннюю энергию проводников, и они нагреваются. В опыте с лампочками при одинаковой силе тока в первой цепи выделяется меньшее количество теп- лоты, чем во второй цепи. Различие в работах тока объясняется различием в напряжении источника тока. Подводим учащихся к выводу, что о напряжении можно судить по значению работы, совершаемой электрическим полем по перемещению единичного заряда на участке цепи. Затем вводим обозначение напряжения, записываем формулу для его расчета, называем единицы напряжений. Электрический ток в цепи можно сравнить с течением воды с более высокого уровня на более низкий; электрическому напряжению на концах участка цепи аналогична работа, совершаемая при падении 1 кг воды с верхнего уровня на нижний. Обратим внимание учеников, что напряжение 60 В считается опасным для жизни человека. В конце урока решаем задачи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.