Конспект урока по теме: «Электризация тел. Два рода заряда».
Цель урока: сформировать у школьников понятие электризации; показать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Задачи образовательные:
1) формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов;
2) формирование понятия электризация и выяснение сущности процесса электризации тел;
3) формирование знаний о способах электризации;
4) определение знака заряда наэлектризованного тела;
Задачи развивающие:
1) ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов;
2) способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать;
3) способствовать развитию логического мышления.
Задачи воспитательные:
1) способствовать воспитанию культуры мышления и речи;
2) воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочка, мех, шелк, штатив, султаны, листочки бумаги, полиэтилен, бумага, резина, расчески, хлопок, шерсть, капрон, линейки из оргстекла.
План урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Время, мин |
Методы и приемы |
1. |
Организационный момент |
1 |
Привествие. Проверка подготовки обучающихся к уроку |
2. |
Актуализация знаний |
5 |
Фронтальный опрос по изученному материалу. |
3. |
Изучение нового материала |
20 |
Беседа с элементами лекции. Презентация по изучению нового материала. 1)История вопроса. 2)понятие электризации 3) способы электризации 4) виды электрического заряда 5) взаимодействие заряженных тел 6) причины электризации Работа на доске. Работа в тетрадях. Демонстрация опытов. |
4. |
Закрепление изученного материала |
10 |
Первичный контроль. Выполнение практической работы по определению знаков зарядов способом трения. |
5. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
5 |
Что узнали? Чему научились? |
6. |
Домашнее задание. |
3 |
|
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений, к которым относятся:
- механические
- тепловые
- электрические
- магнитные
- световые
- звуковые.
Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами.
Из предложенных физических явлений, обозначьте, те которые вы бы отнесли к электрическим.
На доске таблички с названием физических явлений:
- таяние снега
- молния
- радуга
- электрический ток
- дождь
- движение автомобиля.
Давайте подробно познакомиться с явлением электризации.
Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснять, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
III. Изучение нового материала
1) Происхождение слова «электричество», В Древней Греции в 6 веке до нашей эры, в красивом городе Милете жил философ Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь и попросила объяснить, почему у нее путаются нити при работе с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно. Фалес взял веретено и потер его и увидел маленькие искорки. С этого момента и начинается история развития термина «электричество». Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь. (запись на доске).
Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале 17 века выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.
2) Понятие электризации. Давайте проверим, действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите линейку, лежащую на столе, потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации.
Демонстрации. Эбонитовая палочка, натертая о мех, притягивает к себе листочки султана. Стеклянная палочка, потертая о шелк, притягивает листочки бумаги.
1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.
2.Электризация – явления, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.
3. В электризации участвуют два тела.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем ее к листочкам бумаги. Листочки притягиваются. Поднесем мех. Листочки притягиваются.
Возьмите линейку и потрите ее резину. Поднесите линейку к листочкам. Поднесите резину к листочкам.
4. Электризуются оба тела.
3) Способы электризации.
Демонстрация. Эбонитовую палочку натираем о мех и подносим к султану. Он электризуется. Проверяем поднесением бумажек.
В случае с султаном мы не совершали трение, чтобы наэлектризовать султан, мы только прикоснулись к нему. Этот способ электризации – соприкосновение.
Демонстрация. Ударим несколько раз линейкой полиэтилен. Поднесем линейку к листочкам бумаги. Они притягиваются. Продемонстрировали электризацию ударом.
Итак, тело можно наэлектризовать трением, ударом, соприкосновением.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о резину и поднесем к полиэтиленовой полоске. Как они взаимодействуют? Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем к полоске. Как они взаимодействуют?
Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться.
3) Виды электрического заряда. На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации.
4) Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит поразному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
5) Взаимодействие заряженных тел. Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним, как они взаимодействуют.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.
Делаем вывод и записываем в тетрадь:
- заряды одного знака отталкиваются
- заряды разного знака притягиваются.
IV. Первичный контроль:
Теперь давайте проверим, что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.
Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили, что такое электризация.
V. Закрепление
Мы уже с вами знаем, что такое электризация, каковы ее способы, выяснили, какие существуют заряды и как они взаимодействуют.
Приведите примеры электризации тел в быту?
- трение волос о расчески;
- сушка волос феном;
VI. Запись домашнего задания и выставление отметок
Прочитать § 25, 26 ответить устно на вопросы после параграфа.
Подготовить сообщение о применении электризации в быту и промышленности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.