План – конспект открытого урока по географии в классе.
Тема урока: «Внутренние воды Южной Америки».
Цель урока:
- формирование знаний о внутренних водах Южной Америки;
- определение уровня усвоения учащимися основных понятий и терминов;
- расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных способностей, умение логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы.
Задачи:
- определить исходный уровень знаний о реках;
- изучить новые понятия;
- формировать умения выделять главные отличительные черты природного объекта;
- сформировать знания о крупнейших озёрах, водопадах Южной Америки, их особенностях и размещении;
- развивать память, навыки запоминать прочитанное.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы, учебники, проектор, компьютер.
Технологии: ИКТ технология, технология коллективного способа обучения, здоровьесбережения, развитие речи.
Ход урока.
Приветсвие.
Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок .
Сядьте ровно и неслышно . И скорей начнём урок .
Проверка Д/З
1. Географический образ какого материка мы начали создавать на прошлых уроках?
2. В каких полушариях находится Южная Америка относительно экватора? (в северном и южном)
3. В чём главная особенность рельефа Южной Америки ? Какой рельеф преобладает? (преобладает равнинный рельеф)
4. По карте перечислите климатические пояса. Какой пояс занимает большую площадь? (субэкваториальный)
5. Назовите климатический пояс Ю.А ,который есть и в нашей стране ? (умеренный)
6. В каком климатическом поясе Ю.А зимой и летом +25 + 27 ,а осадки выпадают круглый год ? (экваториальном)
7. Какова отличительная особенность климата всего материка ? (самый влажный материк)
8. На какие компоненты природы будет влиять тот факт ,что Ю.А самый влажный континент мира?(на богатство внутренними водами)
9. Предположите, какова тема сегодняшнего урока?
(«Внутренние воды Южной Америки»)
Задание : Запишите тему в тетрадь.
Задание: исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока, ответив на вопрос, что мы будем сегодня изучать?
Цель урока: Изучить особенности гидрографии (внутренних вод) Южной Америки.
Задание: Давайте теперь составим план урока, ответив на вопрос: Что относят к внутренним водам?
Оформите его в тетрадях в виде кластера
Внутренние воды Южной Америки
ледники озёра реки
1. Ледники.
Вопрос: Назовите 2 вида ледников ( покровные и горные)
Какие ледники будут на территории Южной Америки, где и почему?
Снеговая линия в Андах лежит на самых больших высотах в мире: 4500 – 6500 м.Высоты гор достаточно, чтобы достичь снеговой линии, т.е. для формирования ледников. Ледниками покрыты лишь высочайшие горы. Чем дальше на юг, тем больше ледников. Почему?
Задание : Запишите в кластере вид ледника и его местонахождение.
2. Озёра.
Задание. Назовите еще раз особенность климата южной Америки.
Внимательно посмотрите на карту и скажите, много ли озер в Южной Америке? (мало)
Проблемный вопрос: Предположите, почему при влажном климате на территории Южной Америки мало озер? ( на территории материка мало впадин, поэтому мало озер)
Задание: Найдите в атласе крупные озера и давайте их покажем на карте.
Работа с текстом (класс делится на группы)
1 группа – работает с материалом по озеру Титикака, 2 группа – с озером Маракайбо.
Вопросы группам:
1.Где находятся озёра?
2. Их отличительные особенности, за которые мы можем внести их в список «Рекордов материка»?
Задание: Открыли тетрадях таблицу рекордов, которую мы с вами начали на предыдущих уроках и записали:
Титикака – самое высокогорное озеро мира.
Маракайбо – самое крупное озеро-лагуна.
Отметим их на карте .
Проведение физкультминутки:
Долго атласы листали и немного вы устали,
А теперь все дружно встали,
Вместе мы потопали, а потом похлопали
Вправо, влево повернулись, и друг другу улыбнулись.
Теперь за парты тихо сели.
Глаза крепко закрываем
Дружненько до трех считаем
Один, два, три
Глаза открываем, работу продолжаем.
3. Реки.
Вопрос: скажите, много ли рек в Южной Америке?
Работа с картой: назвать реки материка.
Вспомните из 6 класса:
1.Что значит для реки принадлежать бассейну какого-то океана?
2.Что такое исток, что такое устье реки?
3.На какие 2 группы делятся реки?
4.Какое питание будет на реках Южной Америки?
-Внимание. Самостоятельная работа в проверочных листах.
Задание: Закончить предложения. Подпишите ФИ и работаем.
1.Все реки материка принадлежат бассейну ______________ ____________. 2.Все реки материка по географическому положению являются ___________, поэтому течение _______________. 3.У всех рек материка питание ________.
Внимание! Проведите взаимопроверку и выставите отметки. За каждое правильное слово 1 балл! Поставьте оценки.
Передайте работы вперед.
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«Южная Америка».
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
«Как зовут тебя, река?..» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека –
«Амазонка!..»
Владимир Безладнов
- Самой большой рекой Южной Америки является Амазонка.
Задание : откройте в учебнике стр. 153 и анализируя текст, ответьте на вопросы.
1.Назовите исток реки Амазонки (2 реки – Мараньон и Укаяли)
2.Назовите устье реки ( Атлантический океан)
В устье ширина Амазонки достигает 50 км, а глубина 90 м. Одно из удивительных явлений в нижнем течении реки – «гремящая вода». Это мощные волны, которые заходят из Атлантики. Они могут достигать 5 м.
Задание: На этой же стр. найдите особенность реки, за которую её можно внести в книгу рекордов Южной Америки.
Амазонка - самая длинная и полноводная река в мире.
Отметим её на карте и запишем в таблицу рекордов.
У Амазонки множество притоков. Различаются они не только размерами, но и цветом воды.
В Амазонке мы найдем почти треть пресноводной фауны земного шара, причем некоторые виды уникальны.
Задание: Работа в парах.
Найдите ответы на вопросы в предложенном тексте. Внимание! Среди вопросов есть такие , на которые этот текст не отвечает. Их тоже нужно найти.
Вопросы: А. Где находится исток и устье? Б.По какой характеристике её можно занести в список мировых рекордов? В.Назовите причины этого мирового рекорда. Г.Назовите следствие этого мирового рекорда. Д. Какие реки являются притоками Амазонки?
|
Природа Амазонки 1.Река Амазонка самая полноводная река мира. 2.Она полноводна круглый год. 3.Эта река находится на экваторе, где в течении всего года выпадает большое количество осадков. 4.Из-за огромного объёма воды в устье Амазонки свободно заходят океанские суда и живут морские животные – акулы и дельфины. 5.Бассейн реки Амазонки называют Амазонией. |
Вопросы |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответы |
|
|
|
|
|
Внимание : Беру первые 5 на проверку!!!
Ориноко и Парана
Это крупные реки, но конечно намного меньше, чем Амазонка. В мире они стали знамениты водопадами, которые находятся на их притоках. Причем водопады являются тоже мировыми рекордсменами. Один из них самый широкий, другой самый высокий в мире.
Задание: По карте найдите водопады и на каких притоках каких рек они находятся?
Анхель – самый высокий в мире.
Игуасу – самый широкий водопад в мире.
Отметили на карте и записали в рекорды.
Д/З: Вариативная практическая работа.
Задание: Дать характеристику рекам Ориноко и Парана по плану, заполнив таблицу.
Фамилия имя ученика |
|
1.Название реки. |
|
2.В какой части материка находится? |
|
3.Где начало? |
|
4.Куда впадает? |
|
5.Какое течение реки? |
|
6.Водопады на притоках. |
|
7.Питание реки. |
|
8.В каком климатическом поясе находится? |
|
9.В какое время года разливается? (сезон, месяц) |
|
Рефлексия
Учитель: Друзья, вот и завершилось наше путешествие по внутренним водам Южной Америки.
- Чем отличаются воды Южной Америки от других материков?
-Как вы считаете, мы достигли с вами цели, поставленной в начале урока? ( вернуться к целям)
-Оцените работу себя.
Напоследок я предлагаю написать небольшое послание для тех, кто также как и вы захочет познакомиться с этим удивительным материком. У меня есть заготовка послания, но в нем не хватает прилагательных. Вы по очереди назовете мне 9 прилагательных, имеющих отношение к теме нашего урока, я впишу их в места пропусков и зачитаю текст послания.
Послание в бутылке
____________________________________ друзья.
После ______________________________ путешествия по Южной Америке мы решили написать о нем это _________________________________ послание. На берегах ________________________________ Амазонки, _____________________________ Ориноко вы обязательно встретите _________________________ рыбу пиранью, ___________________________ дельфинов. Вас поразит красота и величие _____________________________ водопада Анхель и _____________________________ озера Титикака. Надеемся, что ваше __________________________ путешествие будет таким же увлекательным и незабываемым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.