Урок по истории на тему: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретеки"
Оценка 5

Урок по истории на тему: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретеки"

Оценка 5
docx
26.11.2020
Урок по истории на тему: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретеки"
могущество папской власти.docx

Урок 17. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Цели:

1.  Показать процесс превращения церкви в могущественную
политическую и экономическую организацию.

2.  Выяснить, как церковь увеличивала свои богатства.

3.   Ознакомить учащихся с учением, моралью католической
церкви.

4.   Охарактеризовать средневековые ереси как формы протеста народных масс против гнета католической церкви.

* Основные понятия и термины: ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Обязательно проверяются термины и понятия.

[ТГ| Задания:

=> Охарактеризовать причины возникновения городов.
=> Описать облик средневекового города.
=> Раскрыть систему самоуправления в городе.
=> Охарактеризовать причины борьбы между сеньорами и
горожанами.

=> Рассказать о возникновении ремесленных цехов.
=> Рассказать о развитии торговли в Средние века.
=> Рассказать о жизни горожанина.

 

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.  Могущество папской власти:

-    разделение христианской церкви на восточную и запад-
ную церковь;

-    борьба пап с императорами.

2.  Католическая церковь и еретики:

-    еретики;

-    инквизиция;

-    духовно-рыцарские ордена.

 


1. Могущество папской власти.

Изучение целесообразно начать вступительной беседой.

=> Почему возник союз франкского короля с христианской
церковью?

:=> Кто входил в состав духовенства?

=> Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

=> Какие страны приняли христианство от Византии?
Учитель дает проблемное задание:

=> В XI-XIII вв. христианская церковь в Западной Европе
достигла большого могущества. Необходимо выяснить, как и по-
чему это произошло?

В рамках учебника учитель рассказывает о разделении христианской церкви.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе Римскому, часть - византийскому патриарху. От Византии христианство приняли многие на-
роды Восточной Европы и Балканского полуострова.

Папа Римский не желал самостоятельности Византийской
церкви. Византийская церковь сопротивлялась вмешательству папы в ее дела.

В 1054 году вследствие очередного спора папа Римский и византийский патриарх предали друг друга проклятью. После разделения церкви стали полностью самостоятельными. Возникли католическая церковь («всемирная») и восточная православная («правильно славящая бога»).

Между церквами существовали различия в обрядах и учении.

 



 


Учитель уточняет: несмотря на ряд расхождений в учении и об-
рядах, православие и католичество - две ветви одной христианской
религии.

Между церквами произошло и территориальное разделение:
православная церковь установила свое влияние над странами Вос-
точной и Юго-Восточной Европы, католическая церковь - над
странами Западной и Центральной Европы.

Учитель освещает вопрос борьбы пап с императорами.

Единство организации католической церкви, феодальная раз-
дробленность Западной Европы, образование Священной Римской
империи, богатство католической церкви - все это послужило раз-
витию политических процессов.

С одной стороны, власть пап ослабевала, церковь теряла
влияние на верующих, падал ее авторитет. С другой, после образо-
вания Священной Римской империи на папский престол возводи-
лись ставленники германских императоров.

Начинается процесс борьбы за усиление папской власти. Он
достиг своего апогея в годы правления Григория VII и Иннокентия III.

Реформы папы Григория VII (XI век)

1.   Запрещены браки священникам.

2.   Запрещена покупка церковных должностей.

3.   Введен новый порядок выбора пап - право выбора принад-
лежало кардиналам.

Вывод: Григорий VII желал подчинить всех светских го-
сударей папе Римскому.

Учитель уточняет: борьба за право назначать епископов вызвала
столкновение Григория
VII с германским императором Генрихом IV, так
как император желал сделать епископов своими вассалами.

Епископы были выходцами из рыцарских семей. Епископ по
законам христианской церкви должен был избираться духовенст-
вом его области, но в реальности назначался на свой пост крупным
феодалом (герцогом, бароном) или королем. Ему передавали посох
и кольцо - знаки епископской власти.

В Германии столкновение между королем и папой Римским
привело к поражению короля Генриха IV и его унижению в Каносе,
но борьба продолжалась еще 200 лет.


Учитель может дать характеристику деятельности папы Инно-
кентия III (в рамках учебника, с. 128-129).

Иннокентий III вмешивался в политику европейских госу-
дарств, в годы его правления некоторые страны признали вассаль-
ную зависимость от папы (Англия, Арагон, Португалия). Иннокен-
тий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким
и должен был быть глава католической церкви времен ее наивыс-
шего могущества и расцвета.

В ходе объяснения в тетрадях учеников или на доске записываются
следующие заключения:

1.   Могущество католической церкви: борьба пап с императо-
рами (Григорий VII, Иннокентий III).

2.   Церковь - единая организация в раздробленной Западной и
Центральной Европе.

3.   Церковь - крупный землевладелец:

 

-    1/3 всех обрабатываемых земель в Западной Европе;

-    огромное количество зависимых крестьян.

Продолжение рассказа учителя.

Теперь нам предстоит узнать об источниках богатства папы
Римского и католической церкви.

Учащиеся знакомятся со схемой «Источники богатств католической церкви и папы Римского».

 

Источники богатств католической церкви
и папы Римского

1.  Церковная десятина - особый налог на содержание духовенства и храмов.

2.  Плата за прикосновение к «святым мощам» - верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья.

3.  Плата за обряды - венчания, крещения, отпевания.

4.  Продажа индульгенций {лат. «милость») - при дворе пап был состав-
лен перечень грехов и установлена плата за них. Христианские заповеди - «не убий», «не укради» - стали предметом торговли, которая
приносила огромные доходы.

5.  Продажа церковных должностей.

Папа Римский по высокой цене продавал церковные должности. Это приносило церкви и самому папе огромные доходы. Те,
кто покупал должность в долг, погашали его за счет продажи церковного имущества.


Учитель подводит учащихся к следующим выводам:

  Католическая церковь становилась могущественной и богатой организацией; церковь воздействовала на народные массы
через проповедь, призывая к покорности и терпению;

  Католическая церковь часть доходов тратила на помощь
бедным, больным, нищим. Проявляя милосердие, усиливала свое
влияние на массы верующих.

2. Католическая церковь и еретики.

Объяснение учителя.

Христианская мораль основана на Евангельских заповедях
(12 заповедей), например: «не убий», «не укради», «почитай отца и
мать своих», «возлюби ближнего как самого себя» и т. д. Такие
правила старались выполнять верующие, и жизнь их становилась
более отрадной, так как смягчались жестокие нравы, улучшалось
поведение людей.

Церковь призывала к спасению души через помощь всем
бедным, нищим и т. д. Церковь и христианская мораль осуждали
погоню за богатством. Идеалом добродетели считался святой или
монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу.

Но сама церковь порой не выполняла этих правил и стремилась к накоплению богатств. Поэтому стали появляться люди, обличающие официальную церковь. Их называли еретиками.

Еретик {греч. «противник») - противник господствующего
вероучения церкви.

Еретики считали:

1)   церковь «испорчена»;

2)   папа - наместник Дьявола, а не Бога.

Они отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Источники веры еретиков - Евангелие, идея «ангельской
бедности».

Учитель демонстрирует схему № 10, которая дает представление
о том, как церковь боролась с еретиками. Самым страшным наказанием
было отлучение от церкви.

 

 

 

Духовенство встало на путь физической расправы с инакомыслящими.

Папа издал предписание: «Разрушать повсюду, где были
еретики, все, что подлежит разрушению».

Далее учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям
(с. 113) «Сожжение еретиков во Франции в XIII веке», «Оборона церкви
от врагов».

Церковь утверждала, что только она защищает людей от вра-
гов церкви (еретиков) и грехов.

В XIII веке папа создал специальный церковный суд - инкви-
зицию, - направленный на борьбу с еретиками.

Инквизиция (лат. «расследование») - трибунал католиче-
ской церкви, который осуществлял судебные, сыскные, каратель-
ные функции.

Существовали особые суды инквизиции для расправы с ере-
тиками. Их подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в
том, что они служат Дьяволу.

У обвиняемых было два пути:

 

Признание своей вины

Отрицание своей вины

-  примирение с церковью,
отпущение грехов;

-  пожизненное заключение или
безболезненное убийство

- сожжение на костре
«без пролития крови»

 

Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Орудия пыток инквизиции» (с. 114).

Вывод: католическая церковь объявляла еретиками всех
неугодных ей людей: философов, ученых, просветителей, чьи


взгляды на мир, на общество не совпадали с церковными представ-
лениями.

Учитель обращает внимание учащихся на следующий факт: па-
пы Римские сделали попытку «приручить» некоторых еретиков. Каким же
образом?

Было отмечено, что народ поклоняется и почитает тех, кто
живет в бедности, в покорности, служит Богу. Поэтому были обра-
зованы ордена монахов-проповедников.

Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями
и правилами поведения.


Орден францисканцев


Орден доминиканцев


Основатель:
Франциск Ассизский

Проповедовал:

-   любовь ко всему живому;

-   предлагал отказ от собственности;

-   покаяние в грехах;

-   призывал жить в добровольной нищете за счет милостыни

Основатель:
Доминик Гусман.

Главная цель: борьба с еретиками. Доминиканцы были
судьями и служителями инквизиции.

Функции: розыск и преследование еретиков


Францисканцы:

-    проповедовали «слово Божие»;

-    старались отколоть от еретиков колеблющихся;

-    имели более 100 монастырей.

Оба ордена пользовались покровительством пап, сопернича-
ли в ученых диспутах, благотворительных делах, распространении
христианской веры.


?!

 

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:


=> Охарактеризовать организацию христианской церкви.
=> Назвать дату разделения христианской церкви
(1054 год).

Перечислить реформы папы Григория VII.
=> Перечислить источники обогащения католической церкви.
=> Почему и как церковь боролась с еретиками?

 

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 15; ответить на вопросы 1-5 на с. 133.
* Подготовить сообщение: «Священники глазами мирян».



 

Урок 17. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ

Урок 17. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ

Могущество папской власти. Изучение целесообразно начать вступительной беседой

Могущество папской власти. Изучение целесообразно начать вступительной беседой

Учитель уточняет: несмотря на ряд расхождений в учении и об- рядах, православие и католичество - две ветви одной христианской религии

Учитель уточняет: несмотря на ряд расхождений в учении и об- рядах, православие и католичество - две ветви одной христианской религии

Учитель может дать характеристику деятельности папы

Учитель может дать характеристику деятельности папы

Учитель подводит учащихся к следующим выводам: •

Учитель подводит учащихся к следующим выводам: •

Духовенство встало на путь физической расправы с инакомыслящими

Духовенство встало на путь физической расправы с инакомыслящими

Учитель обращает внимание учащихся на следующий факт: па- пы

Учитель обращает внимание учащихся на следующий факт: па- пы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020