Урок по истории на тему: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретеки"

  • docx
  • 26.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала могущество папской власти.docx

Урок 17. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Цели:

1.  Показать процесс превращения церкви в могущественную
политическую и экономическую организацию.

2.  Выяснить, как церковь увеличивала свои богатства.

3.   Ознакомить учащихся с учением, моралью католической
церкви.

4.   Охарактеризовать средневековые ереси как формы протеста народных масс против гнета католической церкви.

* Основные понятия и термины: ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Обязательно проверяются термины и понятия.

[ТГ| Задания:

=> Охарактеризовать причины возникновения городов.
=> Описать облик средневекового города.
=> Раскрыть систему самоуправления в городе.
=> Охарактеризовать причины борьбы между сеньорами и
горожанами.

=> Рассказать о возникновении ремесленных цехов.
=> Рассказать о развитии торговли в Средние века.
=> Рассказать о жизни горожанина.

 

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.  Могущество папской власти:

-    разделение христианской церкви на восточную и запад-
ную церковь;

-    борьба пап с императорами.

2.  Католическая церковь и еретики:

-    еретики;

-    инквизиция;

-    духовно-рыцарские ордена.

 


1. Могущество папской власти.

Изучение целесообразно начать вступительной беседой.

=> Почему возник союз франкского короля с христианской
церковью?

:=> Кто входил в состав духовенства?

=> Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

=> Какие страны приняли христианство от Византии?
Учитель дает проблемное задание:

=> В XI-XIII вв. христианская церковь в Западной Европе
достигла большого могущества. Необходимо выяснить, как и по-
чему это произошло?

В рамках учебника учитель рассказывает о разделении христианской церкви.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе Римскому, часть - византийскому патриарху. От Византии христианство приняли многие на-
роды Восточной Европы и Балканского полуострова.

Папа Римский не желал самостоятельности Византийской
церкви. Византийская церковь сопротивлялась вмешательству папы в ее дела.

В 1054 году вследствие очередного спора папа Римский и византийский патриарх предали друг друга проклятью. После разделения церкви стали полностью самостоятельными. Возникли католическая церковь («всемирная») и восточная православная («правильно славящая бога»).

Между церквами существовали различия в обрядах и учении.

 



 


Учитель уточняет: несмотря на ряд расхождений в учении и об-
рядах, православие и католичество - две ветви одной христианской
религии.

Между церквами произошло и территориальное разделение:
православная церковь установила свое влияние над странами Вос-
точной и Юго-Восточной Европы, католическая церковь - над
странами Западной и Центральной Европы.

Учитель освещает вопрос борьбы пап с императорами.

Единство организации католической церкви, феодальная раз-
дробленность Западной Европы, образование Священной Римской
империи, богатство католической церкви - все это послужило раз-
витию политических процессов.

С одной стороны, власть пап ослабевала, церковь теряла
влияние на верующих, падал ее авторитет. С другой, после образо-
вания Священной Римской империи на папский престол возводи-
лись ставленники германских императоров.

Начинается процесс борьбы за усиление папской власти. Он
достиг своего апогея в годы правления Григория VII и Иннокентия III.

Реформы папы Григория VII (XI век)

1.   Запрещены браки священникам.

2.   Запрещена покупка церковных должностей.

3.   Введен новый порядок выбора пап - право выбора принад-
лежало кардиналам.

Вывод: Григорий VII желал подчинить всех светских го-
сударей папе Римскому.

Учитель уточняет: борьба за право назначать епископов вызвала
столкновение Григория
VII с германским императором Генрихом IV, так
как император желал сделать епископов своими вассалами.

Епископы были выходцами из рыцарских семей. Епископ по
законам христианской церкви должен был избираться духовенст-
вом его области, но в реальности назначался на свой пост крупным
феодалом (герцогом, бароном) или королем. Ему передавали посох
и кольцо - знаки епископской власти.

В Германии столкновение между королем и папой Римским
привело к поражению короля Генриха IV и его унижению в Каносе,
но борьба продолжалась еще 200 лет.


Учитель может дать характеристику деятельности папы Инно-
кентия III (в рамках учебника, с. 128-129).

Иннокентий III вмешивался в политику европейских госу-
дарств, в годы его правления некоторые страны признали вассаль-
ную зависимость от папы (Англия, Арагон, Португалия). Иннокен-
тий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким
и должен был быть глава католической церкви времен ее наивыс-
шего могущества и расцвета.

В ходе объяснения в тетрадях учеников или на доске записываются
следующие заключения:

1.   Могущество католической церкви: борьба пап с императо-
рами (Григорий VII, Иннокентий III).

2.   Церковь - единая организация в раздробленной Западной и
Центральной Европе.

3.   Церковь - крупный землевладелец:

 

-    1/3 всех обрабатываемых земель в Западной Европе;

-    огромное количество зависимых крестьян.

Продолжение рассказа учителя.

Теперь нам предстоит узнать об источниках богатства папы
Римского и католической церкви.

Учащиеся знакомятся со схемой «Источники богатств католической церкви и папы Римского».

 

Источники богатств католической церкви
и папы Римского

1.  Церковная десятина - особый налог на содержание духовенства и храмов.

2.  Плата за прикосновение к «святым мощам» - верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья.

3.  Плата за обряды - венчания, крещения, отпевания.

4.  Продажа индульгенций {лат. «милость») - при дворе пап был состав-
лен перечень грехов и установлена плата за них. Христианские заповеди - «не убий», «не укради» - стали предметом торговли, которая
приносила огромные доходы.

5.  Продажа церковных должностей.

Папа Римский по высокой цене продавал церковные должности. Это приносило церкви и самому папе огромные доходы. Те,
кто покупал должность в долг, погашали его за счет продажи церковного имущества.


Учитель подводит учащихся к следующим выводам:

  Католическая церковь становилась могущественной и богатой организацией; церковь воздействовала на народные массы
через проповедь, призывая к покорности и терпению;

  Католическая церковь часть доходов тратила на помощь
бедным, больным, нищим. Проявляя милосердие, усиливала свое
влияние на массы верующих.

2. Католическая церковь и еретики.

Объяснение учителя.

Христианская мораль основана на Евангельских заповедях
(12 заповедей), например: «не убий», «не укради», «почитай отца и
мать своих», «возлюби ближнего как самого себя» и т. д. Такие
правила старались выполнять верующие, и жизнь их становилась
более отрадной, так как смягчались жестокие нравы, улучшалось
поведение людей.

Церковь призывала к спасению души через помощь всем
бедным, нищим и т. д. Церковь и христианская мораль осуждали
погоню за богатством. Идеалом добродетели считался святой или
монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу.

Но сама церковь порой не выполняла этих правил и стремилась к накоплению богатств. Поэтому стали появляться люди, обличающие официальную церковь. Их называли еретиками.

Еретик {греч. «противник») - противник господствующего
вероучения церкви.

Еретики считали:

1)   церковь «испорчена»;

2)   папа - наместник Дьявола, а не Бога.

Они отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Источники веры еретиков - Евангелие, идея «ангельской
бедности».

Учитель демонстрирует схему № 10, которая дает представление
о том, как церковь боролась с еретиками. Самым страшным наказанием
было отлучение от церкви.

 

 

 

Духовенство встало на путь физической расправы с инакомыслящими.

Папа издал предписание: «Разрушать повсюду, где были
еретики, все, что подлежит разрушению».

Далее учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям
(с. 113) «Сожжение еретиков во Франции в XIII веке», «Оборона церкви
от врагов».

Церковь утверждала, что только она защищает людей от вра-
гов церкви (еретиков) и грехов.

В XIII веке папа создал специальный церковный суд - инкви-
зицию, - направленный на борьбу с еретиками.

Инквизиция (лат. «расследование») - трибунал католиче-
ской церкви, который осуществлял судебные, сыскные, каратель-
ные функции.

Существовали особые суды инквизиции для расправы с ере-
тиками. Их подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в
том, что они служат Дьяволу.

У обвиняемых было два пути:

 

Признание своей вины

Отрицание своей вины

-  примирение с церковью,
отпущение грехов;

-  пожизненное заключение или
безболезненное убийство

- сожжение на костре
«без пролития крови»

 

Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Орудия пыток инквизиции» (с. 114).

Вывод: католическая церковь объявляла еретиками всех
неугодных ей людей: философов, ученых, просветителей, чьи


взгляды на мир, на общество не совпадали с церковными представ-
лениями.

Учитель обращает внимание учащихся на следующий факт: па-
пы Римские сделали попытку «приручить» некоторых еретиков. Каким же
образом?

Было отмечено, что народ поклоняется и почитает тех, кто
живет в бедности, в покорности, служит Богу. Поэтому были обра-
зованы ордена монахов-проповедников.

Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями
и правилами поведения.


Орден францисканцев


Орден доминиканцев


Основатель:
Франциск Ассизский

Проповедовал:

-   любовь ко всему живому;

-   предлагал отказ от собственности;

-   покаяние в грехах;

-   призывал жить в добровольной нищете за счет милостыни

Основатель:
Доминик Гусман.

Главная цель: борьба с еретиками. Доминиканцы были
судьями и служителями инквизиции.

Функции: розыск и преследование еретиков


Францисканцы:

-    проповедовали «слово Божие»;

-    старались отколоть от еретиков колеблющихся;

-    имели более 100 монастырей.

Оба ордена пользовались покровительством пап, сопернича-
ли в ученых диспутах, благотворительных делах, распространении
христианской веры.


?!

 

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:


=> Охарактеризовать организацию христианской церкви.
=> Назвать дату разделения христианской церкви
(1054 год).

Перечислить реформы папы Григория VII.
=> Перечислить источники обогащения католической церкви.
=> Почему и как церковь боролась с еретиками?

 

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 15; ответить на вопросы 1-5 на с. 133.
* Подготовить сообщение: «Священники глазами мирян».