Урок 17. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Цели:
1. Показать процесс превращения церкви в
могущественную
политическую и экономическую организацию.
2. Выяснить, как церковь увеличивала свои богатства.
3.
Ознакомить
учащихся с учением, моралью католической
церкви.
4. Охарактеризовать средневековые ереси как формы протеста народных масс против гнета католической церкви.
* Основные понятия и термины: ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Обязательно проверяются термины и понятия.
[ТГ| Задания:
=> Охарактеризовать причины возникновения городов.
=> Описать облик средневекового города.
=> Раскрыть систему самоуправления в городе.
=> Охарактеризовать причины борьбы между сеньорами и
горожанами.
=> Рассказать о
возникновении ремесленных цехов.
=> Рассказать о развитии торговли в Средние века.
=> Рассказать о жизни горожанина.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Могущество папской власти:
-
разделение
христианской церкви на восточную и запад-
ную церковь;
- борьба пап с императорами.
2. Католическая церковь и еретики:
- еретики;
- инквизиция;
- духовно-рыцарские ордена.
1. Могущество папской власти.
Изучение целесообразно начать вступительной беседой.
=> Почему возник союз франкского короля с
христианской
церковью?
:=> Кто входил в состав духовенства?
=> Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?
=> Какие страны приняли
христианство от Византии?
Учитель дает проблемное задание:
=> В XI-XIII вв. христианская церковь в Западной
Европе
достигла большого могущества. Необходимо выяснить, как и по-
чему это произошло?
В рамках учебника учитель рассказывает о разделении христианской церкви.
Рассказ учителя.
К началу XI века большинство
стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе Римскому, часть
- византийскому патриарху. От Византии христианство приняли многие на-
роды Восточной Европы и Балканского полуострова.
Папа Римский не желал самостоятельности Византийской
церкви. Византийская церковь сопротивлялась вмешательству папы в ее дела.
В 1054 году вследствие очередного спора папа Римский и византийский патриарх предали друг друга проклятью. После разделения церкви стали полностью самостоятельными. Возникли католическая церковь («всемирная») и восточная православная («правильно славящая бога»).
Между церквами существовали различия в обрядах и учении.
Учитель уточняет: несмотря на
ряд расхождений в учении и об-
рядах, православие и католичество - две ветви одной христианской
религии.
Между церквами произошло и
территориальное разделение:
православная церковь установила свое влияние над странами Вос-
точной и Юго-Восточной Европы, католическая церковь - над
странами Западной и Центральной Европы.
Учитель освещает вопрос борьбы пап с императорами.
Единство организации католической церкви, феодальная
раз-
дробленность Западной Европы, образование Священной Римской
империи, богатство католической церкви - все это послужило раз-
витию политических процессов.
С одной стороны, власть пап ослабевала, церковь теряла
влияние на верующих, падал ее авторитет. С другой, после образо-
вания Священной Римской империи на папский престол возводи-
лись ставленники германских императоров.
Начинается процесс борьбы за усиление папской власти.
Он
достиг своего апогея в годы правления Григория VII и Иннокентия III.
Реформы папы Григория VII (XI век)
1. Запрещены браки священникам.
2. Запрещена покупка церковных должностей.
3. Введен новый порядок выбора
пап - право выбора принад-
лежало кардиналам.
Вывод: Григорий VII желал подчинить
всех светских го-
сударей папе Римскому.
Учитель уточняет: борьба за право
назначать епископов вызвала
столкновение Григория VII с германским императором Генрихом IV, так
как император желал сделать епископов своими вассалами.
Епископы были выходцами из
рыцарских семей. Епископ по
законам христианской церкви должен был избираться духовенст-
вом его области, но в реальности назначался на свой пост крупным
феодалом (герцогом, бароном) или королем. Ему передавали посох
и кольцо - знаки епископской власти.
В Германии столкновение между
королем и папой Римским
привело к поражению короля Генриха IV и его унижению в Каносе,
но борьба продолжалась еще 200 лет.
Учитель может дать характеристику
деятельности папы Инно-
кентия III (в рамках учебника, с. 128-129).
Иннокентий III вмешивался в политику европейских госу-
дарств, в годы его правления некоторые страны признали вассаль-
ную зависимость от папы (Англия, Арагон, Португалия). Иннокен-
тий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким
и должен был быть глава католической церкви времен ее наивыс-
шего могущества и расцвета.
В ходе объяснения в тетрадях
учеников или на доске записываются
следующие заключения:
1. Могущество католической
церкви: борьба пап с императо-
рами (Григорий VII, Иннокентий III).
2. Церковь - единая организация
в раздробленной Западной и
Центральной Европе.
3. Церковь - крупный землевладелец:
- 1/3 всех обрабатываемых земель в Западной Европе;
- огромное количество зависимых крестьян.
Продолжение рассказа учителя.
Теперь нам предстоит узнать об источниках богатства
папы
Римского и католической церкви.
Учащиеся знакомятся со схемой «Источники богатств католической церкви и папы Римского».
Источники
богатств католической церкви
и папы Римского
1. Церковная десятина - особый налог на содержание духовенства и храмов.
2. Плата за прикосновение к «святым мощам» - верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья.
3. Плата за обряды - венчания, крещения, отпевания.
4. Продажа индульгенций {лат. «милость») - при дворе пап
был состав-
лен перечень грехов и установлена плата за них. Христианские заповеди - «не
убий», «не укради» - стали предметом торговли, которая
приносила огромные доходы.
5. Продажа церковных должностей.
Папа Римский по высокой цене продавал
церковные должности. Это приносило церкви и самому папе огромные доходы. Те,
кто покупал должность в долг, погашали его за счет продажи церковного
имущества.
Учитель подводит учащихся к следующим выводам:
•
Католическая
церковь становилась могущественной и богатой организацией; церковь
воздействовала на народные массы
через проповедь, призывая к покорности и терпению;
• Католическая церковь часть
доходов тратила на помощь
бедным, больным, нищим. Проявляя милосердие, усиливала свое
влияние на массы верующих.
2. Католическая церковь и еретики.
Объяснение учителя.
Христианская мораль основана
на Евангельских заповедях
(12 заповедей), например: «не убий», «не укради», «почитай отца и
мать своих», «возлюби ближнего как самого себя» и т. д. Такие
правила старались выполнять верующие, и жизнь их становилась
более отрадной, так как смягчались жестокие нравы, улучшалось
поведение людей.
Церковь призывала к спасению
души через помощь всем
бедным, нищим и т. д. Церковь и христианская мораль осуждали
погоню за богатством. Идеалом добродетели считался святой или
монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу.
Но сама церковь порой не выполняла этих правил и стремилась к накоплению богатств. Поэтому стали появляться люди, обличающие официальную церковь. Их называли еретиками.
Еретик {греч. «противник») - противник
господствующего
вероучения церкви.
Еретики считали:
1) церковь «испорчена»;
2) папа - наместник Дьявола, а не Бога.
Они отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.
Источники веры еретиков -
Евангелие, идея «ангельской
бедности».
Учитель демонстрирует схему № 10, которая дает представление
о том, как церковь боролась с еретиками. Самым страшным наказанием
было отлучение от церкви.
Духовенство встало на путь физической расправы с инакомыслящими.
Папа издал предписание: «Разрушать повсюду, где были
еретики, все, что подлежит разрушению».
Далее учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям
(с. 113) «Сожжение еретиков во Франции в XIII веке», «Оборона церкви
от врагов».
Церковь утверждала, что только она защищает людей от
вра-
гов церкви (еретиков) и грехов.
В XIII веке папа создал специальный церковный суд -
инкви-
зицию, - направленный на борьбу с еретиками.
Инквизиция (лат. «расследование») - трибунал
католиче-
ской церкви, который осуществлял судебные, сыскные, каратель-
ные функции.
Существовали особые суды
инквизиции для расправы с ере-
тиками. Их подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в
том, что они служат Дьяволу.
У обвиняемых было два пути:
Признание своей вины |
Отрицание своей вины |
- примирение с церковью, - пожизненное заключение
или |
- сожжение на костре |
Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Орудия пыток инквизиции» (с. 114).
Вывод: католическая церковь
объявляла еретиками всех
неугодных ей людей: философов, ученых, просветителей, чьи
взгляды на мир, на общество не совпадали с церковными
представ-
лениями.
Учитель обращает внимание учащихся
на следующий факт: па-
пы Римские сделали попытку «приручить» некоторых еретиков. Каким же
образом?
Было отмечено, что народ поклоняется и почитает тех,
кто
живет в бедности, в покорности, служит Богу. Поэтому были обра-
зованы ордена монахов-проповедников.
Орден - организация монахов или
рыцарей со своими целями
и правилами поведения.
Орден францисканцев
Орден доминиканцев
Основатель:
Франциск
Ассизский
Проповедовал:
- любовь ко всему живому;
- предлагал отказ от собственности;
- покаяние в грехах;
- призывал жить в добровольной нищете за счет милостыни
Основатель:
Доминик
Гусман.
Главная цель: борьба с еретиками. Доминиканцы были
судьями и служителями инквизиции.
Функции: розыск и преследование еретиков
Францисканцы:
- проповедовали «слово Божие»;
- старались отколоть от еретиков колеблющихся;
- имели более 100 монастырей.
Оба ордена пользовались
покровительством пап, сопернича-
ли в ученых диспутах, благотворительных делах, распространении
христианской веры.
?! |
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
=>
Охарактеризовать организацию христианской церкви.
=> Назвать дату разделения христианской церкви (1054 год).
Перечислить
реформы папы Григория VII.
=> Перечислить источники обогащения католической церкви.
=> Почему и как церковь боролась с еретиками?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 15; ответить на вопросы 1-5
на с. 133.
*
Подготовить сообщение: «Священники глазами мирян».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.