урок по истории Нового времени "Меняющееся общество"

  • docx
  • 18.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала меняющееся общество.docx

Тема: Меняющееся общество.

Задачи:  Познакомить учащихся с важнейшими переменами в социальной жизни общества. Развивать умения анализировать, делать выводы, объяснять причины происходящих изменений в обществе. Воспитывать понимание исторического пути развития современного  общества от индустриального к постиндустриальному, его социальной структуры и проблем.

Межпредметные связи: обществознание ( социальная мобильность, социальная структура общества, сословия, классы).

Внутрипредметные связи: сословная структура общества, дворяне и крестьяне, «третье сословие».

Основные понятия и термины: демографическая революция, социальная мобильность,  урбанизация, эмиграция, иммиграция,  буржуазия, средний класс, рантье, безработица.

Форма урока:комбинированный.

Ход урока.

I.                     Орг. Момент.

II.                   Актуализация опорных знаний  по теме «Экономическое развитие XIX- начала XX в.»

Проверка Д/З: §1 приведите не менее 5 факторов, иллюстрирующие итоговый вывод  §; зад.3 стр.15

III.                 Изучение нового материала.

Мотивация:Рассмотрите иллюстрации и скажите, что на них изображено (Приложение 1)

Учитель: Тема нашего урока «Меняющееся общество». Предположите, о чём сегодня мы будем говорить? (ответы детей)

План.

1.       Демографические процессы  в Европе и США в XIX в.(рассказ учителя)

2.       Новая социальная структура общества. (заполнение таблицы «Социальная структура индустриального общества XIX в.) (Приложение 2.)

Задание: На основе п.2 заполните таблицу.

3.       Рабочий вопрос (работа с текстом учебника, составление фишбоун) (Приложение 3.)

IV.                Закрепление и обобщение.

Работа с терминологией: решение  кроссворда (Приложение 4.)

V.                  Д/З § 2 составить описание положения и образа жизни рабочих XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

https://i.pinimg.com/736x/a0/f0/56/a0f056dd493ed90573e2d5b71186d15b.jpg

 

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/7f7/402760.jpg

 

 

 

https://i.pinimg.com/736x/3e/e4/41/3ee4419db5b06d7a592008ce1362e39c.jpg

 

https://i.pinimg.com/originals/66/ee/23/66ee23b08044b0e57d16d575ce5e769f.jpg

 

https://i.pinimg.com/originals/0a/82/5e/0a825eca3b76300d267adc221f2b1f8c.jpg

 

Приложение 2.

таблицы «Социальная структура индустриального общества XIX в.»

Общественная группа

состав

характеристика

Крестьянство

Наёмные сельскохозяйственные рабочие

Численность и вес в социальном составе населения сокращались

Сельская буржуазия

Дворянство

Те, кто стремились сохранить прежний образ жизни

Вес в социальном составе населения сокращался. Перестало определять политику и тенденции культуры.

«Обуржуазившиеся» дворяне

Буржуазия

Крупная буржуазия (банкиры, хозяева заводов, крупные торговцы)

Один из основных слоёв общества;

Определяло политику; формировала  общественные ценности.

Средний класс (зажиточные крестьяне, ремесленники, чиновники, торговцы)

«новое третье сословие» (инженеры, менеджеры, банковские служащие)

Наёмные рабочие

Бывшие крестьяне, ушедшие в город, потомственные работники заводов и фабрик.

Самый многочисленный слой общества, основной производитель общественных благ.

Надпись: Тяжёлые условия труда,Надпись: Использование труда женщин и детей
Надпись: Недостаточность средств к существованию

 


Надпись: безработицаПриложение 3.

Фишбоун «Рабочий вопрос»

 


Надпись: Рабочий вопрос
Надпись: Использование машин вело к сокращению рабочих местНадпись: Дети работали в шахтах с 4-х летНадпись: Рабочий день 12-14 ч., высокий травматизмНадпись: Низкая заработная платаНадпись: Пути решения: социальные реформы, создание профсоюзов

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Кроссворд

1.       Экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу.

2.       Усиление роли городов в развитии общества

3.       Люди, живущие на проценты со своего банковского капитала или иных вложений.

4.       Наука о закономерностях воспроизводства населения.

5.       Возможность перейти из одной общественной группы в другую.

6.       Выезд из страны, в которой  человек живёт.

7.       Въезд в страну, в которую человек переезжает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

и

м

м

и

г

р

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

м

о

б

и

л

ь

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

1

э

м

и

г

р

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

у

р

б

а

н

и

з

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

д

е

м

о

г

р

а

ф

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а