Тема: Меняющееся общество.
Задачи: Познакомить учащихся с важнейшими переменами в социальной жизни общества. Развивать умения анализировать, делать выводы, объяснять причины происходящих изменений в обществе. Воспитывать понимание исторического пути развития современного общества от индустриального к постиндустриальному, его социальной структуры и проблем.
Межпредметные связи: обществознание ( социальная мобильность, социальная структура общества, сословия, классы).
Внутрипредметные связи: сословная структура общества, дворяне и крестьяне, «третье сословие».
Основные понятия и термины: демографическая революция, социальная мобильность, урбанизация, эмиграция, иммиграция, буржуазия, средний класс, рантье, безработица.
Форма урока:комбинированный.
Ход урока.
I. Орг. Момент.
II. Актуализация опорных знаний по теме «Экономическое развитие XIX- начала XX в.»
Проверка Д/З: §1 приведите не менее 5 факторов, иллюстрирующие итоговый вывод §; зад.3 стр.15
III. Изучение нового материала.
Мотивация:Рассмотрите иллюстрации и скажите, что на них изображено (Приложение 1)
Учитель: Тема нашего урока «Меняющееся общество». Предположите, о чём сегодня мы будем говорить? (ответы детей)
План.
1. Демографические процессы в Европе и США в XIX в.(рассказ учителя)
2. Новая социальная структура общества. (заполнение таблицы «Социальная структура индустриального общества XIX в.) (Приложение 2.)
Задание: На основе п.2 заполните таблицу.
3. Рабочий вопрос (работа с текстом учебника, составление фишбоун) (Приложение 3.)
IV. Закрепление и обобщение.
Работа с терминологией: решение кроссворда (Приложение 4.)
V. Д/З § 2 составить описание положения и образа жизни рабочих XIX в.
Приложение 1.
Приложение 2.
таблицы «Социальная структура индустриального общества XIX в.»
Общественная группа |
состав |
характеристика |
Крестьянство |
Наёмные сельскохозяйственные рабочие |
Численность и вес в социальном составе населения сокращались |
Сельская буржуазия |
||
Дворянство |
Те, кто стремились сохранить прежний образ жизни |
Вес в социальном составе населения сокращался. Перестало определять политику и тенденции культуры. |
«Обуржуазившиеся» дворяне |
||
Буржуазия |
Крупная буржуазия (банкиры, хозяева заводов, крупные торговцы) |
Один из основных слоёв общества; Определяло политику; формировала общественные ценности. |
Средний класс (зажиточные крестьяне, ремесленники, чиновники, торговцы) |
||
«новое третье сословие» (инженеры, менеджеры, банковские служащие) |
||
Наёмные рабочие |
Бывшие крестьяне, ушедшие в город, потомственные работники заводов и фабрик. |
Самый многочисленный слой общества, основной производитель общественных благ. |
Приложение 3.
Фишбоун «Рабочий вопрос»
Приложение 4.
Кроссворд
1. Экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу.
2. Усиление роли городов в развитии общества
3. Люди, живущие на проценты со своего банковского капитала или иных вложений.
4. Наука о закономерностях воспроизводства населения.
5. Возможность перейти из одной общественной группы в другую.
6. Выезд из страны, в которой человек живёт.
7. Въезд в страну, в которую человек переезжает.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
и |
м |
м |
и |
г |
р |
а |
ц |
и |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
м |
о |
б |
и |
л |
ь |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з |
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
э |
м |
и |
г |
р |
а |
ц |
и |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
у |
р |
б |
а |
н |
и |
з |
а |
ц |
и |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
д |
е |
м |
о |
г |
р |
а |
ф |
и |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.