Урок по истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны».
Оценка 4.9

Урок по истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны».

Оценка 4.9
docx
18.05.2021
Урок по  истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны».
Урок по истории в 9 классе по теме Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.docx

Урок по  истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны».

Цели: - охарактеризовать  Австрийскую империю в первой половине XIX века, показать причины и итоги революции 1848 года;

            - дать представление о  дуалистической Австро-Венгрской монархии во второй половине XIX века;

            - раскрыть особенности политического и экономического развития Австро-Венгрии, причины медленного роста промышленности и с/х,

            - определить основные направления внешней политики Габсбургов в конце XIX века;

Оборудование: компьютер, презентация

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

1. Итальянский народ заплатил очень высокую цену за объединение страны.(Х)

2. После объединения в стране была установлена конституционная монархия. (Х)

3. К моменту объединения только на Севере страны с\х развивалось как капиталистическое (Х)

4. Конкуренция с международными корпорациями замедлило ( ускорило) концентрацию производства и создание акционерных обществ, прежде всего на Юге ( Севере) страны (О).

5. Италия больше вывозила зерна, чем ввозила (О)

6. Король Италии Умберто I был хорошо подготовлен к управлению страной и не стремился совершать захватнические войны (О)

7. В конце XIX века в Италии в изобилии стали появляться рабочие кружки и союзы. (Х)

8. Джованни Джолитти, занимая пост министра иностранных дел. Провел много реформ для улучшения жизни итальянцев. (О)

9. Отсутствие ёмкого рынка толкало правительство Италии к колониальным захватам (Х)

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока.

  1. « Мир вчерашнего дня»
  2. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи.
  3. « Весна народов»в империи Габсбургов.
  4. В поисках компромисса.
  5. Политическое устройство Австро- Венгрии.
  6. Начало промышленной революции.
  7. Накануне крушения.

4.  Изучение нового материала:

                        1) рассказ учителя:

К 30- 40-м годам XIX века Австрийская империя раскинулась от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были ей подвластны.

В её состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, а так же часть современной Румынии, Польши, Италии и Украины.

                        1. « Мир вчерашнего дня»

революционные потрясения и наполеоновские войны почти не затронули господствовавший в Австрийской империи старый порядок

Причины начала революции:

  1. Крестьянство оставалось бесправным, барщина доходила до 104 дней в году, взимался и оброк.
  2. В стране господствовали цеховые ограничения.
  3. Существовали внутренние таможенные пошлины.
  4. Запрещалось строительство новых мануфактур и фабрик.
  5. Суровая цензура ( под запретом стихи Шиллера, Гёте и др.)
  6. Школа находилась под контролем духовенства.
  7. Политический и духовный гнет народов империи (в отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй»).

- Казалось, время остановилось в середине XVIII века. И всё же в 30-40-е годы появились первые фабрики. Промышленная революция началась в наиболее развитых провинциях – Нижней Австрии и Чехии. Крупным промышленным центром стала Вена.

                        2. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи.

                        2) самостоятельная работа:

- Прочитать пункт «Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи» и подтвердить примерами из текста об эпохе возрождения

                        3) рассказ учителя:

             3. « Весна народов» в империи Габсбургов.

- В 40-е гг. Австрийская империя вступила в состояние глубокого политического кризиса .

Причины кризиса :

  1.  Развитию промышленной революции мешали старые феодальные порядки.
  2. Запретительная политика Габсбургов в области экономики
  3. Политические репрессии.
  4. 1847 год – мировой экономические кризис («голодные сороковые»)
  5. Стремлением народов империи к национальной независимости.

Результат - 1848 г. – революции в Австрийской империи
(Австрии, Венгрии, Чехии). Революции подавлены войсками Австрии и России

- 13 марта в Вене началась революция. Вышедшие на баррикады рабочие, ремесленники, студенты требовали принятие конституции и смены правительства.

В итоге император был вынужден удалить из правительства Меттерниха, этот символ австрийского абсолютизма. Канцлер бежал. Переодевшись в женское платье. Правительство обещало ввести конституцию и решило создать Национальную гвардию.

- Обнародованная в мае конституция установила высокий имущественный ценз. Попытка распустить Национальную гвардию вызвала восстание.

новое восстание вспыхнуло в Вене в октябре 1848 года. Поводом послужило начавшееся в Венгрии революции. Восстание было жестоко подавлено. НО правительство, боясь новой вспышки протеста, пошла на уступки:

            1) вынудило императора Фердинанда отречься от престола, а корону вручили его племяннику, 18-летнемц Францу Иосифу

            2) император распустил австрийский рейхстаг

            3) ввёл конституцию, закреплявшую целостность империи

12 июня 1848 г. – революция в Чехии

 

15 марта1848 г. –

Революция в Венгрии

 

Повстанцы выдвинули требования всеобщего избирательного права

и самоуправления.17 июня- восстание

было подавлено.

17 марта было сформировано новое

правительство, проведена

крестьянская реформа ( упразднили барщину и церковную десятину, в руки крестьян перешла 1/3 обрабатываемых земель)

Итог: император утвердил

революционные законы.

- политические свободы и землю получили все народы венгерского королевства, но вопрос о национальных правах поставлен не был;

- венгры не получили национальную независимость

- после поражения  революции в Венгрии революционное движение в империи Габсбургов стало затихать.

                            4) работа по учебнику:

– прочитать п. « В поисках компромисса»

                                    5) рассказ учителя:

                        Политическое устройство Австрии

1) Австро-Венгрия - конституционная монархия без всеобщего избирательного права

2) Франц Иосиф - император Австрии и король Венгрии

3) У Австрии и Венгрии общее:

         флаг,

         армия,

         три министерства: военное, финансов и иностранных дел.

         финансовая система.

Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

4) Но Австрия и Венгрия имели каждая свои:

         конституцию,

         парламент,

         правительство

 

«Восстановить единство земель чешской короны».

1868 г. – Чешское государство (Чехия, Моравия и Силезия) поставило вопрос об отделении от Австрии

- Австрия согласилась на проведение демократических реформ:

- Снизили имущественный ценз, дававший право на участие в выборах, в результате широкие слои мелких собственников города и деревни, часть рабочих получили право голоса.

- Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента.

- В областях, где было смешанное население, вводились два языка, и чиновники Чехии и Моравии обязаны были их знать

Вывод: В целом же положение чехов, поставивших вопрос о полном отделении от Австрии, оставалось прежним. Против их притязаний на независимость выступала и Венгрия.

- Конфликты в стране не утихали. За период с 1897 по 1914 гг. в Австрии 15 раз сменялись правительства. Почему:

            1) кабинет министров назначался королём, входили аристократы и чиновники

            2) правительство проводило политику небольших уступок, чтобы поддерживать население империи в «состоянии умеренного недовольства» и не доводить их до опасных взрывов.

            3) социального законодательства не существовало

            4) в 1907 г. парламент принял новый избирательный закон, предоставивший право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет

            5) в 1908 г. право голоса предоставлялось только грамотным  мужчинам. Причём собственникам какого-либо имущества

                        6) самостоятельная работа:

- Прочитайте п. « Начало промышленной революции»  подтвердите фактами, которые свидетельствуют о том, что в Австро-Венгрии действительно началась промышленная революция.

                     7) работа по учебнику:

                                Стр. 185-186.

5. Подведение итога урока.

                        Вопросы на стр. 186

6. Домашнее задание: Параграф 23, вопросы, записи, задание 5 на стр. 188


 

Урок по истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и

Урок по истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и

Школа находилась под контролем духовенства

Школа находилась под контролем духовенства

Повстанцы выдвинули требования всеобщего избирательного права и самоуправления

Повстанцы выдвинули требования всеобщего избирательного права и самоуправления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021