Урок по истории в 9 классе по теме: «Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны».
Цели: - охарактеризовать Австрийскую империю в первой половине XIX века, показать причины и итоги революции 1848 года;
- дать представление о дуалистической Австро-Венгрской монархии во второй половине XIX века;
- раскрыть особенности политического и экономического развития Австро-Венгрии, причины медленного роста промышленности и с/х,
- определить основные направления внешней политики Габсбургов в конце XIX века;
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
1. Итальянский народ заплатил очень высокую цену за объединение страны.(Х)
2. После объединения в стране была установлена конституционная монархия. (Х)
3. К моменту объединения только на Севере страны с\х развивалось как капиталистическое (Х)
4. Конкуренция с международными корпорациями замедлило ( ускорило) концентрацию производства и создание акционерных обществ, прежде всего на Юге ( Севере) страны (О).
5. Италия больше вывозила зерна, чем ввозила (О)
6. Король Италии Умберто I был хорошо подготовлен к управлению страной и не стремился совершать захватнические войны (О)
7. В конце XIX века в Италии в изобилии стали появляться рабочие кружки и союзы. (Х)
8. Джованни Джолитти, занимая пост министра иностранных дел. Провел много реформ для улучшения жизни итальянцев. (О)
9. Отсутствие ёмкого рынка толкало правительство Италии к колониальным захватам (Х)
3. Сообщение темы и целей урока.
План урока.
4. Изучение нового материала:
1) рассказ учителя:
К 30- 40-м годам XIX века Австрийская империя раскинулась от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были ей подвластны.
В её состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, а так же часть современной Румынии, Польши, Италии и Украины.
1. « Мир вчерашнего дня»
революционные потрясения и наполеоновские войны почти не затронули господствовавший в Австрийской империи старый порядок
Причины начала революции:
- Казалось, время остановилось в середине XVIII века. И всё же в 30-40-е годы появились первые фабрики. Промышленная революция началась в наиболее развитых провинциях – Нижней Австрии и Чехии. Крупным промышленным центром стала Вена.
2. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи.
2) самостоятельная работа:
- Прочитать пункт «Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи» и подтвердить примерами из текста об эпохе возрождения
3) рассказ учителя:
3. « Весна народов» в империи Габсбургов.
- В 40-е гг. Австрийская империя вступила в состояние глубокого политического кризиса .
Причины кризиса :
Результат - 1848 г. – революции в Австрийской империи
(Австрии, Венгрии, Чехии). Революции подавлены войсками Австрии и России
- 13 марта в Вене началась революция. Вышедшие на баррикады рабочие, ремесленники, студенты требовали принятие конституции и смены правительства.
В итоге император был вынужден удалить из правительства Меттерниха, этот символ австрийского абсолютизма. Канцлер бежал. Переодевшись в женское платье. Правительство обещало ввести конституцию и решило создать Национальную гвардию.
- Обнародованная в мае конституция установила высокий имущественный ценз. Попытка распустить Национальную гвардию вызвала восстание.
новое восстание вспыхнуло в Вене в октябре 1848 года. Поводом послужило начавшееся в Венгрии революции. Восстание было жестоко подавлено. НО правительство, боясь новой вспышки протеста, пошла на уступки:
1) вынудило императора Фердинанда отречься от престола, а корону вручили его племяннику, 18-летнемц Францу Иосифу
2) император распустил австрийский рейхстаг
3) ввёл конституцию, закреплявшую целостность империи
12 июня 1848 г. – революция в Чехии
|
15 марта1848 г. – Революция в Венгрии
|
Повстанцы выдвинули требования всеобщего избирательного права и самоуправления.17 июня- восстание было подавлено. |
17 марта было сформировано новое правительство, проведена крестьянская реформа ( упразднили барщину и церковную десятину, в руки крестьян перешла 1/3 обрабатываемых земель) Итог: император утвердил революционные законы. - политические свободы и землю получили все народы венгерского королевства, но вопрос о национальных правах поставлен не был; - венгры не получили национальную независимость - после поражения революции в Венгрии революционное движение в империи Габсбургов стало затихать. |
4) работа по учебнику:
– прочитать п. « В поисках компромисса»
5) рассказ учителя:
Политическое устройство Австрии
1) Австро-Венгрия - конституционная монархия без всеобщего избирательного права
2) Франц Иосиф - император Австрии и король Венгрии
3) У Австрии и Венгрии общее:
• флаг,
• армия,
• три министерства: военное, финансов и иностранных дел.
• финансовая система.
Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ
4) Но Австрия и Венгрия имели каждая свои:
• конституцию,
• парламент,
• правительство
«Восстановить единство земель чешской короны».
1868 г. – Чешское государство (Чехия, Моравия и Силезия) поставило вопрос об отделении от Австрии
- Австрия согласилась на проведение демократических реформ:
- Снизили имущественный ценз, дававший право на участие в выборах, в результате широкие слои мелких собственников города и деревни, часть рабочих получили право голоса.
- Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента.
- В областях, где было смешанное население, вводились два языка, и чиновники Чехии и Моравии обязаны были их знать
Вывод: В целом же положение чехов, поставивших вопрос о полном отделении от Австрии, оставалось прежним. Против их притязаний на независимость выступала и Венгрия.
- Конфликты в стране не утихали. За период с 1897 по 1914 гг. в Австрии 15 раз сменялись правительства. Почему:
1) кабинет министров назначался королём, входили аристократы и чиновники
2) правительство проводило политику небольших уступок, чтобы поддерживать население империи в «состоянии умеренного недовольства» и не доводить их до опасных взрывов.
3) социального законодательства не существовало
4) в 1907 г. парламент принял новый избирательный закон, предоставивший право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет
5) в 1908 г. право голоса предоставлялось только грамотным мужчинам. Причём собственникам какого-либо имущества
6) самостоятельная работа:
- Прочитайте п. « Начало промышленной революции» подтвердите фактами, которые свидетельствуют о том, что в Австро-Венгрии действительно началась промышленная революция.
7) работа по учебнику:
Стр. 185-186.
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 186
6. Домашнее задание: Параграф 23, вопросы, записи, задание 5 на стр. 188
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.