Урок по КНРСЯ. "Проблема сохранения культурных традиций коренных народов РС(Я)"
Оценка 5

Урок по КНРСЯ. "Проблема сохранения культурных традиций коренных народов РС(Я)"

Оценка 5
docx
07.05.2021
Урок по КНРСЯ. "Проблема сохранения культурных традиций коренных народов РС(Я)"
Открытый урок Проблема сохранения культурных традиций коренных народов РС(Я).docx

Ролевая игра «Модель ООН ЮНЕСКО»

Тема: «Национальные праздники коренных народов Республики Саха(Якутия)».

 

Краткое описание: написала конспект сценария открытого урока по КНРС(Я) для 8 классов.

Тема «Национальные праздники коренных народов РС(Я)». Этот урок проводится в виде ролевой игры «Модель ООН». Учащиеся должны разделиться на 5 районов РС(Я) и выбрать одного делегата, который бы представлял свой народ. Учитель становится главным председателем. Он управляет за ходом игры.

 

Класс: 8 классы

Участники игры:

Делегаты - учащиеся

Корреспонденты, пресса – учителя.

Главный председатель – учитель Максимова Марфа Даниловна.

Председатель –ученик.

Эксперт – ученик.

Цели и задачи игры:

1.    приобретение знаний о том, как работает глобальная международная организация (структура ООН, ее протоколы, формат и деятельность)

2.    приобретение знаний в их  практическом применении в процессе обсуждении ключевых политических и экономических вопросов современности, которые волнуют все человечество

3.    развитие навыков публичного выступления

4.    приобретение опыта работы в команде, создания блоков и коалиций, поиска  компромиссов и т.д.

План:

1.    Рассказ об игре «Модель ООН».

2.    Повестка дня. Оглашение проблемного вопроса.

3.    Выступление детей. Представляют 1 народ.

4.    Дебаты.

5.    Резолюция (итог всему сказанному).

6.    Подведение итогов. Выбираем лучшего делегата.

Ход урока:

1.    Приветствие собравшихся участников.

Главный председатель – учитель Максимова М.Д.

- Здравствуйте дорогие гости, делегаты нашего сегодняшнего заседания. Сегодня наш урок будет проводится в  виде игры «Модель ООН».

Модель ООН - это ролевая игра, в ходе которой имитируются заседания органов ООН. На несколько часов учащиеся становятся дипломатическими представителями различных государств, которые собрались в ООН, чтобы решить вопросы, волнующие все человечество. Модель требует от участника полного перевоплощения - делегат должен знать историю и внешнюю политику представляемой страны.

Основные этапы подготовки к Модели ООН

1.  Знакомство со страной, которую представляет команда.  Все выступают в своих комитетах только с позиции представляемой страны.

2.  Изучение органа, в котором предстоит работать.

•   Какова цель создания данного Органа или комитета?

•   Каковы его полномочия?

•   Каков круг обсуждаемых тем?

•   Что комитет не может санкционировать?

3.  Подготовка позиции своей страны

А. Изучить позицию страны по вопросам повестки дня

Б. Нужно сформулировать для себя ожидаемый результат:

•   Какие решения будут выгодны для страны.

•   Какое решение страна готова предложить для данной проблемы.

•   Какие решения категорически неприемлемы для данной страны.

В. Задайте себе контрольные вопросы:

•   Понимаю ли я суть проблемы, стоящей на повестке дня?

•   Знаю ли я позицию «своей» страны по данному вопросу?

•   Могу ли объяснить, почему у «моей» страны именно такая позиция?

•   Знаю ли я, какие государства мои союзники, а какие – противники?

4.  Основной задачей речи является донесение представителям делегации той проблематики, которую она предполагает важной и необходимой к рассмотрению мировым сообществом.

 

Итогом работы становится резолюция, которая является компромиссом между позициями стран-участниц.

1.  Резолюция -  документ, прошедший по итогам голосования в данном органе или комитете, либо принятый консенсусом.

2. Резолюция может быть подготовлена представителем государства единолично, либо совместно с представителями других государств.

3. Резолюция может содержать либо общие положения, либо побуждения к действиям по отношению к органам ООН, специализированным учреждениям ООН или государствам. И хотя, в основном, в резолюциях излагается план действий, некоторые резолюции могут содержать тексты договоров, деклараций или конвенций.

4.Каждый участник конференции готовит рабочий документ резолюции. В  процессе дебатов (важнейшая часть работы модели, в ходе которой делегаты объединяются в политические коалиции, представляют подготовленные ими проекты резолюций, обсуждают с коллегами по органу свои предложения, согласовывают свои позиции по обсуждаемому вопросу и составляют общий проект резолюции, который впоследствии будет рассматриваться на заседании Комиссии/Комитета). Одна страна не может представить на рассмотрение органу рабочий проект резолюции. В ходе работы путём голосования из общего числа проектов резолюции выбирается один, над которым идёт дальнейшая работа: обсуждение, внесение поправок. Проекты резолюций рассматриваются органом по порядку из регистрации Секретариатом. Если первый проект резолюции принимается делегатами, то другие – не рассматриваются.

 

Тема «Национальные праздники коренных народов Республики Саха(Якутия)».

Эксперт:

В последние годы мировым сообществом в лице его наиболее авторитетных организаций – ООН, ЮНЕСКО – предпринимаются усилия, направленные на правовую защиту коренных малочисленных народов Севера и сохранение культурного разнообразия. Утвержденные данными организациями важные международные документы, хотя и не являются нормами прямого действия, оказывают серьезное влияние на политику многих государств в отношении коренных народов, вынуждая учитывать в этой политике их интересы. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия», Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года». В регионах России где проживают коренные малочисленные народы действуют Уполномоченные по правам коренных народов. В Республике Саха Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов в 2014 году был назначен Роббек Константин Васильевич.

Сейчас огромное значение уделяется сохранению и развитию культурного и природного наследия народов Крайнего Севера. В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите нематериального культурного наследия. К нематериальному культурному наследию относятся обычаи, традиции, обряды и ритуалы, праздники, ремесла, исполнительское искусство. Поэтому сейчас очень важно сохранить культурные традиции наших коренных народов.

Самобытные культурные традиции передаются из поколения в поколение именно через национальные праздники. Сегодня на нашем заседании присутствуют коренные народы РС(Я): эвены, эвенки, долганы, юкагиры, якуты. Делегаты этих народов расскажут нам самые  известные национальные праздники своего народа.

Проблемный вопрос. Сохранение праздничных традиций коренных народов РС(Я).

Председатель спрашивает присутствующих:

- Город Якутск? (якуты)

Дети поднимают таблицу с названием своего города, района и говорят: «Присутствуют».

- Эвено-Бытантайский район? (эвены)

- Оленёкский эвенкийский национальный район? ( эвенки)

- Нижнеколымский район? ( Юкагиры).

- Анабарский район? ( Долганы)

Председатель:

- Итак, начинаем игру.

 

Эксперт:

- Повестка дня «Сохранение праздничных традиций коренных народов РС(Я)»

Коренные малочисленные народы Севера в результате многовековой адаптации к экстремальной природной среде создали уникальные культуры, которые являются «памятниками больших человеческих усилий в почти нечеловеческих условиях».

Процессы глобализации, индустриализации поставили под угрозу существование этих традиционных культур. Поэтому необходима целенаправленная работа для сохранения и развития этих культур.

Оптимизма придает активная общественная позиция молодежи, заинтересованных в социально-экономическом и культурном развитии коренных малочисленных   народов  РС(Я),   защиты малочисленных народов РС(Я).  Должное место занимает в этом старшее  поколение, которое остается проводником выявления и сохранения культурного наследия.

Сегодня рассмотрим национальные праздники коренных народов Республики Саха (Якутия).

Председатель оглашает порядок выступления:

 - Делегатам дается 3 мин. на выступление, 1 мин. на вопросы.

Председатель:

- Приглашаем на высокую трибуну делегата из Эвено-Бытантайского района.

Делегат  из Эвено-Бытантайского района:

- Здравствуйте, уважаемый Президиум и делегаты!

Эвены – самобытный народ. И их самобытность выражается, прежде всего, в неповторимых обычаях, обрядах и традициях, отражающих глубинную народную мудрость. Они, ведя кочевой образ жизни, жили полнокровной жизнью благодаря древним обычаям, обрядам, традициям, которые обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведение, поступки людей. Все это передавали из поколения в поколение в течение длительного периода истории. Благодаря этому обстоятельству эвены сохранились как этнос. 

Возрождаются традиционные праздники эвенов: Эвинэк, Бакылдыдяк, Праздник оленевода и др.

Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня)
Проведение праздника встречи занимало особое место в жизни эвенов. После долгого сурового зимнего периода, в течение трех самых долгих дней в году эвены, съехавшись с разных местностей, проводили время веселье: пели, танцевали хороводные танцы.

На таких сборах осуществлялись взаимный обмен, брачные сговоры, устраивались молодежные развлечения, спортивные состязания и другие. Конкурс национальных костюмов, летние праздничные наряды высокохудожественные выступления запевалов и мелодистов развивают эстетические чувства у подрастающего поколения. Для воспитания девушек в духе народных традиций проводится конкурс красоты «Нод асаткан».

«Бакылдыдяк» — эвенский праздник первой рыбы.

В старину оленеводы-эвены заранее договаривались о встрече близ устья реки ко времени начала нереста лосося. Когда приходил срок, покидали свои стойбища, оставив только несколько человек следить за оленями, и переезжали к морю. Там они ловили рыбу, заготавливали на зиму юколу.
На берегу моря юноши состязались в беге, борьбе, прыжках, стрельбе из лука, метании аркана. Разные родовые группы эвенов обменивались своими преданиями, песнями, легендами.

День оленевода

Это традиционный праздник тундрового населения. Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. Праздник оленеводов отмечается, прежде всего, спортивными состязаниями, в которых можно показать свою сноровку и умение: гонки на оленьих упряжках на 10 км., гонки на верховых оленях на 1км., метание маута на 11-15м., бег с палкой по целине.

Эвенская традиционная культура претерпела за последние десятилетия значительные изменения. В сфере духовной культуры произошли изменения в положительную сторону. Возрождается «утраченная культура». Прежде всего, это касается обрядов и праздников календарного цикла, являющихся неотъемлемой частью жизни народа. Содержание церемоний праздников в данное время восстановлены.

Мы предлагаем привлечь большое внимание к нашим национальным праздникам, проведение праздников не только в нашем районе, но и в других районах РС(Я).

- Спасибо за внимание, наш район готов для вопросов.

Учащиеся-делегаты, пресса должны задавать вопросы. Если делегат затрудняется ответить на заданный вопрос, то он говорит: «Я закрываюсь от этого вопроса».

Председатель:

- Приглашаем на высокую трибуну делегата из города Якутска.

Делегат  г. Якутска:

- Здравствуйте, уважаемый Президиум и делегаты!

 Каждый народ имеет старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа саха это праздник Ысыах, который с 1992 года стал Государственным праздником РС (Я).

Ысыах — это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.

Национальный праздник Ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. Ысыах — это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.

Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ритуальный комплекс, музыкальная культура, фольклор, наконец, традиционное мировоззрение.

Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад. Также на Ысыахе проводятся Игры Дыгына, конкурс сказителей — олонхосутов, конкурс на лучшее оформление Туhулгэ.

Мы предлагаем и дальше сохранять наш традиционный праздник, культурные традиции, обучать молодое поколение обычаям и обрядам нашего народа.

Просим внести в список ЮНЕСКО национальный праздник Ысыах.

- Спасибо за внимание. Мы готовы для вопросов.

Председатель:

- Благодарю за выступление.

- Следующим приглашаем делегата из Нижнеколымского района.

Делегат  из Нижнеколымского района:

- Здравствуйте, уважаемый Президиум и делегаты!

«Шахадьибэ»-  юкагирский праздник расцвета природы. В старину в июне все юкагирские роды с разных притоков Колымы съезжались на общее собрание. Местность, где устраивалось собрание, называлась шахадьибэ, что в переводе с юкагирского означает «место для сборов» или «собрание всех племен». Празднество могло продолжаться месяц.

Праздник начинается с "кормления" огня: старейший мужчина произносит обращения к Солнцу, духам стихий - огня, воды и кормит огонь мясом, рыбой, затем проводятся праздничный концерт и ярмарка. Перед встречей Солнца мужчины и дети соревнуются в состязаниях на ловкость и силу. Состязания включают в себя борьбу, прыжки по кочкам, метание баласа, поднятие тяжестей, игру в мяч - "юкагирский футбол" - похожий на современный футбол, только вместо мяча крепко скатанный кусок шкуры сохатого, цель игры - занести "мяч" за черту ворот.

Главным моментом праздника является встреча восхода Солнца, в это время юкагиры проходят через своеобразные арочные ворота и по ним легонько ударяют веточками лиственницы, что символизирует очищение. После этого присутствующие начинают танцевать круговой танец "лондол", в центре круга которого танцует пара солистов.

 На сборах юкагиры дарили друг другу подарки, обменивались товаром.

Праздник юкагиров был воссоздан на I съезде юкагирского народа в 1992 году в селе Нелемное.

Мы выражаем уверенность, что совместными усилиями нам удастся сохранить и бережно передать нашу культуру, обычаи и обряды. Национальные праздники имеют разные значения, но смысл у них один – это единение народов нашей республики.

Председатель:

- Вы открыты для вопросов?

- Приглашаем на высокую трибуну делегата из Анабарского района..

Делегат из Анабарского района:

- Здравствуйте, уважаемый Президиум и делегаты!

Анабарские долганы — один из коренных народов, населяющих территорию Анабарского улуса Республики Саха. Говорим на долганском диалекте якутского языка. Наше традиционное занятие — кочевое оленеводство, охота и рыболовство. В настоящее время проживаем в поселках современного типа Юрюнг-Хая и Саскылах. Здесь, в суровых условиях арктической тундры, в краю полярных ночей и холодных ветров, сложилась наша многовековая история, сформировалась неповторимая культура.

Хэйро – праздник долган, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило долганы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.

Весна в Анабаре приходит с главным праздником – Днем оленевода. На это событие в Юрюнг-Хая съезжаются все оленеводческие бригады улуса и подводят своего рода итоги прошедшего года. Очень зрелищна и разнообразна программа праздника, особенно спортивная. Метание аркана, прыжки через нарты, гонки на оленях, лыжах, снегоходах – мужчины,  женщины и дети с особым азартом участвуют в этих соревнованиях.

Чем особенно привлекают все эти праздники, так это красотой и самобытностью  национальной одежды, в которую наряжаются от мала до велика. К традиционной одежде в Анабаре особое трепетное отношение – почти каждая женщина здесь имеет талант к шитью, как будто сама природа так распорядилась. И мастерство это передается из поколения в поколение.

"Человек жив, пока олень жив", говорят долганы. Немало тяжелых испытаний выпало на долю этого северного народа, но они сумели сохранить свое исконное: оленя, традиции, культуру. Теперь старшее поколение волнует один вопрос: что выберут их дети? Мир глобальной цивилизации или тундру? Смогут ли они устоять перед соблазнами большого мира и найти в себе силы продолжать дело предков?

- Спасибо за внимание, наш район готов для вопросов.

 Председатель:

-  К высокой трибуне приглашается  делегат из Оленёкского эвенкийского национального района.

Делегат  из Оленёкского эвенкийского национального района:

- Здравствуйте, уважаемый Президиум и делегаты!

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, передаваемые из глубины веков, из поколения в поколение, являющиеся свидетельством его уникальной культуры и национальной идентичности. Так и у эвенкийских кочевников, таежных и тундровых, издревле повелось каждый год в начале лета отмечать цветение природы.

Как истинные дети природы эвенки всегда жили в гармонии с природой, следовали неписаным законам тайги и тундры, никогда не брали от нее ничего лишнего, ибо чувствовали ту тонкую нить, связывающую их с окружающим миром. И поэтому они с таким нетерпением ждали наступления чудесной поры – Бакалдына, когда могли собраться в одном месте, узнать последние новости, кто как охотился, был ли удачлив, наведаться в гости в соседние или родственные стойбища.

Синилгэн - эвенкийский праздник первого снега, благословения зимовья. Синилгэн - праздник души и ликования эвенков, так как у них с этого сезона начинается великая охота. Слово "синилгэн" означает "первый снег".

Синилгэн проводится по особому обряду. Эвенки каждым обрядом показывают уважение и преклонение перед силами природы, старейшинами, которые просят у духа огня благословение для всех мужчин своего рода. В начале проходят старейшины обряд очищения через Чичипкан, который огорожен от злых духов леса, а потом молодые люди. Потом многоуважаемая женщина рода просит у духа огня благословение и кормит специальным угощением. После этого мужчины выполняют обряд добывания удачи для охотников. При этом сильные духом и одаренные охотники берут с собой лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. Все около юрты становятся в хоровод и по кругу солнца устраивают hэдьэ на эвенкийском языке.

Эвенки всегда праздновали Синилгэн. Продолжают эту традицию эвенки живущие в городе Якутске.

Весной ежегодно отмечается День оленевода и охотника. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тайге, круглый год переезжая с одного пастбища на другое вместе с семьями и оленьими стадами. 

Мероприятие начнется с традиционного обряда «Улгани». Гости и участники праздника должны встать перед огнем, поклониться и дать ему веточку хвои. Считается, что таким образом происходит очищение души. 

Эвенки-кочевники продемонстрируют мастерство в гонках на оленьих упряжках и верховой езде, состоится конкурс на лучшую хозяйку чума. 

Bсе желающие могут приобрести изделия декоративно-прикладного творчества, одежду и обувь из меха и кожи, а также отведать неповторимые блюда национальной эвенкийской кухни. 

Традиции продолжаются и поныне. Современные эвенки уважают и чтут обычаи своих великих предков. Мы предлагаем сохранить наши традиции и обучать молодое поколение. Также хорошо было бы собрать все материалы о национальных праздниках коренных народов РС(Я) и создать общий сборник.

 

В конце выступления учащихся начинаются дебаты. Делегаты могут советоваться с экспертом. Итогом работы становится резолюция, которая является компромиссом между позициями районов РС(Я). Делегаты составляют резолюцию.

Председатель:

-  заканчиваем проекты резолюции. Через 15 мин. собираем резолюции.

Защита резолюций делегатами.

Голосование за проект резолюции №1 и №2

Делегаты поднимают карточки и выбирают понравившийся проект резолюции.

Председатель:

- Проходит резолюция под № 1.      

Пример резолюции

Резолюция № 1 (2019)

Принятая ______(районами РС(Я) на его 6 заседании

____ ноября 2019 года

 

Районы РС(Я) __________,

основываясь на целях и принципах Устава Организации Объединённых Наций,

cсылаясь на все свои резолюции предшествующие данной, в частности резолюции 2 (2015), 3 (2016), 4 (2017), 5 (2018),

с удовлетворением отмечая Оленёкский эвенкийский национальный  район,

выражая свою признательность заявлениям Эвено-Бытантайского района,

поощряя стремление города Якутска войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО,

будучи глубоко взволнованным проблемой сохранения праздничных традиций коренных народов РС(Я),

вновь требуя привлечь большое внимание к нашим национальным праздникам, чтобы праздники проходили  не только в нашем районе, но и в других районах РС(Я).,

поощряя усилия, направленные на сохранение праздничных традиций,

приветствуя активную общественную позицию молодежи, заинтересованную в социально-экономическом и культурном развитии коренных малочисленных   народов  РС(Я).

1.      призывает стороны совместными усилиями сохранить и бережно передать культуру, обычаи и обряды молодому поколению;

2.      высоко оценивает, что современные коренные народы уважают и чтут обычаи своих великих предков, что традиции продолжаются и поныне;

3.      приветствует инициативу Оленёкского эвенкийского национального района о создании общего сборника культурных традиций;

4.      призывает мировое сообщество оказывать всестороннюю помощь коренным народам РС(Я);

5.      требует от сторон принять необходимые шаги и меры, которые бы обеспечивали выполнение резолюций районов РС(Я);

6.      постановляет в дальнейшем заниматься этим вопросом.

Заключение.

Задачи сохранения языков и традиционной культуры народов Севера являются значимыми для всего человечества. Малочисленные этносы вместе с другими народами образуют человечество как целостность. Поэтому решение глобальных проблем современности невозможно без учета их своеобразной культуры и опыта исторического развития. Мировое сообщество в настоящее время признает вклад коренных народов в социальную и экологическую гармонизацию общечеловеческого существования. Более того, этнокультурное разнообразие является необходимым условием жизнеспособности глобального социума. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ролевая игра «Модель ООН ЮНЕСКО»

Ролевая игра «Модель ООН ЮНЕСКО»

Могу ли объяснить, почему у «моей» страны именно такая позиция? •

Могу ли объяснить, почему у «моей» страны именно такая позиция? •

Нижнеколымский район? ( Юкагиры)

Нижнеколымский район? ( Юкагиры)

Мы предлагаем привлечь большое внимание к нашим национальным праздникам, проведение праздников не только в нашем районе, но и в других районах

Мы предлагаем привлечь большое внимание к нашим национальным праздникам, проведение праздников не только в нашем районе, но и в других районах

Председатель : - Вы открыты для вопросов? -

Председатель : - Вы открыты для вопросов? -

Весной ежегодно отмечается День оленевода и охотника

Весной ежегодно отмечается День оленевода и охотника

Заключение. Задачи сохранения языков и традиционной культуры народов

Заключение. Задачи сохранения языков и традиционной культуры народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021