МБОУ «Белиджинская гимназия №1»
Открытый урок по теме:
«Все о сложноподчиненном предложении»
Подготовила: Бабаева С.А.
учитель русского языка и литературы
Разработка открытого урока русского языка
9 класс
Тема: «Все о сложноподчиненном предложении»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения.
Задачи:
- знать способы
связи придаточного предложения с главным;
- уметь распознавать
виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе
сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения,
ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический
разбор СПП;
- развивать интерес к русскому языку.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».
Вид урока: командная игра-путешествие «Синтаксическое колесо».
Технология: игровая технология с элементами групповой.
Методы и приемы: беседа.
Оборудование:
1 схема движения команд;
2 карточки для групповой работы;
3 тесты;
4 лист контроля знаний, умений и навыков;
5 компьютер
6 интерактивная доска
7 проектор
План урока
1. Организационный момент (пояснение и запись темы, постановка цели урока).
2. Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Сложноподчиненное предложение» (прохождение «станций» урока-игры) .
3. Домашнее задание.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по синтаксису сложноподчиненного предложения. Вы умные и хорошие
ребята, и у нас с вами сегодня все хорошо получится. Напоминаю, что заранее класс был поделен на три команды - № 1, № 2, № 3. В составе каждой команды находятся ребята с разным уровнем усвоения изученной темы.
Итак, мы начинаем командную игру «Синтаксическое колесо». На интерактивной доске вы видите схему движения команд и название станций, на которых побываете.
Схема
* Теоретическая
Синтаксическая * * Творческая
Тестовая * * Угадай-ка
* Блеф-клуб
Учитель: Игра командная, поэтому отправиться в путешествие можно лишь тогда, когда будет дан полный ответ на вопрос по теме урока на каждой станции, где вы получаете задание, выполнить которое должны все члены команды. У вас на столах находятся маршрутные листы и разноцветные конверты с заданиями. Впишите в маршрутные листы состав команды и ее название.
Игра – путешествие «Синтаксическое колесо» 9 « б » класс
Маршрутный лист команды __________________________________________
|
|
Станции |
Итого |
Оценка |
|||||
Теорети- ческая |
Творчес- кая |
Угадай - ка |
Блеф- -клуб |
Тесто- вая |
Синтак- сическая |
||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Вашими строгими судьями сегодня будет наше жюри – это учитель русского языка и литературы и 3 уч-ся из 10 класса. Им предстоит оценить ваши знания по пути следования по «Синтаксическому колесу». Результаты вашей работы будут заноситься в сводную таблицу
Игра – путешествие « Синтаксическое колесо »
« » __________ 20 ___ 9 « б » класс Сводная таблица
Название станции |
Команда № 1 |
Команда № 2 |
Команда № 3 |
Теоретическая |
|
|
|
Творческая |
|
|
|
Угадай – ка |
|
|
|
Блеф – клуб |
|
|
|
Тестовая |
|
|
|
Синтаксическая |
|
|
|
Результат |
|
|
|
Учитель: Команды готовы? Тогда в путь!
2. Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчиненное предложение»
2.1. Станция «Теоретическая»
Учитель: Наше путешествие мы начинаем со станции «Теоретическая».
На данной станции я проведу блиц-опрос. Каждый ответ должен быть подкреплен примером.
Учитель: Какие предложения называются сложными?
Учащийся команды № 1: Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Еще напор – и враг бежит.
Учитель: Какие предложения называются сложноподчиненными?
Учащийся команды № 2: Сложноподчиненным предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Например: Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
Учитель: Верно. Что значит «придаточное» и «главное» предложение?
Учащийся команды № 3: Это значит, что сложноподчиненное предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчиненной – придаточной. Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью.
Учитель: Где может находиться придаточная часть по отношению к главной части?
Учащийся команды № 1: Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или в середине нее. Например: Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей (стоит перед главной частью). Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собью (стоит в середине). Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки (стоит перед главной частью).
Учитель: Молодец. Назовите средства связи придаточного предложения с главным.
Учащийся команды № 2: Придаточное предложение с главным может соединяться с помощью подчинительных союзов (если, чтобы, что, как и т.д.). Они находятся в придаточной части и не являются ее членами. А так же с помощью союзных слов (который, какой, чей, кто, что и т.д.). Они являются членами придаточного предложения.
Учитель: Хорошо. Назовите основные виды придаточных предложений.
Учащийся команды № 3: Это определительные, изъяснительные и обстоятельственныепридаточные.
Учитель: Что данные придаточные предложения поясняют?
Учащийся команды № 3: Определительные придаточные поясняют имя существительное (или местоимение) главной части и отвечают на вопросы определения: какой? который? чей? Например: Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям (роскошь какая? которую).
Учащийся команды № 1: Изъяснительные придаточные поясняют слово (чаще всего сказуемое) главной части и отвечают на падежные вопросы, как и дополнения. Иногда изъяснительные придаточные и называют дополнительными. Например: Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна ее сестра (объявить о чем? что? что).
Учащийся команды № 2: Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, сравнение, причину, образ действия и степени, условие, следствия, уступки того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельств. Например: Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч! (прекрасно когда? в какое время? когда).
Учитель: Замечательно. На этом блиц-опрос заканчивается, попрошу наше жюри оценить ваши ответы.
2.2. Станция «Творческая»
Учитель: И вот мы незаметно прибыли на станцию «Творческая». Сейчас займемся конструированием предложений. Каждая команда на своем столе берет белый конверт, в котором находятся карточки с заданием. Внимательно прочитайте задания и приступайте к выполнению.
Образцы карточек
Карточка № 1
Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:
(причина), [ ]. [Все, (кто …), …].
Карточка № 2
Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:
(Когда …) и ( … ), [ тогда …]. [ … ], ( несмотря на то, что …)
Карточка № 3
Построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения:
[ …], ( который …) [место], ( куда ….)
Учитель: Время истекло. Попрошу сдать карточки с выполненным заданием жюри, которое проверит правильность написания и выставит баллы.
2.3. Станция «Угадай-ка»
Учитель: А мы тем временем переходим к следующей станции - станция «Угадай-ка». Обращу ваше внимание на столы, в синем конверте лежит карточка с заданиями для этого этапа. Вам нужно выполнить задания, направленные на расставление знаков препинания и определение вида придаточного предложения. Приступайте к выполнению.
Образцы карточек
Карточка № 1
Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения (в целях экономии времени задание выполнить на карточках).
1. Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум который бывает только днем. 2.В комнате не было ни души. 3. Каштанка потянулась зевнула и сердитая и угрюмая прошлась по комнате. 4. Кроме двери которая вела в переднюю была еще дверь. 5. Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами отворила и вошла в следующую комнату. 6. Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца.
Ответы: 1. СПП с придаточным_______________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________
Карточка № 2
Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения (в целях экономии времени задание выполнить на карточках).
1. Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде в каком он существует сейчас в нашей стране сравнительно молод.
2. Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.
3. Чтобы довершить над собой победу он обещал поехать с визитами.
4. Он почувствовал себя в том положении в каком чувствует себя приезжий актер первый раз являясь на провинциальную сцену.
5. Она вдруг выросла в фигуру полную величия так то даже на него напала робость.
6. Он чувствовал себя сиротой как будто целый мир опустел.
Ответы: 1. СПП с придаточным_______________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________
Карточка № 3
Расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения (в целях экономии времени задание выполнить на карточках).
1. Если самолюбие Мартынова было уязвлено он доходил до величайшего озлобления.
2. В другой день когда секунданты узнали о причине ссоры они употребили все средства для примирения противников.
3. Было время когда я в качестве новичка искал доступа в высшее общество.
4. Пока наши войска действовали таким образом в продолжение лета в горах было спокойно.
5. Все точно боялись чтобы слова их не разбудили мертвого поэта.
6. Немыслимо было чтобы он узнал о нашей проделке в таком маленьком городишке.
Ответы: 1. СПП с придаточным______________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________
Учитель: По тому, как оживились команды, я вижу, что задания выполнены. Попрошу сдать карточки жюри, которое проверит и оценит данный этап. Отправляемся к следующей станции.
2.4. Станция «Блеф-клуб»
Учитель: Станция «Блеф-клуб». На этом этапе нашего путешествия пишется цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными (утверждения отражены на интерактивной доске). Если вы согласны с утверждением, ставите на листке цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0. Это задание для индивидуальной работы.
1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.
2. Слово «пунктуация» произошло от пунктуальный.
3. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
4. Придаточное предложение может стоять только после главного.
5. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
6. В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, - придаточное определительное.
7. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.
8. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
9. Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.
10. Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Ответы: 0010110001.
Учитель: Время вышло. Свои ответы вы можете проверить по ключу, который спроецирован на доске. После самопроверки свои листочки сдайте жюри.
2.5. Станция «Тестовая»
Учитель: И следующая станция - станция «Тестовая». И как видно по названию - это этап написания теста. Тесты находятся в зеленом конверте на каждом столе. Варианты ответов вы отмечаете прямо в тестах, обводя их кружком. Прошу приступать к выполнению.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
I вариант |
II вариант |
1. Определите вид придаточного, назовите средство связи. Узник жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги. а) придаточное причины, союз так что б) придаточное следствия, союз так что
2. К какому члену главного предложения относится придаточное? Определите его вид и средства связи.
В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой. а) придаточное определительное с оттенком обстоятельства места относится к существительному и связано с главным союзным словом где. б) придаточное места относится ко всему главному предложению и связано с ним союзом где.
3. Определите средство связи. 1. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить ее. 2. Она подумала, что же еще сказать ему. а) союз б) союзное слово
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Здесь где на черных, густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть прошлое. б) Он решительно не знал, что ему говорить, а говорить было необходимо. в) Он злился и винил себя, хотя и не понимал своей вины. г) Она, когда уже самое главное было сказано, дышала легко и свободно.
5. Найдите предложение, соответствующее схеме: _______________
[двусоставное], (союз, безличное).
а) Доктор глядел на Абогина с презрением с
каким смотрят на сытость и грубость.
б) Она говорила так как будто знала что – то особенное. в) Дверь ведет в пространство где обедают и пьют чай. г) Дети найдут для себя много интересного если открыть этот сундук.
6. Расставь запятые. Было так тихо 1 как 2 только бывает в лесу зимой в безветренный день 3 празднич- но 4 и холодно. а) 1, 3 в) 2, 3, 4 б) 1, 2, 4 г) 1, 3, 4
7. Составь предложение по схеме: _______
[ глаг.], ( если ).
|
1. Определите вид придаточного, назовите средство связи. Я пошарил на берегу, нашел выемку, что приглядел еще днем, и уселся в ней. а) придаточное определительное, союзное слово что б) придаточное изъяснительное, союз что
2. К какому члену главного предложения относится придаточное? Определите его вид и средства связи.
Отец спросил ее, чем она намерена заниматься. а) придаточное изъяснительное относится к глаголу, связано с главным союзным словом б) придаточное изъяснительное относится к местоимению, связано союзом.
3. Определите средство связи. 1. Я все думаю, что же с нею будет в дальнейшем. 2. Он сказал, что выполнит это поручение немедленно. а) союз б) союзное слово
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала на мужа. б) Пока он не скрылся за кустами орешника, она смотрела ему вслед. в) Слышно было как он, солидно ступая, прошел через гостиную. г) Было ясно, как день, что человек томился.
5. Найдите предложение, соответствующее схеме: _________________
[односоставн.], (союзное слово, двусоставн.)
а) Хочется верить что иногда мечты сбываются. б) Старшим не удавалось собрать детей в хоровод у елки которая стояла в гостиной. в) Чувствовалось что в этом безлюдном месте царит теперь ночь поздней осени. г) Для того чтобы оправдать свое отвращение к настоящему он всегда хвалил прошлое.
6. Расставь запятые. Он пополнел 1 раздобрел 2 и неохотно ходил пешком 3 так 4 как страдал одышкой. а) 1, 2, 3 в) 1, 2, 4 б) 1, 3 г) 1, 3, 4
7. Составь предложение по схеме: _______
[ сущ.], ( который ). |
III вариант |
1. Определите вид придаточного, назовите средство связи. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось а) придаточное сравнения, союз как будто б) придаточное образа действия и степени, союз как будто
2. К какому члену главного предложения относится придаточное? Определите его вид и средства связи. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой. а) придаточное определительное с оттенком обстоятельства места относится к существительному и связано с главным союзным словом где. б) придаточное места относится ко всему главному предложению и связано с ним союзом где.
3. Определите средство связи. 1. Я все думаю, что же с нею будет в дальнейшем. 2. Он сказал, что выполнит это поручение немедленно. а) союз б) союзное слово
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Здесь где на черных, густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть прошлое. б) Он решительно не знал, что ему говорить, а говорить было необходимо. в) Он злился и винил себя, хотя и не понимал своей вины. г) Она, когда уже самое главное было сказано, дышала легко и свободно.
5. Найдите предложение, соответствующее схеме: _______________
[двусоставное], (союз, безличное).
а) Доктор глядел на Абогина с презрением с каким смотрят на сытость и грубость. б) Она говорила так как будто знала что – то особенное. в) Дверь ведет в пространство где обедают и пьют чай. г) Дети найдут для себя много интересного если открыть этот сундук.
6. Расставь запятые. Он пополнел 1 раздобрел 2 и неохотно ходил пешком 3 так 4 как страдал одышкой. а) 1, 2, 3 в) 1, 2, 4 б) 1, 3 г) 1, 3, 4
7. Составь предложение по схеме: _______
[ сущ.], ( который ).
|
2.6. Станция «Синтаксическая»
Учитель: И наконец, мы прибыли на последнюю станцию «Синтаксическая». У вас на столах остался последний желтый конверт, в котором вложена карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения и проставить знаки препинания. Приступайте.
Карточка № 1
Задание: В данных предложениях необходимо:
- Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы
- Нарисовать схему предложения
1). Поляна где мы расположились была прекрасна.
2). Неожиданно Алёша увидел, как за окном что-то вспыхнуло.
3). Вася очень хорошо знал его, потому что они росли в одном дворе.
4). На улице стало так светло, будто её осветили прожекторами.
Карточка № 2
Задание: В данных предложениях необходимо:
- Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы
- Нарисовать схему предложения
1). В зелёных лугах течёт тихая речка что так мила моему сердцу.
2). Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.
3). Пётр поинтересовался имею ли я разряд по шахматам.
4). Вскоре Надя объявила что уха готова.
Карточка № 3
Задание: В данных предложениях необходимо:
- Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы
- Нарисовать схему предложения
1). Алёша искал любимый уголок где он не раз сиживал с удочкой.
2). Нет истины там где нет любви.
3). Я предлагаю чтобы мы повернули обратно.
4). Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.
3. Домашнее задание
Учитель: Ну вот, последняя станция пройдена, попрошу сдать карточки с ответами членам жюри. Пока члены жюри подводят итоги нашего урока-путешествия, я предлагаю записать домашнее задание. Теперь прошу жюри огласить итоги.
4. Подведение итогов урока
Жюри: Всем спасибо за такой интересный урок. При подведении итогов мы учитывали активность всех членов команд, умение быстро отвечать на вопросы, выполнять задания карточек,
индивидуальную работу и выполнение теста.
Учитель: Замечательно! Ребята, сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме «Сложноподчиненное предложение». Вы неплохо потрудились. А данные «Маршрутного листа» каждой команды и итоги сводного протокола я учту при выставлении оценок, которые вы узнаете на следующем уроке. Всем большое спасибо за проделанную работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.