Урок по курсу "ОДНКНР" на тему "Береги землю родимую, как мать любимую" -
Оценка 4.9

Урок по курсу "ОДНКНР" на тему "Береги землю родимую, как мать любимую" -

Оценка 4.9
docx
17.03.2021
Урок по курсу "ОДНКНР" на тему "Береги землю родимую, как мать любимую" -
ОДНКНР.docx

 

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

Урок № 5,6

Тема: «Береги землю родимую, как мать любимую».

Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.

Тип урока: получение новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1) расширение знаний об особенностях традиционных религий России;

2) способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

3)расширение культурного опыта школьников.

Личностные результаты:

1)способность оценивать свои поступки;

2)воспитание чувства толерантности к людям других наций и конфессий;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты:

1)овладение навыками смыслового чтения;

2) овладение логическими методами познания;

3)умение работать в парах и группах;

4) умение решать творческие задания.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;

презентация;

электронное приложение к учебнику «ОДНКНР».

Просмотр клипа на стихи Матусовского «С чего начинается Родина»:

 

Учитель: Кто написал слова этой песни и как она называется? (ответы детей)

 

- А что мы зовём Родиной? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)

 

-Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)

 

-А сейчас я хотела бы прочитать вам стихотворение (читает со слайда стихотворение на слова С.Берестова «Родина»).

 

-Ребята, определите тему и идею этого стихотворения.

 

- О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой теме? Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока.

 

(ответы детей)

 

Ученики дают ответы на поставленные вопросы, участвуют в диалоге с учителем,

 

формулируют тему, цели урока.

 

Цель: учить сопоставлять и

 

анализировать информацию.

 

Ответить на вопрос: почему наши

 

предки называли Родину «матуш-

 

кой», чем война освободительная

 

отличается от войны захватнической.

 

Учитель: у каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.

 

Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?

 

(ответы детей)

 

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине. На сладе вы видите ряд пословиц и поговорок о Родине. Сейчас работаем в парах. Выберете себе пословицу или поговорку и обсудив с товарищем, объясните всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.

 

Работа со словами Ушинского. (На экране слайд с богатырями)

-Ребята, кто изображен на слайде? (ответы)

-Что вы знаете о наших богатырях? (ответы)

-Какие былины вы читали? Что в них делают богатыри, с кем борются и что защищают? (ответы)

Правильно. В древних преданиях прославлялись подвиги воинов, защитников родной земли. На Руси это были богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микуля Селянинович и другие. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. А почему? (ответы)

Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа.

В якутском эпосе есть свои герои. Один из них – Нюргун Боотур Стремительный. Посмотрите на его изображение. Что вы можете сказать об этом человеке? (отвечают)

А теперь сравним свои впечатления с текстом. Стр.19 (читают ученики)

У башкирского народа есть свои герои. Один из них – Урал –батыр. Давайте прочитаем башкирскую легенду. (читаем)

- Какова главная мысль этой легенды?

-О каких нравственных качествах говорит герой?

Имеют ли значение слова Урал –батыра, сказанные для своего народа сейчас?

-Ребята, что объединяет всех героев разного эпоса? Какие качества?

 

Работа со слайдами.

-А теперь внимание на слайды. Как вы понимаете следующие слова:

«Любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает».

К.Паустовский: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

А.Суворов: «Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным Отечеству».

 

Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:


Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая! 
Дайте Родину мою!»

 

-А теперь давайте послушаем стихи, которые вы приготовили сегодня к уроку(проверка домашнего задания, выступают дети)

 

- О чём, ребята, говорится во всех стихах, которые вы приготовили сегодня к уроку?

-Как вы оцениваете свою подготовку?

-Какую отметку вы поставили бы себе и почему?

 

-Ребята, почему все поэты с любовью в своем творчестве говорили о Родине? За что они ее любят?

(ответы)

С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее наши поэты и музыканты. Потому что любовь к Родине неотделима от любви к природе. Именно природа делает человека мудрее, лучше, добрее. Поэтому для меня Родина начинается ещё и с необозримой шири ромашковых полей, белоствольных берез, полноводных рек, лазурного неба над моей головой.

-Ребята, как же мы должны относится к своей Родине? Почему?

Наша страна - это наш дом. И наша задача заботиться о нем, сохраняя природу, язык, исторические памятники.

-А может ли человек прожить без Родины?

(ответы детей)

Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей.

Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края: белоствольные березки, обширные поля, леса, птичий гомон. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте. «Береги землю любимую, как мать родимую». И мы опять вернулись к теме нашего урока.

А теперь я предлагаю составить синквей по теме нашего урока.

- Что мы узнали нового сегодня на уроке?

-Достигли мы цели, которую поставили в начале урока?

 

А в заключении я хотела бы прочитать стихотворение К.Симонова «Родина».

 

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

 

-Ребята, я надеюсь, что урок вам понравился. Вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.

 

Домашнее задание я предлагаю на выбор:

 

1.Сочинить стихотворение о Родине, о природе родного края.

 

2.Написать мини - сочинение на тему: «Моя малая Родина – село Киевка».

 

3.Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз, белоствольных полей».

 

4.Подготовить презентацию на тему: «Береги землю родимую, как мать любимую.

 

Пословицы и поговорки про любовь

·         Где любовь да совет, там и горя нет.

·         Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу.

·         Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.

·         С любовью везде простор, со злом везде теснота.

·         Любви, огня да кашля от людей не утаишь.

·         Любить хоть не люби, да почаще взглядывай.

·         Где любовь да согласие, там и двор красен.

·         Реже видишь — больше любишь.

·         Старая любовь помнится.

·         Любовь не картошка — не выкинешь в окошко.

·         Кто кого любит, тот того и слушается.

·         Посердишься — перестанешь, а любить начнешь и конца не найдешь.

·         Любовь — кольцо, а в кольце нет конца.

·         Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается.

·         Любви все возрасты покорны (А. Пушкин).

·         Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

·         Шила в мешке да любви в сердце не утаишь.

·         Любить хорошо взаимно.

·         Полюби-ко нас черненькими, а красненькими всякий полюбит.

·         Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

·         Милее всего кто любит кого.

·         Одно сердце страдает, а другое не знает.

·         Где мило, там глаза, где больно, там рука.

·         Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.

·         Любить безумно может только тот, кто без ума.

·         Кого не любят, того и не слушают.

·         К кому сердце лежит, туда и око бежит.

·         Любовь начинается с глаз.

Пословицы и поговорки о дружбе

·         Дружба да братство дороже всякого богатства.

·         Дружба — дело святое.

·         Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.

·         Дружба народов увеличивает их силу.

·         Путь к победе проще и короче, когда дружит крестьянин и рабочий.

·         Дружба дружбой, а служба службой.

·         Где лад, там и клад.

·         Больше той любви не бывает, как друг за друга погибает.

·         Счет дружбы не портит.

·         Два горя вместе, третье пополам.

·         Дружба дружбой, а в карман не лезь.

·         Мы с тобой, как рыба с водой.

·         Дружбу помни, а зло забывай.

·         Чаще счет—крепче дружба.

·         Дружба от недружбы близко живут.

·         Но дорога гостьба, дорога дружба.

·         Дружные сороки гуся съедают.

·         Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.

·         Дружба дружбе рознь — иную хоть брось.

·         Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

·         Глуп совсем, кто не знается ни с ком.

·         Дружный табун волков не боится.

·         Дружат, как кошка с собакой.

·         Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

·         Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

·         Если дружба велика, будет Родина крепка.

Пословицы и поговорки о матери

·         Нет такого дружка, как родимая матушка.

·         Нет друга нежнее матери.

·         При солнце тепло, а при матери добро.

·         Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.

·         Мать всякому делу голова.

·         Без матки рой не держится.

·         Кто матери не послушает — в беду попадет.

·         Материны побои не больны.

·         У кого есть матка, у того и головка гладка.

·         Птица радуется весне, а младенец матери.

·         И пчелки без матки пропащие детки.

·         Птица радуется весне, а мать — деткам.

·         Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

·         Мать гладит по шерсти, мачеха — насупротив.

·         Какова матка, таковы и детки.

·         Нет такого дружка, как родна матушка.

·         При солнышке тепло, а при матушке — добро.

·         Береги матушку, пока по земле ходит, а как ляжет в землю, тогда уже поздно.

·         Ради деток мать готова себя продать.

·         Материнская душа кривая, материнская любовь слепая.

·         Сердце матери к детям из воска, сердце детей к матери из камня.

·         Жалость матери меры не знает.

·         Для матери плохих детей не бывает.

·         Для матери дети всегда маленькие.

·         Мать худому не научит.

·         Не та мать, что родила, а та, что взрастила.

·         Скверную мать трудно отыскать.

·         Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.

·         Материно сердце в детях, а детское — в камне.

·         Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

·         Материнская ласка конца не знает.

·         Материнская молитва со дня моря вынимает.

·         Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

·         Материны глаза слепы.

·         Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.

·         Мать дочку хвалила, пока с рук свалила.

·         Мать кормит детей, как земля людей.

·         Мать кормит детей — сохнет, а они по ней и не охнут.

·         Мать любит дитя, а кошка — котя.

·         Мать плачет, что река льется; жена плачет, что ручей течет; невеста плачет, как роса падет: взойдет солнце, росу высушит.

·         Мать при сыне не наследница.

·         Мать приветная — ограда каменная.

·         Мать у корзины накормит, отец у сусека заморит.

·         Мать хвалит дитя, а свинья — поросенка.

·         Для матери ребенок до ста лет детенок.

·         Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро тает.

·         Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

·         Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила.

·         Никто так детям не верит, как мать родная.

·         Птица радуется весне, а мать — деткам.

·         Родную мать никем не заменишь.

·         Сердце матери лучше солнца греет.

·         У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

·         У сына заболит пальчик, а у матери — сердце.

·         Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.

·         Материнская любовь до гроба.

·         Матернее сердце в детках, а детское в камне.

·         Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.

·         Матушкин сынок, да батюшкин горбок.

·         Мать в ворота, а дочь — в другие.

·         Мать в детях как в цвету цветет.

·         Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет.

·         Мать и побьет, не прибьет, а чужая погладит, да проглядит.

·         Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки пазухи прорвали — от матки прячучи.

·         Мать при детях, что птица в клетке.

·         Как рой без матки, так и дитя без мамки.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

Ученики дают ответы на поставленные вопросы, участвуют в диалоге с учителем, формулируют тему, цели урока

Ученики дают ответы на поставленные вопросы, участвуют в диалоге с учителем, формулируют тему, цели урока

Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри

Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри

Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без

Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без

Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз, белоствольных полей»

Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз, белоствольных полей»

Дружба от недружбы близко живут

Дружба от недружбы близко живут

Мать кормит детей, как земля людей

Мать кормит детей, как земля людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021