Урок по курсу "ОДНКНР" на тему "Береги землю родимую, как мать любимую" -

  • docx
  • 17.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОДНКНР.docx

 

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

Урок № 5,6

Тема: «Береги землю родимую, как мать любимую».

Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.

Тип урока: получение новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1) расширение знаний об особенностях традиционных религий России;

2) способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

3)расширение культурного опыта школьников.

Личностные результаты:

1)способность оценивать свои поступки;

2)воспитание чувства толерантности к людям других наций и конфессий;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты:

1)овладение навыками смыслового чтения;

2) овладение логическими методами познания;

3)умение работать в парах и группах;

4) умение решать творческие задания.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;

презентация;

электронное приложение к учебнику «ОДНКНР».

Просмотр клипа на стихи Матусовского «С чего начинается Родина»:

 

Учитель: Кто написал слова этой песни и как она называется? (ответы детей)

 

- А что мы зовём Родиной? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)

 

-Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)

 

-А сейчас я хотела бы прочитать вам стихотворение (читает со слайда стихотворение на слова С.Берестова «Родина»).

 

-Ребята, определите тему и идею этого стихотворения.

 

- О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой теме? Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока.

 

(ответы детей)

 

Ученики дают ответы на поставленные вопросы, участвуют в диалоге с учителем,

 

формулируют тему, цели урока.

 

Цель: учить сопоставлять и

 

анализировать информацию.

 

Ответить на вопрос: почему наши

 

предки называли Родину «матуш-

 

кой», чем война освободительная

 

отличается от войны захватнической.

 

Учитель: у каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.

 

Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?

 

(ответы детей)

 

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине. На сладе вы видите ряд пословиц и поговорок о Родине. Сейчас работаем в парах. Выберете себе пословицу или поговорку и обсудив с товарищем, объясните всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.

 

Работа со словами Ушинского. (На экране слайд с богатырями)

-Ребята, кто изображен на слайде? (ответы)

-Что вы знаете о наших богатырях? (ответы)

-Какие былины вы читали? Что в них делают богатыри, с кем борются и что защищают? (ответы)

Правильно. В древних преданиях прославлялись подвиги воинов, защитников родной земли. На Руси это были богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микуля Селянинович и другие. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. А почему? (ответы)

Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа.

В якутском эпосе есть свои герои. Один из них – Нюргун Боотур Стремительный. Посмотрите на его изображение. Что вы можете сказать об этом человеке? (отвечают)

А теперь сравним свои впечатления с текстом. Стр.19 (читают ученики)

У башкирского народа есть свои герои. Один из них – Урал –батыр. Давайте прочитаем башкирскую легенду. (читаем)

- Какова главная мысль этой легенды?

-О каких нравственных качествах говорит герой?

Имеют ли значение слова Урал –батыра, сказанные для своего народа сейчас?

-Ребята, что объединяет всех героев разного эпоса? Какие качества?

 

Работа со слайдами.

-А теперь внимание на слайды. Как вы понимаете следующие слова:

«Любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает».

К.Паустовский: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

А.Суворов: «Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным Отечеству».

 

Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:


Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая! 
Дайте Родину мою!»

 

-А теперь давайте послушаем стихи, которые вы приготовили сегодня к уроку(проверка домашнего задания, выступают дети)

 

- О чём, ребята, говорится во всех стихах, которые вы приготовили сегодня к уроку?

-Как вы оцениваете свою подготовку?

-Какую отметку вы поставили бы себе и почему?

 

-Ребята, почему все поэты с любовью в своем творчестве говорили о Родине? За что они ее любят?

(ответы)

С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее наши поэты и музыканты. Потому что любовь к Родине неотделима от любви к природе. Именно природа делает человека мудрее, лучше, добрее. Поэтому для меня Родина начинается ещё и с необозримой шири ромашковых полей, белоствольных берез, полноводных рек, лазурного неба над моей головой.

-Ребята, как же мы должны относится к своей Родине? Почему?

Наша страна - это наш дом. И наша задача заботиться о нем, сохраняя природу, язык, исторические памятники.

-А может ли человек прожить без Родины?

(ответы детей)

Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей.

Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края: белоствольные березки, обширные поля, леса, птичий гомон. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте. «Береги землю любимую, как мать родимую». И мы опять вернулись к теме нашего урока.

А теперь я предлагаю составить синквей по теме нашего урока.

- Что мы узнали нового сегодня на уроке?

-Достигли мы цели, которую поставили в начале урока?

 

А в заключении я хотела бы прочитать стихотворение К.Симонова «Родина».

 

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

 

-Ребята, я надеюсь, что урок вам понравился. Вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.

 

Домашнее задание я предлагаю на выбор:

 

1.Сочинить стихотворение о Родине, о природе родного края.

 

2.Написать мини - сочинение на тему: «Моя малая Родина – село Киевка».

 

3.Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз, белоствольных полей».

 

4.Подготовить презентацию на тему: «Береги землю родимую, как мать любимую.

 

Пословицы и поговорки про любовь

·         Где любовь да совет, там и горя нет.

·         Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу.

·         Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.

·         С любовью везде простор, со злом везде теснота.

·         Любви, огня да кашля от людей не утаишь.

·         Любить хоть не люби, да почаще взглядывай.

·         Где любовь да согласие, там и двор красен.

·         Реже видишь — больше любишь.

·         Старая любовь помнится.

·         Любовь не картошка — не выкинешь в окошко.

·         Кто кого любит, тот того и слушается.

·         Посердишься — перестанешь, а любить начнешь и конца не найдешь.

·         Любовь — кольцо, а в кольце нет конца.

·         Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается.

·         Любви все возрасты покорны (А. Пушкин).

·         Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

·         Шила в мешке да любви в сердце не утаишь.

·         Любить хорошо взаимно.

·         Полюби-ко нас черненькими, а красненькими всякий полюбит.

·         Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.

·         Милее всего кто любит кого.

·         Одно сердце страдает, а другое не знает.

·         Где мило, там глаза, где больно, там рука.

·         Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.

·         Любить безумно может только тот, кто без ума.

·         Кого не любят, того и не слушают.

·         К кому сердце лежит, туда и око бежит.

·         Любовь начинается с глаз.

Пословицы и поговорки о дружбе

·         Дружба да братство дороже всякого богатства.

·         Дружба — дело святое.

·         Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.

·         Дружба народов увеличивает их силу.

·         Путь к победе проще и короче, когда дружит крестьянин и рабочий.

·         Дружба дружбой, а служба службой.

·         Где лад, там и клад.

·         Больше той любви не бывает, как друг за друга погибает.

·         Счет дружбы не портит.

·         Два горя вместе, третье пополам.

·         Дружба дружбой, а в карман не лезь.

·         Мы с тобой, как рыба с водой.

·         Дружбу помни, а зло забывай.

·         Чаще счет—крепче дружба.

·         Дружба от недружбы близко живут.

·         Но дорога гостьба, дорога дружба.

·         Дружные сороки гуся съедают.

·         Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.

·         Дружба дружбе рознь — иную хоть брось.

·         Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

·         Глуп совсем, кто не знается ни с ком.

·         Дружный табун волков не боится.

·         Дружат, как кошка с собакой.

·         Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

·         Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

·         Если дружба велика, будет Родина крепка.

Пословицы и поговорки о матери

·         Нет такого дружка, как родимая матушка.

·         Нет друга нежнее матери.

·         При солнце тепло, а при матери добро.

·         Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.

·         Мать всякому делу голова.

·         Без матки рой не держится.

·         Кто матери не послушает — в беду попадет.

·         Материны побои не больны.

·         У кого есть матка, у того и головка гладка.

·         Птица радуется весне, а младенец матери.

·         И пчелки без матки пропащие детки.

·         Птица радуется весне, а мать — деткам.

·         Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

·         Мать гладит по шерсти, мачеха — насупротив.

·         Какова матка, таковы и детки.

·         Нет такого дружка, как родна матушка.

·         При солнышке тепло, а при матушке — добро.

·         Береги матушку, пока по земле ходит, а как ляжет в землю, тогда уже поздно.

·         Ради деток мать готова себя продать.

·         Материнская душа кривая, материнская любовь слепая.

·         Сердце матери к детям из воска, сердце детей к матери из камня.

·         Жалость матери меры не знает.

·         Для матери плохих детей не бывает.

·         Для матери дети всегда маленькие.

·         Мать худому не научит.

·         Не та мать, что родила, а та, что взрастила.

·         Скверную мать трудно отыскать.

·         Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.

·         Материно сердце в детях, а детское — в камне.

·         Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

·         Материнская ласка конца не знает.

·         Материнская молитва со дня моря вынимает.

·         Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.

·         Материны глаза слепы.

·         Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.

·         Мать дочку хвалила, пока с рук свалила.

·         Мать кормит детей, как земля людей.

·         Мать кормит детей — сохнет, а они по ней и не охнут.

·         Мать любит дитя, а кошка — котя.

·         Мать плачет, что река льется; жена плачет, что ручей течет; невеста плачет, как роса падет: взойдет солнце, росу высушит.

·         Мать при сыне не наследница.

·         Мать приветная — ограда каменная.

·         Мать у корзины накормит, отец у сусека заморит.

·         Мать хвалит дитя, а свинья — поросенка.

·         Для матери ребенок до ста лет детенок.

·         Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро тает.

·         Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

·         Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила.

·         Никто так детям не верит, как мать родная.

·         Птица радуется весне, а мать — деткам.

·         Родную мать никем не заменишь.

·         Сердце матери лучше солнца греет.

·         У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

·         У сына заболит пальчик, а у матери — сердце.

·         Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.

·         Материнская любовь до гроба.

·         Матернее сердце в детках, а детское в камне.

·         Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.

·         Матушкин сынок, да батюшкин горбок.

·         Мать в ворота, а дочь — в другие.

·         Мать в детях как в цвету цветет.

·         Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет.

·         Мать и побьет, не прибьет, а чужая погладит, да проглядит.

·         Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки пазухи прорвали — от матки прячучи.

·         Мать при детях, что птица в клетке.

·         Как рой без матки, так и дитя без мамки.