Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
Урок № 5,6
Тема: «Береги землю родимую, как мать любимую».
Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.
Тип урока: получение новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1) расширение знаний об особенностях традиционных религий России;
2) способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
3)расширение культурного опыта школьников.
Личностные результаты:
1)способность оценивать свои поступки;
2)воспитание чувства толерантности к людям других наций и конфессий;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Метапредметные результаты:
1)овладение навыками смыслового чтения;
2) овладение логическими методами познания;
3)умение работать в парах и группах;
4) умение решать творческие задания.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;
презентация;
электронное приложение к учебнику «ОДНКНР».
Просмотр клипа на стихи Матусовского «С чего начинается Родина»:
Учитель: Кто написал слова этой песни и как она называется? (ответы детей)
- А что мы зовём Родиной? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (ответы детей)
-Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)
-А сейчас я хотела бы прочитать вам стихотворение (читает со слайда стихотворение на слова С.Берестова «Родина»).
-Ребята, определите тему и идею этого стихотворения.
- О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Давайте сформулируем тему урока. Что вы знаете по этой теме? Что хотели бы узнать? Давайте определим цель нашего урока.
(ответы детей)
Ученики дают ответы на поставленные вопросы, участвуют в диалоге с учителем,
формулируют тему, цели урока.
Цель: учить сопоставлять и
анализировать информацию.
Ответить на вопрос: почему наши
предки называли Родину «матуш-
кой», чем война освободительная
отличается от войны захватнической.
Учитель: у каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.
Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют? Почему одна страна нападает на другую? Как вы понимаете словосочетание «война освободительная» и «война захватническая»?
(ответы детей)
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине. На сладе вы видите ряд пословиц и поговорок о Родине. Сейчас работаем в парах. Выберете себе пословицу или поговорку и обсудив с товарищем, объясните всем, как вы понимаете смысл данной пословицы.
Работа со словами Ушинского. (На экране слайд с богатырями)
-Ребята, кто изображен на слайде? (ответы)
-Что вы знаете о наших богатырях? (ответы)
-Какие былины вы читали? Что в них делают богатыри, с кем борются и что защищают? (ответы)
Правильно. В древних преданиях прославлялись подвиги воинов, защитников родной земли. На Руси это были богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микуля Селянинович и другие. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа. А почему? (ответы)
Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа.
В якутском эпосе есть свои герои. Один из них – Нюргун Боотур Стремительный. Посмотрите на его изображение. Что вы можете сказать об этом человеке? (отвечают)
А теперь сравним свои впечатления с текстом. Стр.19 (читают ученики)
У башкирского народа есть свои герои. Один из них – Урал –батыр. Давайте прочитаем башкирскую легенду. (читаем)
- Какова главная мысль этой легенды?
-О каких нравственных качествах говорит герой?
Имеют ли значение слова Урал –батыра, сказанные для своего народа сейчас?
-Ребята, что объединяет всех героев разного эпоса? Какие качества?
Работа со слайдами.
-А теперь внимание на слайды. Как вы понимаете следующие слова:
«Любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает».
К.Паустовский: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
А.Суворов: «Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным Отечеству».
Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. Как тут не вспомнить строки С. Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая!
Дайте Родину мою!»
-А теперь давайте послушаем стихи, которые вы приготовили сегодня к уроку(проверка домашнего задания, выступают дети)
- О чём, ребята, говорится во всех стихах, которые вы приготовили сегодня к уроку?
-Как вы оцениваете свою подготовку?
-Какую отметку вы поставили бы себе и почему?
-Ребята, почему все поэты с любовью в своем творчестве говорили о Родине? За что они ее любят?
(ответы)
С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее наши поэты и музыканты. Потому что любовь к Родине неотделима от любви к природе. Именно природа делает человека мудрее, лучше, добрее. Поэтому для меня Родина начинается ещё и с необозримой шири ромашковых полей, белоствольных берез, полноводных рек, лазурного неба над моей головой.
-Ребята, как же мы должны относится к своей Родине? Почему?
Наша страна - это наш дом. И наша задача заботиться о нем, сохраняя природу, язык, исторические памятники.
-А может ли человек прожить без Родины?
(ответы детей)
Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей.
Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края: белоствольные березки, обширные поля, леса, птичий гомон. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте. «Береги землю любимую, как мать родимую». И мы опять вернулись к теме нашего урока.
А теперь я предлагаю составить синквей по теме нашего урока.
- Что мы узнали нового сегодня на уроке?
-Достигли мы цели, которую поставили в начале урока?
А в заключении я хотела бы прочитать стихотворение К.Симонова «Родина».
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
-Ребята, я надеюсь, что урок вам понравился. Вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.
Домашнее задание я предлагаю на выбор:
1.Сочинить стихотворение о Родине, о природе родного края.
2.Написать мини - сочинение на тему: «Моя малая Родина – село Киевка».
3.Нарисовать рисунок на тему «Край кудрявых берёз, белоствольных полей».
4.Подготовить презентацию на тему: «Береги землю родимую, как мать любимую.
Пословицы и поговорки про любовь
· Где любовь да совет, там и горя нет.
· Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу.
· Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.
· С любовью везде простор, со злом везде теснота.
· Любви, огня да кашля от людей не утаишь.
· Любить хоть не люби, да почаще взглядывай.
· Где любовь да согласие, там и двор красен.
· Реже видишь — больше любишь.
· Старая любовь помнится.
· Любовь не картошка — не выкинешь в окошко.
· Кто кого любит, тот того и слушается.
· Посердишься — перестанешь, а любить начнешь и конца не найдешь.
· Любовь — кольцо, а в кольце нет конца.
· Ум истиною просвещается, сердце любовью согревается.
· Любви все возрасты покорны (А. Пушкин).
· Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.
· Шила в мешке да любви в сердце не утаишь.
· Любить хорошо взаимно.
· Полюби-ко нас черненькими, а красненькими всякий полюбит.
· Любовь не пожар, а загорится — не потушишь.
· Милее всего кто любит кого.
· Одно сердце страдает, а другое не знает.
· Где мило, там глаза, где больно, там рука.
· Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.
· Любить безумно может только тот, кто без ума.
· Кого не любят, того и не слушают.
· К кому сердце лежит, туда и око бежит.
· Любовь начинается с глаз.
Пословицы и поговорки о дружбе
· Дружба да братство дороже всякого богатства.
· Дружба — дело святое.
· Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.
· Дружба народов увеличивает их силу.
· Путь к победе проще и короче, когда дружит крестьянин и рабочий.
· Дружба дружбой, а служба службой.
· Где лад, там и клад.
· Больше той любви не бывает, как друг за друга погибает.
· Счет дружбы не портит.
· Два горя вместе, третье пополам.
· Дружба дружбой, а в карман не лезь.
· Мы с тобой, как рыба с водой.
· Дружбу помни, а зло забывай.
· Чаще счет—крепче дружба.
· Дружба от недружбы близко живут.
· Но дорога гостьба, дорога дружба.
· Дружные сороки гуся съедают.
· Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.
· Дружба дружбе рознь — иную хоть брось.
· Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
· Глуп совсем, кто не знается ни с ком.
· Дружный табун волков не боится.
· Дружат, как кошка с собакой.
· Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
· Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.
· Если дружба велика, будет Родина крепка.
Пословицы и поговорки о матери
· Нет такого дружка, как родимая матушка.
· Нет друга нежнее матери.
· При солнце тепло, а при матери добро.
· Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.
· Мать всякому делу голова.
· Без матки рой не держится.
· Кто матери не послушает — в беду попадет.
· Материны побои не больны.
· У кого есть матка, у того и головка гладка.
· Птица радуется весне, а младенец матери.
· И пчелки без матки пропащие детки.
· Птица радуется весне, а мать — деткам.
· Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
· Мать гладит по шерсти, мачеха — насупротив.
· Какова матка, таковы и детки.
· Нет такого дружка, как родна матушка.
· При солнышке тепло, а при матушке — добро.
· Береги матушку, пока по земле ходит, а как ляжет в землю, тогда уже поздно.
· Ради деток мать готова себя продать.
· Материнская душа кривая, материнская любовь слепая.
· Сердце матери к детям из воска, сердце детей к матери из камня.
· Жалость матери меры не знает.
· Для матери плохих детей не бывает.
· Для матери дети всегда маленькие.
· Мать худому не научит.
· Не та мать, что родила, а та, что взрастила.
· Скверную мать трудно отыскать.
· Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.
· Материно сердце в детях, а детское — в камне.
· Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
· Материнская ласка конца не знает.
· Материнская молитва со дня моря вынимает.
· Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.
· Материны глаза слепы.
· Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.
· Мать дочку хвалила, пока с рук свалила.
· Мать кормит детей, как земля людей.
· Мать кормит детей — сохнет, а они по ней и не охнут.
· Мать любит дитя, а кошка — котя.
· Мать плачет, что река льется; жена плачет, что ручей течет; невеста плачет, как роса падет: взойдет солнце, росу высушит.
· Мать при сыне не наследница.
· Мать приветная — ограда каменная.
· Мать у корзины накормит, отец у сусека заморит.
· Мать хвалит дитя, а свинья — поросенка.
· Для матери ребенок до ста лет детенок.
· Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро тает.
· Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
· Не та мать, которая родила, а та мать, которая вырастила.
· Никто так детям не верит, как мать родная.
· Птица радуется весне, а мать — деткам.
· Родную мать никем не заменишь.
· Сердце матери лучше солнца греет.
· У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.
· У сына заболит пальчик, а у матери — сердце.
· Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.
· Материнская любовь до гроба.
· Матернее сердце в детках, а детское в камне.
· Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.
· Матушкин сынок, да батюшкин горбок.
· Мать в ворота, а дочь — в другие.
· Мать в детях как в цвету цветет.
· Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет.
· Мать и побьет, не прибьет, а чужая погладит, да проглядит.
· Мать пазуху прорвала, деткам прячучи, а детки пазухи прорвали — от матки прячучи.
· Мать при детях, что птица в клетке.
· Как рой без матки, так и дитя без мамки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.