урок по литерату

  • doc
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок по литературе.doc

 

Урок литературного чтения в 1 классе

 

Тема. «Обобщение по теме «Я и мои друзья».

         

                                                     Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «Я и мои друзья».

Метапредметные:                                  

 

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

 

  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

 

  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

 

Личностные: проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.

 

Ход  урока

 

   

Этап и цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Результаты

I.Орг. момент

 

Цель: организация контролирующей деятельности на предмет готовности к уроку.

Слайд 1.

 

1. «Подарите улыбку гостям»

 

2. Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

(сажаю детей)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы  слушать?

 

 

 

 

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия

 

 

 

 

Умение проверить себя на предмет готовности к уроку.

II. Самоопределение к деятельности

 

Цель: включение  в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Звучит I куплет песни «Когда мои друзья со мной»

 

- Кто может объяснить, почему прозвучал отрывок из этой песни?

- Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на уроке?

Предполагают, строят

ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения (называют автора и заголовок произведения)

Включение в деятельность, проявление заинтересованности к учебному материалу.

 

III.Актуализа-

ция знаний и мотивация к деятельности

 

Цель: готовность и осознание потребности к активной познавательной деятельности

- Что мы знаем о дружбе и друзьях?

 

-Что вы об этом уже знаете? Расскажите.

Вспоминают, систематизируют, осмысляют понятия по теме «Дружба».

Умение выстраивать понятия по теме «Дружба и друзья» в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.

IV.

Целеполагание

 

Цель:

Формулирование темы и целей урока.

- Да, ребята на наших уроках мы читали стихи и рассказы о дружбе, об отношениях между товарищами.

  Вспомните, как называется этот раздел в учебнике?

 

Слайд 2.

 

Приход Чебурашки.

- Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости.

Чебурашка:

- Всем привет! Я Чебурашка.

Давайте споём вместе песенку.

 

- Возьмите меня с собой!

 

-  Ну, что, ребята, возьмём Чебурашку с собой на урок?

 

 -Сегодня на уроке я предлагаю вам вернуться к произведениям о дружбе и друзьях, пролистать ещё раз страницы учебника и попробовать  пройти «по  тропинкам дружбы».

 

 Чебурашка к нам тоже не просто так пришёл, он хотел, чтобы вы ответили вот на какой вопрос:

 

Слайд 3.  Кого мы можем называть настоящим другом?

 

- Скажите, а чему ещё будем учиться на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебные задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение формулировать учебную задачу урока, осознание её и принятие.

V. Этап обобщения и применения знаний.

 

Цель:

Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

1. Беседа.

- Ребята, а какие произведения вам особенно понравились и запомнились из раздела «Я и мои друзья»?

 

 

 

 

- Чему научило вас это произведение?

 

2. Ребята, Чебурашка приготовил для вас свои задания. Вот первое из них.

 

Слайд 4.  

«Узнай произведение»

 

 - Кто хочет первым ответить на вопрос Чебурашки?

 

 

Слад 5.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей

 

 

 

 

Слайд 6.

Е. Благинина «Подарок»

 

 - Можно ли девочек назвать хорошими подругами?   Почему?

 

Слайд 7

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

 

Слайд 8

В. Орлов «Кто кого обидел первый»?

 

 

 

- Как вы думаете, важно быть первым, когда начинаешь ссору, или когда прекращаешь её?

 

- Какие слова вы бы произнесли, чтобы помириться с другом?

 

- Чему учит это произведение?

 

Слайд 9

Мама с папой –  моя родня

Нет роднее родни у меня.

 

 

 

Слайд 10

Я. Аким «Родня»

 

- Кого мальчик считает своей роднёй?

 

Слайд 11

… Потом

Он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк…

 

Слайд 12

И. Пивоварова «Вежливый ослик»

 

- Можно ли назвать героя этого стихотворения вежливым?     Почему?

 

Слайд 13

Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду

 

 

Слайд 14

А. Барто «Вот так защитник!»

 

- Можно ли этого мальчика назвать защитником?

 

- Сравните поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!»    

  - Чем они похожи?

 - Чему учат эти два стихотворения?

 

 - Молодцы, вижу, что вы внимательно читали произведения и много полезного взяли для себя из них.  Думаю, что Чебурашке тоже понравились ваши ответы.

 

Физминутка (на мотив песни «Всё мы делим пополам»)

 

 

3.Продолжим путешествие по страницам учебника и по «тропинкам дружбы»

 

Слайд 15

«Отгадай-ка»

 

 - Работаем в парах.

У вас на столах в конвертах лежат карточки жёлтого цвета. Достаньте  их.  Вспомните, что значит, работаем в парах!

 Прочитайте задание и выполните его. Кто справится с работой, поднимите руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 (1)

- Прочитайте слова: встреча, упрямство, ссора, беда.

- Из какого стихотворения эти слова?

 Назови автора и название стихотворения

 

1 (2)

 - Ребята, кто ещё получил задание к этому стихотворению?

 Прочитайте слова: встреча, упрямство, ссора, беда.

 - Какую мудрую мысль спрятал поэт в этом стихотворении?

 

2. Вспомните название рассказа по именам героев:  Коля, Вовка, Игорек.

Кто автор этого произведения?

 

3.(1) Вспомните название рассказа по кличкам  животных – цыплёнок Фью, корова Мурёнка, козлёнок Мармеладик, утёнок Крячик.

-Кто автор этого рассказа?

 

 

3. (2)  Ребята, у кого  тоже есть задание  к этому рассказу?

 Вспомните название рассказа по кличкам  животных – цыплёнок Фью, корова Мурёнка, козлёнок Мармеладик, утёнок Крячик.

- Какой совет догу дал утёнок Крячик? (прочитайте)

 

Индивид. задание –

- Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам – смерть!

Как называется это произведение, кто его автор?

 

Физминутка для глаз

 

4.Следующее задание от Чебурашки

 

Слайд 16

«Подпиши картинку словами автора»

 

Слайд 17

Стр. 33

 

Слайд 18

Стр. 35

 - чтение по ролям

 

5. А сейчас поработаем в группах.

 

 

Слайд 19

Собери пословицу

 

У вас в конвертах лежат карточки синего цвета и полоски с отрывками из пословиц. Вам надо найти окончание вашим пословицам.

 

Слайд 20

Проверка по эталону

1. С людьми браниться, никуда не годиться

   О себе заботься, а товарища не забывай.

2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Согласье крепче каменных стен.

 

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  Настоящему другу цены нет.

 

 - Дайте  оценку работе своих товарищей.

 

Сообщают название стихотворения

и автора.

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение, делятся впечатлениями от прочитанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышляют, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают поступки героев, рассуждают, доказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействуют и сотрудничают с группой одноклассников, обсуждают задание, выдвигают гипотезы его выполнения, выбирают лучшие варианты, готовят вариант выполненного задания для представления перед классом.

 

 

 

 

Воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, доказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают слова и выражения из текста в соответствии с иллюстрацией.

 

 

 

 

Читают по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают пословицы.

 

 

 

 

 

Проверяют правильность по эталону (образцу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу своих товарищей

Умение проверять свои предположения  по вопросам (о содержании произведений и героях текстов).

 

 

 

 

Умение выразительно читать отрывки из текстов. Умение характеризовать героев литературных произведений и их поступки.

Умение извлекать из памяти знакомые строки из прочитанных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение аргументировать своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение сравнивать мотивы поступков героев произведений

Умение аргументировать свою позицию и объяснять точку зрения автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение договариваться, не конфликтовать, распределять роли в группе, формулировать свои предположения, опровергать неподходящие, выбирать правильный вариант, доказывать его правильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение извлекать из памяти знакомые строки из прочитанных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение аргументировать свою позицию и объяснять точку зрения автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией художника.

 

 

 

 

Умение передавать характеры героев произведения с помощью интонации.

 

 

 

 

 

Умение синтезировать, собирать из частей целое.

 

 

 

 

Умение соотносить, сравнивать полученные результаты с эталоном, выполнять корректирующие действия при необходимости.

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать результаты своей деятельности и деятельности товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно.

VI. Этап  подведения итогов урока.

 

 

Рефлексия.

 

Цель:     дать качественную оценку деятельности на уроке (своей и товарищей).

- Вот мы и прошагали по «тропинкам дружбы» с героями стихотворений и рассказов из раздела «Я и мои друзья»

  Я думаю, что у вас не вызовет затруднения

 

Слайд 21

 

Выбрать слова, или выражения, относящиеся к дружбе

 

Слайды 22 – 28

 

 - Скажите, как вы думаете, мы ответили на вопрос Чебурашки?

Слайд 29

 

- А у вас есть настоящие друзья?

 

 - Да, для некоторых из вас друг – это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс…

Слайд 30

 

Слайд 31 (Чебурашка благодарит за работу)

И закончим наш урок песней о дружбе

Систематизируют знания по теме урока, рефлексируют, приводят примеры о дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение толковать понятия «дружба», «друг, друзья», «товарищество»; объяснять их роль во взаимоотношениях между людьми.

 

 

Умение соотносить и сравнивать  свое поведение с поведением литературных героев.