Урок по литературе "Если душа родилась крылатой..."( по творчеству М. Цветаевой) 11 класс
Оценка 5

Урок по литературе "Если душа родилась крылатой..."( по творчеству М. Цветаевой) 11 класс

Оценка 5
docx
26.09.2021
Урок по литературе "Если душа родилась крылатой..."( по творчеству М. Цветаевой) 11 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК 2017.docx

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

"Если душа родилась крылатой…"

(ПО ТВОРЧЕСТВУ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ).  11 КЛАСС

Цели: 
• образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни. 
• развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, 
• воспитательные – пробудить интерес к поэту, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать. 
Средства обучения – тексты стихов Марины Цветаевой, опорные конспекты, компьютер, сообщения учащихся 
Методы: 
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; 
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие; 
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные. 
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные; 
- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, 
- контроля и самоконтроля: устный; 
- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный 
Тип урока – комбинированный. 
Оборудование: выставка книг Цветаевой, проектор, компьютер, презентация 
На доске: 

                                                                               “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...” 
                                                                                                                   Марина Цветаева 
Ход урока 
I. Оргмомент.  Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мною…» (Слайд 1)
II. Введение. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята.

1.       Вы послушали романс из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Кто знает автора стихов? (М. Цветаева)

2.      Сегодня наш урок будет посвящён поэтическому миру М. Цветаевой.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности.

Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых! (Слайд 2)

3.      Как вы думаете, какая из строк стихотворения может быть темой нашего урока? (Если душа родилась крылатой…) (Слайд 3, запись темы урока в тетрадь).

4.      Какую цель вы ставите для себя на этом уроке?

(Постановка учащимися индивидуально для себя цели урока). (Слайд 4).

 

III. Основная часть. Вехи жизни поэта.

1.      Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Звучит колокольный звон.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья .
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне 
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть. (Слайд 5)

2.       Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой?

(В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина. Рябина – символ цветаевской судьбы, и можно по праву внести в поэтическую геральдику Цветаева.)

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. (Слайд 6).

 

3.      (Из воспоминаний М. Цветаевой.)

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным ... словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке ... Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». (Слайд 7).

 

4.       Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

5.      Коллективный анализ стихотворения:

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

5.1.  Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты ...

- В купели морской крещена - и в полёте
Своём - непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - весёлая пена -
Высокая пена морская!

«Кто создан из камня, кто создан из глины ... »

23 мая 1920. (Слайд 8)

 

5.2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

5.3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

Строфа

Обыкновенные люди

Марина

1

камень, глина

серебрюсь, сверкаю, пена, измена

2

глина, плоть, надгробие, гроб, плиты

крещена, в полете, разбита

3

сердце, сети, земная соль

своеволие, беспутные кудри (свободн.)

4

гранитные колена

воскресаю, пена

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов

В1 К какому типу лирики относится стихотворение Цветаевой______________

В2 Какая тема является ведущей в этом стихотворении?____________________

В3 Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строке «Пробьется мое своеволье»____________________________________

В4 В чём своеобразие композиции стихотворения?________________________

В5 Назовите риторический вопрос, выражающий сомнения лирической героини стихотворения_______________________________________________________________

В6 Укажите название синтаксического приёма, использованного в строке «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»_____________________________________________

В7 Определите стихотворный размер стихотворения_________________________

 

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений

С1 Что происходит в душе лирической героини стихотворения Цветаевой?

С2 С какими образами у поэтессы ассоциируется имя Марина?

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

6.      Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910).

За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника стихов: «Волшебный
фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг» (1913 г.), изданные при содействии Сергея Эфрона, мужа Марины. (Слайд 8).

А между тем Цветаева оставалась поэтом, почти не ведомым, тем более  широкому читателю.

Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”.

Все, знавшие близко Цветаеву, вспоминали, что каждое утро она шла – в любых условиях, в болезни, в отчаянии, в нищете – к письменному столу, подобно тому как рабочий идёт к своему станку.  Вот откуда её стихи:

 

Так будь же благословен –

Лбом, локтем, узлом колен

Испытанный, - как пила,

В грудь въевшийся- край стола!

                                                 «Стол»

 

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем всё изменилось. Цветаева раздражала своей независимостью, неуступчивостью, уверенностью в
своём даре. «... Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи ... не доходят ...», -вспоминала Марина Цветаева.

Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества.

 Стихотворение «Тоска по родине! Давно…» стало классическим выражением эмигрантской ностальгии.

 

(Послушать аудиозапись стиха)

 Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам. -
Если б знали вы, сколько огня.
Сколько жизни, растраченной даром. -
И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох ...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале ...
Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы - если б знали, -
Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы. -
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

« Вы, идущие мимо меня ... »

 

 

                 Пригвождена к позорному столбу 
Славянской совести старинной, 
С змеею в сердце и с клеймом на лбу, 
Я утверждаю, что — невинна. 

Я утверждаю, что во мне покой 
Причастницы перед причастьем. 
Что не моя вина, что я с рукой 
По площадям стою — за счастьем. 

Пересмотрите всё мое добро, 
Скажите — или я ослепла? 
Где золото мое? Где серебро? 
В моей руке — лишь горстка пепла! 

И это всё, что лестью и мольбой 
Я выпросила у счастливых. 
И это всё, что я возьму с собой 
В край целований молчаливых. 

 

В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….” (Звучит Реквием Моцарта).

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

 

IV. Защита исследовательских работ (1 группа –опрос «Образ поэта через образы лирической героини»;

 2 группа – «Имя Цветаевой в мировом масштабе»).

V.  Вывод, итоги.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

VI. Заключительное слово.

1.      Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила: “Моим стихам, написанным так рано...

2.       (Читает ученик) 
Моим стихам, написанным так рано, 
Что и не знала я, что я - поэт, 
Сорвавшимся, как брызги из фонтана, 
Как искры из ракет, 

Ворвавшимся, как маленькие черти, 
В святилище, где сон и фимиам, 
Моим стихам о юности и смерти, 
-- Нечитанным стихам! 

Разбросанным в пыли по магазинам, 
Где их никто не брал и не берет, 
Моим стихам, как драгоценным винам, 
Настанет свой черед. Коктебель, 13 мая 1913

3.       
И она была права: её сейчас изучают в школе, её издают, на её стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала. (Её имя произносят почтительно). Для многих открытие Цветаевой началось с песен на её стихи, которые прозвучали в телефильме “Ирония судьбы или с лёгким паром”, “Мне нравится...” и “У зеркала”.

VII. Домашнее задание:  Сообщение: “Поэты в творчестве Марины Цветаевой ”. Выучить понравившееся стихотворение.

Схема анализа

1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения

место произведения в творчестве автора.

кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

ведущая тема;

идея (основная мысль) произведения

развитие мысли автора (лирического героя)

эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

художественные приёмы и их значение;

ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

приёмы звукописи;

наличие/отсутствие деления на строфы;

особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

Ваше читательское восприятие произведения.


 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ "Если душа родилась крылатой… " (ПО

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ "Если душа родилась крылатой… " (ПО

Два близнеца неразрывно – слитых:

Два близнеца неразрывно – слитых:

Слайд 7). 1. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи

Слайд 7). 1. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи

Какое слово главное в первой строфе? (Измена)

Какое слово главное в первой строфе? (Измена)

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу,

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу,

Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г

Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г

Ворвавшимся, как маленькие черти,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021