Уже много лет современные ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие значительное и служащее примером для подражания. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности.
Тема: Мифы народов мира
Урок: Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки
1. Введение
Цель урока – понять, что такое миф, чем отличается миф от сказки и познакомиться с мифами Древней Греции о происхождении мира.
Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.
Рис. 1. Мифы Древней Греции. Герои Эллады (Источник)
Что же такое миф?
Миф – произведение устного народного творчества, в котором рассказывается о происхождении мира, о деяниях богов и героев, а также объясняются явления природы.
Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.
Что же заставляло греческого человека создавать мифы?
Он жил в постоянном общении с природой, отовсюду древним людям грозила опасность: в лесу – звери, с небес – молния, которая грозила пожаром, продолжительные дожди и засухи губили урожай, грозя голодом. Человек пытался приручить стихии, а для этого их нужно было объяснить. Он всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф - это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом, древнегреческим поэтом, в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».
Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле? Послушайте.
Происхождение мира и богов
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
… Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи.
…Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.
Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.
Рис. 2. Рождение Зевса (Источник)
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный богами. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.
В чём же сходство мифа и сказки?
Миф - (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).
Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).
Вымысел - то, что создано, создается воображением, фантазией. (Энциклопедический словарь).
Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.
В чём же отличие?
Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.
Сказка это, прежде всего, интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное - создание мира, происхождение народа, основы религии.
И главное, в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.
Итак, мы познакомились определением мифа и сказки. Выяснили, чем отличается миф от сказки, а также познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира.
Назовите какиx богов вы знаете?
Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены, смелый и отважный молодой мужчина, наделенный недюжинной силой.
Эврисфей – трусливый царь Микен, на службу к которому был определен Геракл.
Зевс – могущественный бог-громовержец, главный из сонма богов-олимпийцев, отец Геракла.
Афина Паллада – непобедимая воительница, богиня мудрости и знаний, сестра и покровительница Геракла.
Гера – верховная богиня, супруга Зевса, которая из ревности к Гераклу устраивала ему всяческие козни.
Скрыть объявление
Первым поручением «слабого, трусливого Эврисфея» было убийство немейского льва. Это был невероятных размеров хищник, «порожденный Тифоном и Ехидной», который наводил страх на жителей города Немеи.
Геракл послушно отправился на поиски кровожадного льва. Он забрался высоко в горы и долго бродил по лесистым склонам и ущельям, пытаясь отыскать логово этого чудовища. Наконец он достиг цели своего путешествия – это была большая пещера с двумя выходами, один из которых Геракл завалил обломками скалы, а сам «стал ждать льва, скрывшись за камнями».
С приближением сумерек «показался чудовищный лев с длинной косматой гривой». Одну за другой пустил Геракл в него три стрелы из своего лука, но все они отскочили от твердой, словно сталь, звериной шкуры. Лев яростно зарычал и приготовился к атаке. Он прыгнул на своего обидчика, но Геракл успел достать свою палицу и мощным ударом сбил льва с ног. Не медля ни секунды, герой «бросился на льва, обхватил его своими могучими руками и задушил».
Скрыть объявление
Взвалив тушу убитого им льва, Геракл отправился в Немею, где в память о содеянном подвиге учредил немейские игры. Снятая со льва шкура стала служить панцирем герою. Царь Эврисфей, увидев, какое чудовище смог одолеть голыми руками Геракл, не на шутку испугался.
Эврисфей дал очередное задание Гераклу – убить лернейскую гидру. Это «чудовище с телом змеи и девятью головами дракона» также было порождением Ехидны и Тифона. Оно скрывалось от людских глаз в большом болоте неподалеку от города Лерны и выходило на поверхность только для того, чтобы удовлетворить свой непомерный аппетит.
Наибольшая опасность гидры заключалась в том, что «одна из голов ее была бессмертна». На помощь в борьбе с непобедимым чудовищем Геракл призвал Иолая. Разыскав логово гидры, Геракл выманил ее на поверхность раскаленными стрелами. Он бесстрашно принялся отсекать одну за другой головы, но «на месте каждой сбитой головы» у гидры стали вырастать по две новые.
В этот момент из болота выполз огромных размеров рак и схватил своей клешней ногу героя. Понимая, что одному ему не справиться с двумя чудовищами, Геракл позвал на помощь Иолая. Юноша убил рака и принялся прижигать огнем отсеченные шеи гидры, чтобы не вырастали новые головы.
Последним нечеловеческим усилием Геракл одолел лернейскую гидру. Он глубоко закопал бессмертную голову, а ядовитой желчью гидры смазал свои стрелы. С триумфом вернулся Геракл в Микены, но там его уже ждало новое задание Эврисфея.
Настоящим мучением для жителей города Стимфала стали огромные кровожадные птицы, которые превратили некогда богатый край в настоящую пустыню. Нападая на людей и скот, они безжалостно разрывали их «своими медными когтями и клювами». Кроме того, они ловко орудовали острыми медными перьями, которыми пользовались, словно стрелами, роняя на противника или жертву.
Призадумался Геракл – уж очень непростым оказалось третье задание Эврисфея. На помощь пришла богиня Афина Паллада, которая посоветовала герою отправиться к гнездовью стимфалийских птиц, громко ударить в волшебные медные литавры, а после перестрелять из лука пернатых хищников.
Геракл так и сделал. Когда он ударил в литавры, «поднялся такой оглушительный звон», что птицы в ужасе поднялись в воздух и стали хаотично кружиться. Геракл взял лук, отравленные стрелы и перебил немало медных птиц, а оставшиеся в живых навсегда покинули Грецию.
Следующим заданием Геракла стала поимка необыкновенной керинейской лани, посланной «богиней Артемидой в наказание людям». Тонконогая, золоторогая, необычайно прекрасная, эта лань носилась по горам и долам, подобно ветру.
Скрыть объявление
В течение года преследовал Геракл неуловимую лань и настиг ее только после того, как ранил в ногу стрелой. Хотел было он отправиться со своей ценной добычей в Микены, но ему преградила дорогу разгневанная Артемида. Богиня была очень недовольна тем, что герой ранил ее любимую лань. Смилостивилась она только после того, как Геракл попросил прощения за свой поступок, который совершил не по своей воле.
После четвертого подвига недолго наслаждался Геракл отдыхом – Эврисфей приказал ему убить эриманфского кабана. Это было огромный зверь, «обладавший чудовищной силой» и опустошавший окрестности Псофиса.
По дороге к горе Эриманф, где жил кабан, Геракл решил навестить «мудрого кентавра Фола». На радостях Фол устроил настоящий пир, открыв для дорогого гостя вино, дивное благоухание которого донеслось и до других кентавров. Они страшно рассердились на Фола за то, что тот откупорил сосуд с ценным вином, принадлежавшим всем кентаврам, и напали на пирующих. Впрочем, Геракл не растерялся и быстро обратил в бегство наглецов, которые нашли приют у Хирона – «мудрейшего из кентавров», близкого друга Геракла.
Случайно герой ранил отравленной стрелой Хирона, и тот, не желая умирать в мучениях, «добровольно сошел в мрачное царство Аида». Подавленный случившимся, отправился Геракл на поиски эриманфского быка. Он отыскал его в густом лесу, загнал в глубокий снег, поймал, крепко связал и «отнес живым в Микены». Царь Эврисфей, увидев побежденное чудовище, «от страха спрятался в большой бронзовый сосуд».
Спустя время Эврисфей поручил Гераклу отправиться к царю Авгию – сыну «лучезарного Гелиоса», который прославился своими неисчислимыми богатствами. Главной гордостью Авгия были многочисленные стада прекрасных быков, и Геракл должен был «очистить от навоза весь скотный двор» царя.
В свою очередь герой предложил Авгию сделку: вычистить весь скотный двор за один день в обмен на десятую часть скота. Понимая, что это сделать невозможно, Авгий согласился. Геракл сломал одну из стен скотного двора, направил туда русла двух соседних рек, и вода «в один день унесла весь навоз», после чего Геракл вновь сложил стену.
Когда же герой потребовал от царя плату, тот отказался делиться с ним своими быками. Геракл не забыл нанесенное ему оскорбление, спустя несколько лет он вернулся к Авгию и «убил его своей смертоносной стрелой». Часть богатой добычи он принес в жертву богам Олимпа и организовал знаменитые олимпийские игры, которые с тех пор проходили у греков каждые четыре года.
Для выполнения очередного поручения микенского царя Гераклу пришлось отправиться на далекий остров Крит, чтобы «привести в Микены критского быка».
Царь Крита – Минос – должен был принести этого могучего быка в жертву Посейдону. Правителю было жаль расставаться со столь прекрасным быком, и он подменил его другим животным. Узнав об этом, Посейдон страшно разгневался на Миноса и наслал на быка бешенство.
С тех пор проклятый бык носился по всему острову, «уничтожал все на своем пути». Местные жители в страхе разбегались, едва завидев вдали столбы пыли, выбиваемые из-под копыт разъяренного быка. И только силачу Гераклу удалось поймать его и подчинить своей воле. Оседлав широкую спину быка, Геракл «переплыл на нем через море с Крита на Пелопоннес».
Страшась гнева Посейдона, Эврисфей не решился оставить в своем стаде критского быка и отпустил его на волю.
Укротив критского быка, Геракл направился во Фракию, к царю Диомеду, у которого были «дивной красоты и силы кони». Они были настолько могучи, что в стойлах их не привязывали путами, а приковывали железными цепями. Питались кони Диомеда исключительно человеческим мясом.
Геракл без особого труда завладел необычными конями и повел к своему кораблю. Узнав о пропаже, Диомед со своим войском бросился в погоню, но герою удалось одержать победу в неравной битве.
Когда Геракл привел ретивых коней Эврисфею, тот в испуге отпустил их на волю.
Путешествие «в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты» вошло в историю как девятый подвиг Геракла. Пояс преподнес царице амазонок сам бог войны Арес, и она высоко ценила его как символ своей власти. Узнав об этом, дочь Эврисфея загорелась желанием заполучить его. Микенский царь, всегда исполнявший прихоти своей дочери, отправил за поясом Геракла.
Герою и его верным товарищам пришлось преодолеть трудный путь, чтобы добраться до царства амазонок. Однако слава о его необыкновенных подвигах достигла даже столь отдаленных земель.
Ипполита настолько очарована Гераклом, что «была уже готова добровольно отдать ему пояс». Но в этот момент под видом амазонки появилась Гера, которая люто ненавидела Геракла, и стала распространять слухи, будто он хочет похитить великую царицу и «увезти ее рабыней в свой дом».
Поверив Гере, амазонки кинулись на Геракла и его войско. В жестоком сражении многие из них погибли. Чтобы спасти своих верных воительниц, Ипполита заключила мир с Гераклом и в качестве подношения отдала свой пояс.
Вернувшись с ценным трофеем в Микены, Геракл получил новое задание: пригнать царю «коров великого Гериона, сына Хрисаора и океаниды Каллирои».
Герой отправился в дальний путь. Прежде чем достичь цели, ему пришлось пройти «через Африку, через бесплодные пустыни Ливии, через страны диких варваров». Оказавшись у «берегов седого Океана», сын Зевса задумался о том, как добраться ему до острова. В этот миг показалась колесница сияющего бога Гелиоса. Солнечные лучи ослепили героя, и тот в гневе «схватился за свой грозный лук».
Однако не рассердился на него Гелиос – напротив, предложил довезти до острова на своем золотом челне. Едва Геракл ступил на землю, как «почуял его грозный двуглавый пес Орфо и с лаем бросился на героя». Расправившись с чудовищным псом, он стал сражаться с великаном Эвритионом – пастухом царского стада.
Услышав шум сражения, появился и сам Герион – великан, который «имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног». Победить такого противника Гераклу было непросто, и ему на помощь пришла «великая воительница Афина Паллада».
Победив трехтелого великана, Геракл благополучно переправил стадо через бурный Океан в золотом челне Гелиоса. Однако дорога в Микены оказалась непростой – «богиня Гера наслала бешенство на все стадо». В результате коровы разбежались, и герою с большим трудом удалось обратно собрать их. Когда коровы оказались у Эврисфея, он тут же «принес их в жертву великой богине Гере».
Так и не отдохнув после десятого подвига, Геракл отправился выполнять очередное поручение Эврисфея. Он должен был спуститься в мрачное царство Аида и привести царю «ужасного адского пса Кербера», у которого было три головы, а хвост «оканчивался головой дракона с громадной пастью».
Геракл спустился в подземное царство при помощи Гермеса и Афины Паллады. Во время путешествия много ужасов довелось увидеть герою, прежде чем он предстал перед властителем царства умерших Аидом и его супругой Персефоной. Гераклу удалось покорить богов своей отвагой и небывалой силой.
Герой признался, что не по своей воле он оказался в мрачном царстве и вынужден выполнить приказ царя Эврисфея. Аид милостиво разрешил Гераклу забрать с собой Кербера, но только в том случае, если ему удастся укротить ужасного пса.
Отыскав Кербера, Геракл обвил его шею могучими руками и сдавливал до тех пор, пока пес не обессилел. Тогда герой отвел его Эврисфею, но тот при одном только взгляде на подземное чудовище принялся на коленях умолять Геракла отвести его обратно к Аиду.
Самым трудным для Геракла оказался «его последний, двенадцатый подвиг». Эврисфей поручил ему отправиться к титану Атласу, что «держит на плечах небесный свод», и украсть из его садов три золотых яблока. Эти волшебные плоды росли на золотом дереве, и присматривали за ними дочери титана – Геспериды.
Задача осложнялась тем, что «никто не знал пути к Гесперидам и Атласу», и Гераклу пришлось долго блуждать по Азии и Европе. Сжалившись над сыном Зевса, прекрасные нимфы «дали ему совет, как узнать путь в сады Гесперид». Для этого он должен был застать врасплох «морского вещего старца Нерея» — только он один и знал верный путь к Атласу и его дочерям.
Гераклу пришлось применить всю свою силу и ловкость, чтобы одолеть морского бога, и это ему удалось. Чтобы получить свободу, старец был вынужден поделиться с героем заветной тайной.
По дороге Гераклу пришлось сразиться с непобедимым великаном Антеем, черпавшим силу от земли – своей матери Геи. Разгадав тайну Антея, Геракл высоко поднял его над землей. Когда у противника иссякли силы, герой задушил его.
Гераклу предстояло встретить на своем пути еще немало опасностей, прежде чем «достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас». Он с великим почтением обратился к титану с просьбой разрешить взять три золотых яблока из его знаменитых садов.
Атлас предложил Гераклу подержать «на плечах своих небесный свод», пока он сходит за яблоками. Герой согласился, и тут же «невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса». С огромным трудом он удерживал небесный свод, силы его таяли на глазах. Геракл понял, что титан хочет хитростью поменяться с ним местами, и ему не оставалось ничего иного, как самому обмануть Атласа. Он попросил Атласа временно подержать свод, пока герой положит на плечи львиную шкуру, чтобы свод не давил так сильно. Сам же забрал яблоки и с чистой совестью отправился в Микены.
Эврисфей был немало удивлен тому, что Гераклу удалось совершить столь великий подвиг, и подарил ему золотые блоки. В знак благодарности герой преподнес их своей покровительнице – Афине Палладе, а та, в свою очередь, «вернула яблоки Гесперидам, чтобы вечно оставались они в садах».
После благополучного завершения двенадцатого подвига Геракл «освободился от службы у Эврисфея». Впереди его ждали новые героические приключения…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.