Урок по литературе "Мотивы народной сказки в авторском тексте "Серебряное копытце"
Оценка 4.8

Урок по литературе "Мотивы народной сказки в авторском тексте "Серебряное копытце"

Оценка 4.8
docx
21.01.2022
Урок по литературе "Мотивы народной сказки в авторском тексте "Серебряное копытце"
Конспект.docx

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Базовый учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: П.П.Бажов «Мотивы народных сказок в авторском тексте «Серебряное копытце»»

Тип урока: Закрепление нового знания

Цели урока:

Предметные: закрепить знания учащихся о П.П.Бажове

Метапредметные: создать условия для формирования УУД

Воспитательные: воспитать интерес к миру русской литературы

Средства:

Планируемы результаты:  

Личностные: -проявлять интерес к учебному материалу;

-стремиться к приобретению и углублению знаний;

-управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные: -формулировать учебную задачу урока;

-оценивать свои достижения.

Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей

- установление аналогии

Коммуникативные: -понимать цель своего высказывания;

-участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;

-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Предметные: -

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Андреевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением и с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке?

- Ну, что, тогда за дело.

- Только перед началом занятия давайте проведём небольшую речевую разминку.

- Для начала сядьте за парты правильно: сядьте ровно, ноги стоят ровно, спинку прижмите к стулу, расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.

- Итак, на слайде вы видите небольшое стихотворение, прочитайте его сначала про себя.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

 

- Теперь читаем вместе в среднем темпе, прислушивайтесь ко мне.

- Теперь читаем в быстром темпе.

- Замечательно! Теперь читаем медленно.

- Молодцы!

- Здравствуйте!

 

 

- Да/нет

Регулятивные: -формулировать учебную задачу урока;

 

Целеполагание

 - Итак, ребята, а какие виды сказок по авторству вы знаете?

- Народные сказки какие признаки имеет?

 

 

- Хорошо, вы сказали, что существует ещё авторская сказка, а она какие признаки имеет?

 

 

- Так, ещё какие признаки можете сказать?

 

 

- Верно

- Ребята, теперь посмотрите на слайд

- Здесь записано «серебряное копытце». С чем у вас ассоциируется это словосочетание?

- Произведение «Серебряное копытце», которое вы уже читали на прошлом уроке, похоже на сказку?

 

- Мы с вами только что вспомнили лишь некоторые черты сказки, и знаем, что существует авторская и народная сказка, и чем они различаются.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия?

 

 

 

 

- Верно. А на основе какого произведения мы с вами это рассмотрим?

 

 

- Авторские/народные

 

- Эту сказку придумал народ, она появилась очень давно, и передавалась из уст в уста

 

- Сказку написал автор, то есть конкретное лицо

 

- В литературной сказке ярко выражена авторская позиция

 

 

 

 

- драгоценные камни, козёл, сказка

 

 

 

- Да, похоже

 

 

 

 

 

- Подробнее рассмотреть схожие и отличительные черты народной и авторской сказки

 

- На основе сказки «Серебряное копытце»

 

Открытие нового знания, актуализация знаний.

- А напомните мне, пожалуйста, кто автор сказки «Серебряное копытце»?

- Правильно. На прошлых уроках вы уже знакомились с тем, кто такой Павел Петрович.

- Поэтому я хочу услышать от вас то, что вы запомнили интересного про его жизнь и творчество

- Хорошо. Молодцы!

- Вы и правда рассказали много интересного. Ноя хочу добавить ещё немного фактов.

1)      Уличным прозвищем Павла Бажова было «Колдунков», а одним из его многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. Дело в том, что фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать.

2)      Литературой Павел Бажов увлёкся в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет

3)      За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов.

4)      Народ бережно хранит память о талантливом писателе. В Свердловске, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Павла Бажова. Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в Москве

- А теперь давайте вспомнить цель нашего урока, какая она?

 

- Верно. И чтобы достичь эту цель, я предлагаю вам составить таблицу, где мы и укажем схожесть и различия этих двух видов сказок.

- Итак, на слайде вы видите незаполненную таблицу. Давайте вместе думать и обсуждать, как мы её заполним.

-

Отличия

Народная сказка

Авторская сказка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходства

 

 

- Сначала нам нужно обдумать отличия и написать их.

- 1. Кто является автором в народной сказке? (появляется на слайде)

- В авторской сказке? (появляется на слайде)

2. Какая обычно композиция в народной сказке? Что присутствует?

А автор в своей сказке может что-то менять местами или вовсе пропустить?

- Значит, в авторской сказке необязательная композиция

3. Народная сказка имеет один вариант текста или их может быть несколько?

- А почему?

 

 

- Верно. А авторская может изменяться?

- Да, авторская сказка имеет только неизменный текст в письменной форме

4. Как описывают героев в народной сказке, если это писал простой народ?

- Да, Описание простое с использованием общепринятых эпитетов

- А значит, какое описание в авторской сказке?

5. Так, а мы можем определить время создания у народной сказки?

- А у авторской?

 

 

- Хорошо, а теперь рассмотрим сходство

- Подумайте сами, какие они могут быть?

 

- В любой сказке есть кто?

- Да, а какие они?

- Верно, в любой сказке есть положительные и отрицательные герои

- А события, которые происходят в сказке, реальны?

- Конечно, нет, в любой сказке вымышленные события

- А сказки чему-то учат?

- Чему?

- Верно

- Ещё можно добавить, что в любой сказке есть наличие фантастических элементов, а второстепенные герои – волшебные вещи и помощники

- Ну, что, таблица у нас заполнена.

 

Отличия

Народная сказка

Авторская сказка

Автор - народ

Автор - писатель

Сказочные композиционные элементы- есть присказка, зачин, концовка.

Может не быть традиционных элементов.

Имеет несколько вариантов.

Имеет неизменный текст в письменной форме.

Описание простое с использованием общепринятых эпитетов.

Описание сложное, неповторимое.

Время создания определить невозможно.

Время создания сказки неизвестно.

Сходства

1.      Вымышленные события.

2.      Деление героев на положительных и отрицательных.

3.      Учат добру, справедливости, любви

4.      Второстепенные герои - волшебные вещи и помощники.

 

- А сейчас я предлагаю немного размяться и всем встать на физкультминутку

 

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

 

 

- Павел Петрович Бажов

 

 

 

Рассказывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подробнее рассмотреть схожие и отличительные черты народной и авторской сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Народ

- Автор, писатель

 

-Присказка, зачин, концовка

 

- Да, может

 

 

 

- Имеет несколько

- Народная сказка передавалась из уст в уста, и каждый мог что-то изменить или добавить

- Нет

 

 

 

- Простыми словами

 

 

- Описание сложное, неповторимое.

 

- Нет

- Можем, время создания сказки известно

 

 

Предполагают

 

- Герои

- Хорошие и плохие

 

 

- Нет

 

 

 

- Да, учат

- Учат добру, справедливости, любви

Личностные: -проявлять интерес к учебному материалу;

-стремиться к приобретению и углублению знаний;

-управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Коммуникативные: -понимать цель своего высказывания;

-участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;

-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

 

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Напомните мне, пожалуйста, на основе какого произведения мы должны рассмотреть черты народной и авторской сказки?

 

- Какая это сказка волшебная или о животных?

- Эта сказка волшебная, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка

- Если есть автор произведения, значит это какая сказка?

- Но что вы заметили в этой сказке? Какие черты ещё присутствуют? 

- Да, сейчас я предлагаю вам рассмотреть мотивы народных сказок в авторской сказке «Серебряное копытце»

- Откройте тетрадь, напишите число и тему урока «Мотивы народной сказки в авторской сказке «Серебряное копытце»».

- В сказке есть композиция?

- Пишем под номером один: сказочные композиционные элементы

-

 

 

- Сказка Павла Бажова «Серебряное копытце»

Предполагают

 

 

 

 

 

- Авторская

 

- Черты народной сказки

 

 

 

 

 

 

- Да, присказка, зачин, концовка

 

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги

-Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какую оценку вы бы себе поставили?

- Теперь посмотрите на слайд. Вы видите двух гномов

- Какие они?

- Теперь я вам предлагаю выбрать картинку по своему настроению.

- Поднимите руки те, кто выбрал вторую картинку. Почему?

- Поднимите руки те, кто выбрал первую картинку. Почему?

- Не будем тянуть время, а подведём итоги.

 

- Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Один гном весёлый, а другой грустный

 

Выдача домашнего задания.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет : Литературное чтение

Предмет : Литературное чтение

Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей - установление аналогии

Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей - установление аналогии

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями

Хорошо, вы сказали, что существует ещё авторская сказка, а она какие признаки имеет? -

Хорошо, вы сказали, что существует ещё авторская сказка, а она какие признаки имеет? -

Поэтому я хочу услышать от вас то, что вы запомнили интересного про его жизнь и творчество -

Поэтому я хочу услышать от вас то, что вы запомнили интересного про его жизнь и творчество -

Отличия Народная сказка

Отличия Народная сказка

Так, а мы можем определить время создания у народной сказки? -

Так, а мы можем определить время создания у народной сказки? -

Так, а мы можем определить время создания у народной сказки? -

Так, а мы можем определить время создания у народной сказки? -

Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь

Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь

Рефлексия - Ребята, наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги -Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? -

Рефлексия - Ребята, наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги -Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2022