Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Базовый учебник (УМК): «Школа России»
Тема урока: П.П.Бажов «Мотивы народных сказок в авторском тексте «Серебряное копытце»»
Тип урока: Закрепление нового знания
Цели урока:
Предметные: закрепить знания учащихся о П.П.Бажове
Метапредметные: создать условия для формирования УУД
Воспитательные: воспитать интерес к миру русской литературы
Средства:
Планируемы результаты:
Личностные: -проявлять интерес к учебному материалу;
-стремиться к приобретению и углублению знаний;
-управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные: -формулировать учебную задачу урока;
-оценивать свои достижения.
Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей
- установление аналогии
Коммуникативные: -понимать цель своего высказывания;
-участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Предметные: -
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Андреевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением и с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? - Ну, что, тогда за дело. - Только перед началом занятия давайте проведём небольшую речевую разминку. - Для начала сядьте за парты правильно: сядьте ровно, ноги стоят ровно, спинку прижмите к стулу, расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка. - Итак, на слайде вы видите небольшое стихотворение, прочитайте его сначала про себя. та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат.
- Теперь читаем вместе в среднем темпе, прислушивайтесь ко мне. - Теперь читаем в быстром темпе. - Замечательно! Теперь читаем медленно. - Молодцы! |
- Здравствуйте!
- Да/нет |
Регулятивные: -формулировать учебную задачу урока;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
- Итак, ребята, а какие виды сказок по авторству вы знаете? - Народные сказки какие признаки имеет?
- Хорошо, вы сказали, что существует ещё авторская сказка, а она какие признаки имеет?
- Так, ещё какие признаки можете сказать?
- Верно - Ребята, теперь посмотрите на слайд - Здесь записано «серебряное копытце». С чем у вас ассоциируется это словосочетание? - Произведение «Серебряное копытце», которое вы уже читали на прошлом уроке, похоже на сказку?
- Мы с вами только что вспомнили лишь некоторые черты сказки, и знаем, что существует авторская и народная сказка, и чем они различаются. - Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия?
- Верно. А на основе какого произведения мы с вами это рассмотрим?
|
- Авторские/народные
- Эту сказку придумал народ, она появилась очень давно, и передавалась из уст в уста
- Сказку написал автор, то есть конкретное лицо
- В литературной сказке ярко выражена авторская позиция
- драгоценные камни, козёл, сказка
- Да, похоже
- Подробнее рассмотреть схожие и отличительные черты народной и авторской сказки
- На основе сказки «Серебряное копытце» |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания, актуализация знаний. |
- А напомните мне, пожалуйста, кто автор сказки «Серебряное копытце»? - Правильно. На прошлых уроках вы уже знакомились с тем, кто такой Павел Петрович. - Поэтому я хочу услышать от вас то, что вы запомнили интересного про его жизнь и творчество - Хорошо. Молодцы! - Вы и правда рассказали много интересного. Ноя хочу добавить ещё немного фактов. 1) Уличным прозвищем Павла Бажова было «Колдунков», а одним из его многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. Дело в том, что фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать. 2) Литературой Павел Бажов увлёкся в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет 3) За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов. 4) Народ бережно хранит память о талантливом писателе. В Свердловске, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Павла Бажова. Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в Москве - А теперь давайте вспомнить цель нашего урока, какая она?
- Верно. И чтобы достичь эту цель, я предлагаю вам составить таблицу, где мы и укажем схожесть и различия этих двух видов сказок. - Итак, на слайде вы видите незаполненную таблицу. Давайте вместе думать и обсуждать, как мы её заполним. -
- Сначала нам нужно обдумать отличия и написать их. - 1. Кто является автором в народной сказке? (появляется на слайде) - В авторской сказке? (появляется на слайде) 2. Какая обычно композиция в народной сказке? Что присутствует? А автор в своей сказке может что-то менять местами или вовсе пропустить? - Значит, в авторской сказке необязательная композиция 3. Народная сказка имеет один вариант текста или их может быть несколько? - А почему?
- Верно. А авторская может изменяться? - Да, авторская сказка имеет только неизменный текст в письменной форме 4. Как описывают героев в народной сказке, если это писал простой народ? - Да, Описание простое с использованием общепринятых эпитетов - А значит, какое описание в авторской сказке? 5. Так, а мы можем определить время создания у народной сказки? - А у авторской?
- Хорошо, а теперь рассмотрим сходство - Подумайте сами, какие они могут быть?
- В любой сказке есть кто? - Да, а какие они? - Верно, в любой сказке есть положительные и отрицательные герои - А события, которые происходят в сказке, реальны? - Конечно, нет, в любой сказке вымышленные события - А сказки чему-то учат? - Чему? - Верно - Ещё можно добавить, что в любой сказке есть наличие фантастических элементов, а второстепенные герои – волшебные вещи и помощники - Ну, что, таблица у нас заполнена.
- А сейчас я предлагаю немного размяться и всем встать на физкультминутку
Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели – встали, сели – встали За минутку сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь.
|
- Павел Петрович Бажов
Рассказывают
- Подробнее рассмотреть схожие и отличительные черты народной и авторской сказки
- Народ - Автор, писатель
-Присказка, зачин, концовка
- Да, может
- Имеет несколько - Народная сказка передавалась из уст в уста, и каждый мог что-то изменить или добавить - Нет
- Простыми словами
- Описание сложное, неповторимое.
- Нет - Можем, время создания сказки известно
Предполагают
- Герои - Хорошие и плохие
- Нет
- Да, учат - Учат добру, справедливости, любви |
Личностные: -проявлять интерес к учебному материалу; -стремиться к приобретению и углублению знаний; -управление своим настроением, умение выражать эмоции. Коммуникативные: -понимать цель своего высказывания; -участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы; -проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
- Напомните мне, пожалуйста, на основе какого произведения мы должны рассмотреть черты народной и авторской сказки?
- Какая это сказка волшебная или о животных? - Эта сказка волшебная, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка - Если есть автор произведения, значит это какая сказка? - Но что вы заметили в этой сказке? Какие черты ещё присутствуют? - Да, сейчас я предлагаю вам рассмотреть мотивы народных сказок в авторской сказке «Серебряное копытце» - Откройте тетрадь, напишите число и тему урока «Мотивы народной сказки в авторской сказке «Серебряное копытце»». - В сказке есть композиция? - Пишем под номером один: сказочные композиционные элементы - |
- Сказка Павла Бажова «Серебряное копытце» Предполагают
- Авторская
- Черты народной сказки
- Да, присказка, зачин, концовка |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
- Ребята, наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги -Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке? - Что нового вы узнали? - Какую оценку вы бы себе поставили? - Теперь посмотрите на слайд. Вы видите двух гномов
- Какие они? - Теперь я вам предлагаю выбрать картинку по своему настроению. - Поднимите руки те, кто выбрал вторую картинку. Почему? - Поднимите руки те, кто выбрал первую картинку. Почему? - Не будем тянуть время, а подведём итоги.
|
- Ответы детей.
- Один гном весёлый, а другой грустный |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выдача домашнего задания. |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.