Урок литературы в 5 классе
Тема урока: М.В.. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме
Цели урока:
1) познакомить учащихся с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного- М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения; обучать выразительному чтению;
2) развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;
3) воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.
Оборудование: книги Ломоносова, репродукции мозаик, портрет.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
– Тема нашего урока «М.В.. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме». Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
2. Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.
Запишите тему урока в тетради и скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнаем?
Обсуждение эпиграфа к уроку (записан на доске).
Историк, ритор, механик, химик,
минералог, художник и стихотворец,
он всё испытал и всё прошёл...
А.С. Пушкин
1. Объясните значение непонятных слов.
2. Что нам сказали о Ломоносове эти пушкинские слова?
3. Слово о Ломоносове.
Ломоносов родился 8(21) ноября 1711 года далеко на севере, в деревне -близ старинного города Холмогоры. Его мать, Елена Ивановна, дочь дьякона из соседнего села, умерла, когда Михаиле исполнилось девять лет. Отец, Василий Дорофеевич, был преуспевающим рыбаком-артельщиком, имевшим несколько судов и собственные промыслы на мурманском побережье.
Подобно всем детям из крестьянских семей, Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. В одиннадцать-двенадцать Ломоносов стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился он старательно и плодотворно. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год после начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему всё, что знал, и ничему его больше научить его не может.
В 1730 году тайком от отца Ломоносов уходит пешком вместе с обозом рыбы в Москву, надеясь там продолжить своё учение. В возрасте девятнадцати лет (то есть в возрасте выпускника) он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось закончить двенадцатилетний куре менее чем за шесть лет, и в 1735 году его в числе двенадцати лучших учеников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для продолжения образования. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Германию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.
В Германии Ломоносов учился с 1736 по 1741 год, сначала в Марбургском университете (вторым великим русским, обучавшимся там, был Борис Пастернак) под руководством известного философа и физика Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге под руководством профессора химии и горных дел Иоганна Ганкеля. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоносов за это время овладел немецким, французским, итальянским и английским языками (латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но, пожалуй, самым главным за этот период стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы, блестящий реформатор русского стихосложения.
В1750 году Ломоносов пишет трагедию «Тамира и Селим» (о событиях в Крыму и конце Мамая после Куликовской битвы 1380года). В1752 году он создаёт свою' первую мозаичную картину (которой предшествовало
более 4000 опытов но изобретению цветного стекла в течение четырех лет) и одновременно пишет поэму «Письмо о пользе стекла», а заодно и ещё одну трагедию - «Демофонт». В 1754 году он составляет проект учреждения Московского университета, который торжественно открывается 26июля 1755 года, а Ломоносов в тот же день в Петербурге в академическом собрании произносит «Слово похвальное Петру Великому». В 1756 году он строит собственную мозаичную мастерскую и мастерскую оптических приборов, где работает над созданием «ночезрительной трубы». В 1757-1758 гг. он становиться советником академической Канцелярии (высший административный орган академии), директором Географического департамента, возглавляет всю научно-исследовательскую работу академии. Тогда же Ломоносов пишет «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трёх штилей», в основе которой лежит мысль о необходимости сохранения славянизмов в русском языке (таким образом духовная и культурная память народа о семи веках допетровской истории сохраняется в сознании нового человека). Это был первый плодотворный подступ к созданию литературной нормы русского языка, которая впоследствии будет утверждена усилиями Карамзина и Пушкина, но с оглядкой на Ломоносова.
«Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь», -писал Ф.М. Достоевский,
Ломоносовскую жажду познания, казалось, вообще нельзя было утолить. Он овладел одиннадцатью языками и за несколько месяцев до смерти начал изучать двенадцатый - арабский. Умер Ломоносов 4апреля 1765 года. Через три дня он был погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, как писал современник, «при огромном стечении народа».
Сейчас имя Ломоносова в России пользуется всенародной любовью, и уважением, но при жизни, несмотря на внешние знаки внимания (он умер статским советником, дворянином, фактически вице-президентом академии, почётным членом иностранных академий), уважением к своему достоинству он не мог похвастать, к сожалению. Одиннадцати летний великий князь Павел 11етрович, будущий император (которому, кстати сказать, была посвящена «Российская грамматика»), узнав о смерти Ломоносова, сказал: «Только казну разорял, дурак». Эти слова нервного мальчика, у которого его мать Екатерина II отняла трон, отражали отношение к наукам и к Ломоносову значительной части так называемого просвещенного общества.
III. Знакомство со стихотворением «Случились вместе два астронома в пиру...»
4. Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).
5. Словарная работа:
-Какие слова в стихотворении вам показались непонятными, сложными?
Коперник, Птолемей, астроном, очаг, слыл, о сем, весьма.
Астроном - астроном (ученый).
Весьма - очень сильно.
В жару - в пылу спора (сильно).
Слыл - все его знали.
Коперник — польский астроном.
Птолемей - древнегреческий астроном.
Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
6. Беседа по тексту.
- Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?
- О чём спорили учёные Коперник и Птолемей?
— Кто разрешил их спор?
- Какие доводы использовал для этого повар?
- Что хотел сказать своим произведением автор?
- Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит смешно?
- В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?
- Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
- Что такое юмор?
Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему- нибудь.
7. Работа со схемой «Роды и жанры литературы».
РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.
Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.
Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.
Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.
Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.
Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы и т. д.; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.
В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах...
8. Домашнее задание.
С.52 (наизусть); с. 55 (термины), с.56- 64 (чтение, 2 басни наизусть)
9. Оценки. Итоги.
- Оценки!
Работа с таблицей. Укажите в таблице стрелкой соответствия.
Эпос |
произведения передают чувства, мысли, переживания человека. |
Лирика |
произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене |
Драма |
произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.
|
Эпос включает в себя жанры: |
оды, стихотворения, баллады, поэмы, песни |
Лирика включает в себя жанры: |
пьесы, сценки, комедии, трагедии |
Драма включает в себя жанры: |
рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы, эпопеи, трилогии. |
- О каком человеке шла речь сегодня?
-Кем был Ломоносов?
-Какой вклад в литературу внёс Ломоносов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.