Урок по литературе в 7 классе: «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны»
Оценка 4.7

Урок по литературе в 7 классе: «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны»

Оценка 4.7
docx
29.01.2020
Урок по литературе в 7 классе: «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны»
урок о войне.docx

Тема:  «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны»

 

 

Учитель: Лапшова С.Н.

Класс: 7

 

 

Цели урока:

 

1. Обучающие: показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями  героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

 

2. Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; раскрывать творческий потенциал учащихся.

 

3.Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 

Оборудование: подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; медиапроектор; презентация.

 

Тип урока: итегрированный урок (литература, история), урок в творческой мастерской.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.  Артикуляционная разминка.

 

II. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

 

Наш урок  сегодня посвящен поэтической летописи Великой Отечественной войны.

Беседа по теме урока.

 

- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:

Звучит музыка:

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

 

 

-Какому историческому событию они посвящены?

 

Да, событиям Великой Отечественной войны…

 

-Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость)

 

-Почему война с германским фашизмом, который вел Советский союз, называется Великой Отечественной войной?

 

-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

 

-Когда она началась?

 

-Какой город первым  принял на себя удар врага?

 

-Сколько лет длилась эта война?

 

-Как люди узнали о событиях этой войны?

 

-Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные  корреспонденты?

 

-Какими были первые месяцы войны?

 

-Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы  народ сплотился и дал отпор врагу?

 

Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами,   сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах . Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших  в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.

 

Ученик первый.

 

Михаил Васильевич Исаковский. Его песни «Катюша» (1938г.), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы…» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945) получили широкую известность в годы войны. В них звучит суровый набат, призыв, потрясение.

 

Ученик второй.

 

Алексей Александрович Сурков.  «Песня смелых», где 

«Песня - крылатая птица –

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не бережет»

      «В землянке»(1941) и многие другие,  где говорилось о верности и любви. Именно такая песня помогала людям выжит.

 

 

Ученик третий.

Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941 – 1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборник «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвящённая подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.

 

 

 

Ученик четвертый.

Ольга Фёдоровна Бергольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).

 

 

- Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

 

 Познакомимся со стихотворением А.Т.Твардовского.

 

III. А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

 

 

Ученики прослушивают текст  стихотворения  посредством фонохрестоматии

 

Беседа с учениками по содержанию стихотворения.

 

- Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?

(В стихотворении отображён эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперёд».)

 

- О каком событии идёт речь в стихотворении?

(Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.)

 

- Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может этого себе простить?

(Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей).

 

Словарная работа. (Работаем с лексикой стихотворения)

 

 -Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.

 

- Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое , изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях.

 

- А он гвоздит – не выглянуть из башен… -  он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

 

- Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

 

В стихотворении много разговорных строк и выражений. Почему?

(Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени Бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца.)

 

- Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном  мальчишке и кому?

 

 

 

На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую – то  смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.

 

- Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

 

Прочитаем выразительно отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года»

 

 «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем – либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.

На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говорящее и значительно – степь, Россия, война, - что сжималось сердце и словно  бы нечем было дышать».

 

В рассказе «Весной 1942 года» война представляет как большое горе – не только  человеческое, но и горе всей русской земли

.

Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…».

 

 

Звучит песня на стихи Михаила Львовского, первая строка которой стала названием картины.

 

  -С какими строками из баллады Твардовского можно соотнести эту картину?

 

На картине «Вот солдаты идут..» изображена горящая степь. На переднем плане идет отряд наступающих солдат. Их фигуры освещены заревом пожара, на заднем плане атаку развивают танки. В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» есть строки: «Душила гарь и копоть:// От дома к дому шел пожар большой пожар». С этими строками можно соотнести эту картину.

 

 - В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.

 

«Был трудный бой»

 

«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен…»

 

«Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дар».

 

«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар».

 

 

IV. Работа над выразительным чтением стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

 

 

V. Работа с сочинениями на тему «Великая Отечественная война в жизни моей семьи» (сочинения были написаны дома)

 Ученики один за другим зачитывают свои сочинения, показывают фотографии, письма с фронта.

 

VI. Рефлексия.

На основании пройденного урока учащиеся делают вывод об уроках войны для человечества (о необходимости воспитания будущих поколений правдой о войне).

 

 

 


 

Тема: «Поэтическая летопись

Тема: «Поэтическая летопись

С фашистской силой темною,

С фашистской силой темною,

Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

Ученик третий. Маргарита Иосифовна

Ученик третий. Маргарита Иосифовна

Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944)

Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944)

Ученики прослушивают текст стихотворения посредством фонохрестоматии

Ученики прослушивают текст стихотворения посредством фонохрестоматии

На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале

На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале

Звучит песня на стихи Михаила Львовского, первая строка которой стала названием картины

Звучит песня на стихи Михаила Львовского, первая строка которой стала названием картины

IV . Работа над выразительным чтением стихотворения

IV . Работа над выразительным чтением стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020