Урок по литературному чтению

  • docx
  • 17.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лит. чт..docx

14 ноября 2022 г.

Литературное чтение 3-а класс. Учитель Дутова С.П.

Гудкова В.С.

Группа ПНК 33

Технологическая карта.

Тема

Нравственный смысл басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Инсценирование басни.  

Тип урока

Открытия нового знания

Цель

Создать условия для формирования у учащихся знаний  о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи

Образовательная: продолжить знакомство с художественным жанром – басней; добиться понимания содержаний басен,  воздействия содержания на чувства, мысли детей; выделять мораль в басне.

Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь; умения и навыки анализа басен, поиск главного, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету; воспитывать высокие моральные качества.

Планируемые результаты (предметные)

знать особенности жанра басни; характеризовать героев басни; определять, мораль басни инсценировать басню.

Личностные результаты

интерес к чтению произведений великого русского баснописца; осмысление нравственных ценностей в басне И.А.Крылова «Ворона и Лиса»;оценивание результатов своей деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Межпредметные связи

Русский язык,- окружающий мир

Организация пространства

Фронтальная; индивидуальная и групповая работа

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1.      Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Сергеевна,  и сегодня урок литературного чтения  проведу у вас я.

 

Прозвенел звонок, начинается урок.

Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе!

Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

 

Проверим готовность к уроку,  все ли лежит на столах: учебник, дневник, пенал.

Здравствуйте!

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2.      Актуализация и пробное учебное действие

Сегодня мы с вами продолжим работать над знакомым вам жанром литературы – басней.

- Кто является самым известным баснописцем в русской литературе?

- Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль.

-Ребят,  послушайте внимательно выражение и попытайтесь ответить, когда так говорят.

 

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет...»

 

-Итак,  когда мы можем так сказать?

-Верно! Говорят так, когда люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте, так как всякий думает о себе, а не об общем деле.

-Назовите название басни, из которой я взяла это выражение.

-Молодцы!

 

-Слушаем дальше.

«Мартышка к старости
Слаба глазами стала…»

 

-Когда в речи мы может употребить это крылатое выражение?

-Верно! Говорят, когда невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять.

-Назовите название баски.

 

- О каких человеческих недостатках и пороках вы узнали из этих басен?

 

- Здорово! Вы отлично справились с заданием. Значит, вы готовы к встрече с героями ещё одной басни И.А.Крылова.

 

 

И.А.Крылов.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

«Лебедь, Щука и Рак».

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

«Мартышка и Очки».

 

Невежество, глупость.

3.      Выявление места и причины затруднения

Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Крылова, а вот с какой, вы узнаете,  если отгадаете загадки.

 

1.                Тапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтан рябенький,

А ходит босиком. (Ворона)

2.                Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица

– Всем ребятам нравится! (Лиса)

-Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с басней в стихах Крылова «Ворона и Лисица», проанализируем ее,  а также попробуем  инсценировать.

 

Сейчас я предлагаю  наметить задачи на предстоящий урок.

Слушают учителя.

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научиться правильно и выразительно читать басню «Ворона и Лисица», узнать, какие события происходили с героями, какие человеческие пороки и недостатки показал И.А.Крылов, найти и понять мораль басни, извлечь для себя поучительный урок.

4.      Построение проекта выхода из затруднения

- Кто главные герои этой басни?

- Попробуйте предположить, о чём басня?

 

-Почему вы так думаете?

 

 

 

 

- Проверим наши догадки.

-Предлагаю послушать поучительную историю - басню И.А.Крылова под названием «Ворона и Лисица».

Ворона и Лисица.

Эта басня о том, как Лиса обманула Ворону.

В русских сказках лиса – хитрая обманщица, всегда добивается своего. Вороны в сказках всегда самодовольны и хвастливы. Известна Ворона и своей глупостью.

 

Слушаю.

5.      Реализация построенного проекта

-Итак, ребята, о чём басня?

- Совпадает с нашим предположением? 

- Понравилась вам басня?

- Предложите своё название басни.

-Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием.

Басня о том, как Лисица обманула Ворону.

Да.

Физкультминутка

А теперь пришло время отдохнуть. Все встали.

 

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

Встают. Повторяют движения.

6.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Откройте учебник на стр. 137.

- Прочитайте заголовок басни.

- Почему в заголовке басни Ворона, Лисица написаны с заглавной буквы?

- И.А.Крылов в своих баснях показывал недостатки людей через образы животных.

- Как называется такой литературный приём в баснях?

Прочитайте текст самостоятельно, отмечая слова, смысл которых вам не совсем понятен.

- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули. Уточним их лексическое значение.

Лесть - притворное одобрение, похвала с корыстной целью. (Толковый словарь В.И.Даля)

Корысть – собственная выгода.

Льстец - тот, кто хвалит из корыстного желания расположить к себе.

Гнусна (гнусная, гнусный) - отвратительный, омерзительный.

Не в прок - не на пользу.

Взгромоздясь (взгромоздиться) - взобраться и устроиться с трудом на что-либо, оказаться где-то высоко.

Пленил (пленить) (устар.) - привлекая к себе, целиком овладеть чьими-либо мыслями, чувствами.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Вещуньина (голова) – вещунья – предсказательница, предвестница.

Вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать.

Зоб (у птиц) - расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном.

Сырный дух - сырный запах.

На цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно.

Глаз не сводит – смотрит очень внимательно, не отрываясь.

Ангельский (голосок) – сладостный, весьма приятный, пленяющий, приводящий в восторг, как у божественного ангела.

Царь-птица – главная среди птиц.

Дыханье спёрло – трудно стало дышать.

Во всё горло – каркнула очень громко.

Была такова – поспешно исчезла, скрылась (обычно после какого-то плохого проступка).

 

- Сколько смысловых частей в тексте?

- В какой части текста изображены все события басни?

- Какой вопрос можно поставить к тексту 2 части?

- Определите тип текста.

 

 

- С чего начинается рассказ про Ворону и Лисицу? Прочитать по тексту.

 

- Объясните выражение «Бог послал».

 

- Где Ворона решила съесть свой сыр? Прочитать по тексту.

«…На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала…»


- Определите время действия.

- Как вы думаете, зачем Ворона взгромоздилась на ель?

 

- Ворона сразу съела сыр?

- Как понимаете значение слова «позадумалась»?

 

 

-

 Как развивалось действие дальше? Прочитать по тексту.

«…На ту беду Лиса близёхонько бежала…»

 

- Как вы понимаете выражение «на ту беду» ?.

 

 

- Почему автор говорит «…Лиса близёхонько бежала…»?

 

 

- Верно. И.А.Крылов заранее характеризует вкрадчивость Лисы, ещё до того, как она что-то сказала или сделала.

 

 

- Почему И.А.Крылов употребляет выражение «сырный дух», а не «сырный запах»?.

 

 

 

- Объясните выражения «сыр пленил».

 

 


- Что задумала Лисица, увидев Ворону, которая держала в клюве сыр?

 

- Верно. Лиса задаётся целью, во что бы то ни стало, заполучить кусочек аппетитного сыра, а для этого нужно было применить любую уловку, которая позволит осуществить зародившуюся мечту.

- Какую хитрость выдумывает Лисица, чтобы выманить сыр у Вороны?

 

 

 

- Где самый напряженный момент в развитии действия? Как называется этот момент в развитии действия? Найдите и прочитайте по тексту.

«…Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…»

 

- Объясните, что произошло?

 

 

 

- Какова развязка действия басни? Прочитать по тексту.

«…Сыр выпал — с ним была плутовка такова.»

 

 

- Что произошло?

- Верно. Развязка басни стремительная, заключается в последней строке второй части.

- Где в тексте мораль?

- Прочитайте мораль.

«Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

 

- Как вы понимаете выражение «уж сколько раз твердили миру»?

 

 

Ворона и Лисица – это имена героев басни. Они будут вести себя как люди.

 

 

Иносказание или аллегория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В тексте две смысловые части.

Во 2 части.

Что произошло?

Текст - повествование.

 

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…».

Бог послал - говорят о чём-то неожиданно, случайно полученном. Ворона случайно нашла сыр.

 

 

 

 

 

 

 

Утро.

Нужно было взобраться повыше, чтобы никто не помешал птичьей трапезе.

Нет. Ворона собиралась позавтракать.

Задумалась надолго.

 

 

Лисица, почуяв запах сыра тут же приближается к Вороне.

 

 

Лиса – хитрый враг. А в русских сказках лиса – коварная обманщица. Жди беды.

 

Лиса пробегала близко от Вороны. Двигалась тихо и осторожно.

 

 

 

 

 

«Сырный дух» - это яркий эпитет. И.А.Крылов показал нам, что для Лисицы это не просто кусочек сыра, а какое-то волшебное сырное чудо.

 

«Сыр пленил» - это олицетворение. «Сырный дух» целиком овладел мыслями, чувствами Лисицы.

 

Лисица задумала отобрать у Вороны сыр

 

 

 

 

 

Лисица придумала расхваливать красоту. Вороны и её голос. Если Ворона поверит и раскроет клюв, чтобы спеть, то выронит сыр.

 

Кульминация.

 

 

 

 

 

 

 

Ворона от похвал Лисицы совсем утратила способность здраво рассуждать, чуть не задохнулась от радости. Каркнула.

 

 

 

 

 

Сыр падает. Лисица с сыром убегает.

 

 

Мораль в 1 части текста.

 

 

 

Много раз повторяли одно и тоже.

7.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

Инсценирование басни.

Коллективное оценивание прочитанной басни.

8.      Включение в систему знаний

 – Можем мы утверждать, что басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» поучительна для читателей?

–Чему вас научила басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»?

- Как автор относится к героям басни?

 

 

 

 

-Скажите,  если ли положительные герое в басни?

 Да. Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица» поучительна для читателей.

Ответы учащихся.

Для автора Лисица – плутовка, льстивая обманщица. А Ворона - глупа, чрезмерно доверчива, верит льстивым речам своего врага - хищной Лисицы.

 

Правильно. В басне И.А.Крылова нет положительных героев.

9.      Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, а сейчас откройте дневник, запишите домашнее задание. Задание будет простым: нарисовать рисунок к сказке.

 

Наш урок подошел к концу, и вам пора оценить свою деятельность на уроке.

 

Если вы поняли весь материал, у вас не было затруднений или возникли небольшие трудности, то поднимите леденец зеленого цвета,  а кто вообще не справился с заданием – поднимите красный леденец.

 

Урок окончен, до свидания!

Внимательно слушают, записывают в дневники.

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

До свидания!

 

Методист ____________ Кузнецова В.А.

Учитель _____________ Дутова С.П.

Оценка _____________