Дата: 12.04.2024 |
ФИО учителя: Проскура Ольга Павловна |
Школа: 90 |
|
Класс: 3В |
|
|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть
Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о жизни и творчестве А.Платонова.;
- знать содержание произведения «Ещё мама»
- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные:
- оценивать конкретные поступки;
- высказывать собственное мнение на основе осмысления текста;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: «комбинированный урок»
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова )М: Просвещение.Проектор.Презентация.Файлы с заданиями.
Этапы урока Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение |
1 мин |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.У нас гости.(Приветствие) У вас на столах файлы с заданиями,вы будете много работать в парах. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: Мне тепло и спокойно |
- Приветствуют учителя.
- Отвечают на вопрос.
|
Л: самоопределение.
|
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический – задание на соотнесение; Словесный – объяснение, беседа; Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.
III. Постановка учебной задачи
|
6 мин
3 мин |
Прочитайте выразительно пословицы,обьясните их смысл. При солнышке тепло , при матери добро. Нет милее дружка , чем родная матушка. Сердце матери лучше солнца греет. Какова тема всех этих пословиц ?(Мама, ее любовь, о том как важна мама для каждого чкловека.) Чтение учителем слов о маме. Задание подобрать однокоренные слова к слову МАМА -повторение значения суффиксов -подбор однокоренных слов при помощи таблицы МАМА -ОЧК -УЛ -УС -ЕНЬК -УЛ,ЕНЬК -УЛ,ЕЧК -УШК
Вчера мы с вами прочитали произведение Андрея Платоновича Платонова «Еще мама».Определите какая же основная задача будет стоять переднами сегодня на уроке.?( Поработать над произведением) А что значит поработать?Давайте определим цели сегодняшнего урока. (на доске по мере ответов появятся надписи.) Жанр произведения Сведения об авторе Сюжетная линия(план) Главные герои Основная мысль Личное отношение ,чувства. Перейдем к первому цели.Для этого вспомним какие вы знаете жанры произведений.(Басня,стихотворение,повесть,Сказка,рассказ,поэма..)
– К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ) Почему вы так решили? Докажите. (Небольшой обьем, один эпизод из жизни героев,мало героев.) Рядом с выполненной целью появляется» солнышко» |
- выполняют речевую разминку -определяют тему пословиц -вспоминают правило образования слов -образуют однокоренные слова к слову- мама
Ответы детей Определяют цели урока
Вспоминают жанры произведений Формулируют определение-что такое рассказ
|
Р: саморегуляция.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.
Р: целеполагание как постановка учебной задачи |
.
|
4 мин |
Перейдем ко второй цели. Для того , чтобы познакомится поближе с автором ,я попросила Дядюк Вику сделать маленький доклад о нем. Вика делает сообщение.
Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”
Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама». Вовремя рассказа на экране портрет А.Платонова. Солнышко у второй цели.
.
|
Слушают докладчика
|
|
IV. Открытие нового знания
Словесный – рассказ учителя, беседа; Практический – подчеркивание непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике.
|
4мин
1 мин
4 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин |
Переходим к третьей цели. Вспомним сюжетную линию рассказа. Сейчас вы поработаете в парах Это первое задание из файлика .Вам нужно расставить пункты плана в правильном порядке ,приклеить на лист «План» ,прочитать, что получилось. 1.Разговор Артема с мамой. 2.Дорога в школу. 3.Встреча с учительницей. 4.Тревожные мысли Артема. 5.мальчик дома у учительницы. 6.Артем учится. 7.Утро следующего дня.
Прочитайте название частей. Молодцы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,
Чтобы понять рассказ ,его основную мысль. прочувствовать его .надо еще поработать над отдельными моментами. Чтение по ролям .
А)Разговор с матерью. (чтение по ролям)
Кто главные герои в этой части?
-Что можно сказать про маму?
-Как разговаривает мальчик с мамой?
-Какие между ними отношения?
-Почему мама во всем соглашатся с Артемом?
Б)Дорога в школу
-Каким голосом и как разговаривает Артём с другими героями произведения? (смелый,…)
-Как характеризует Артёма то, что он подумал хорошо, мама уже дома, волк её не съест» (очень любит свою маму) В)Первая встреча с учительницей(Чтение по ролям)
-Прочитайте, как автор описывает нам учительницу?
- Какой художественный прием использует автор?
-Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)
-Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери,волновался)
-А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание?Почему не ругала (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)
Г)Артем дома у Апполинарии Николаевны,его первый урок.(Чтение по ролям. Теперь давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Проверка домашнего задания Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». По желанию сейчас встаете и одним предложением описываете свою иллюстрацию или говорите, к какому эпизоду она рисовалась.
-Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите. Я думаю мы выполнили с вами нашу третью цель. Появляется солнышко. |
Работают в парах. Составляют план рассказа. План 1.Разговор Артема с мамой. 2.Дорога в школу. 3.Встреча с учительницей. 4.Тревожные мысли Артема. 5.мальчик дома у учительницы. 6.Артем учится. 7.Утро следующего дня.
Выполняют физкультминутку.
Читают по ролям. Отвечают навопросы по тексту
Демонстрируют работы и дают пояснения
|
К: планирование учебного сотрудничества с одноклассником.
П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля.
П: анализ с целью выделения существенных признаков.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: произвольное построение высказывания в устной форме.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа.
|
4 мин |
Перейдем к главным героям. Назовите их (мама,Артем ,учительница) Теперь, я думаю ,вы легко справитесь со следующим заданиям в парах.. Обратимся к русскому языку. Какая часть речи поможет нам назвать черты каждого героя? (прилагательное) -Что такое прилагательное ? Возьмите второе задание из файлика. -Подпишите имена главных героев. -Выпишите для каждого 5-6 прилагательных ,которые лучше всего ,по вашему мнению, характеризуют их. Прочитайте. Посмотрите на характеристики мамы и учительницы. Что заметилb?.(Они похожи. Вы наверное теперь легко ответите на вопрос Почему Платонов так назвал свой рассказ.? .Молодцы. Появляется солнышко.
Теперь ,после всей работы,я думаю вам легче будет определить основную мысль произведения . -Какова же она? Ответы детей. -Мама тот человек ,который всегда поможет, поддержит .поймет. Мама –главный человек в жизни каждого. Хорошо, когда есть добрые ,близкие люди. Любовь и доброта преодолеют все трудности и т.д. Появляется солнышко. Давайте ответим на последний вопрос.- Какие чувства пробуждает этот рассказ у вас? Ответы детей(доброты ,ласки, любви ,желания заботится и тд) Появляется солнышко.
|
-повторяют правило -работают в парах анализируют выбирают прилагательные
высказывают своё предположение |
П: управление поведением партнера
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П: анализ с целью выделения существенных признаков
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный – разъяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Частично-поисковый – выделение вопросов. |
3 мин + 4 мин. |
Обобщение. Подведение итогов перед последним творческим заданием.
С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама » - Какую главную мысль хотел донести до нас автор?
А сейчас, ребята ,вы должны попробовать стать писателями и написать мини-сочинение на тему »Мой первый день в школе» Вспомните свое первое сентября ,опишите свои чувства. Если вы не успеете ,это станет вашим домашним заданием вместе с кроссвордом. который есть у каждого из вас. Чтение мини-сочинений. |
.Отвечают - «Ещё мама» -А.П. Платонов -учительница в школе стала Артёму как мама. - Оценивают свою работу на уроке.
|
П: структурирование знаний.
Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.
. . |
|
|
|
|
. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.